Вторник, 26.11.2024, 04:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 792
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Искусство и культура » Культура

Неугасимая лампада

Неугасимая лампада

Неугасимая лампада

Вот уже семнадцатый сентябрь в Алуште проходит под знаком очередной, теперь 135-й годовщины со дня рождения Ивана Сергеевича Шмелева — «знатока и мага злототканного русского языка и мастера бытописания», как его называл друг — писатель, академик Сергей Николаевич Сергеев-Ценский.

Нынче год особенный, отмечается юбилей выдающегося русского писателя, чья драматическая судьба связана с Крымом и Алуштой, и потому в литературном музее его имени собралось немало гостей — участников широко известных и у нас, и за рубежом международных Шмелевских чтений.

…К 1990 году интеллигенция и общественность стали все более активно говорить о писателе-эмигранте И.С. Шмелеве. Начали публиковаться его произведения и статьи о нем в крымских и центральных СМИ. Все настойчивее шла речь о возвращении культурного наследия на родину, о необходимости создания музея.

«Он живой костер жертвенного переживания — того, что в мире, того, что судьбинным ходом превратило Россию в святую мученицу, ждущую своего избавления от пыток. Он неугасимая лампада призывного творческого слова, которое давно не звучало у нас так глубинно…» — писал о Шмелеве поэт Серебряного века Константин Бальмонт в своем очерке «Горящее сердце».

Откуда же берут начало истоки творчества Ивана Сергеевича, писателя «сильного темперамента, страстного, бурного, очень одаренного и подземно навсегда связанного с Россией, в частности с Москвой, а в Москве особенно с Замоскворечьем?» Писателя, который и в Париже остался «замоскворецким» человеком, как заметил Борис Зайцев — друг и единомышленник писателя, разделивший с ним горькую долю эмиграции. Наверное, ответ как раз и заключен в последних словах этой краткой, но емкой характеристики: оттуда — из Замоскворечья, из Кадашевской слободы…

«В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. Во дворе стояла постоянная толчея. Работали плотники, каменщики, маляры, сооружали и раскрашивали щиты для иллюминации… Заливались стаканчики, плошки, кубастики. Пестрели вензеля. В амбарах было напихано много чудесных декораций с балаганов. Художники с Хитрова рынка мазали огромные полотнища, создавали чудесный мир чудовищ и пестрых боев… «мастаки и архимеды», как называл их отец, пели смешные песенки и не лазили в карман за словом. Слов было много на нашем дворе — всяких. Это была первая прочитанная мною книга — книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругани, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук. Эти лохматые головы смотрели на меня очень любовно.

Мозолистые руки давали мне с добродушным подмигиванием и рубанки, и пилу, и топорик, и молоточки и учили, как «притрафляться» на досках, среди смолистого запаха стружек, я ел кислый хлеб, круто посоленный, головки лука и черные, из деревни привезенные лепешки. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог. Здесь я слушал летними вечерами после работы рассказы о деревне, сказки и ждал балагурства. Дюжие руки ломовых таскали меня в конюшни к лошадям, сажали на изъеденные лошадиные спины, гладили ласково по голове. Здесь я узнал запах рабочего пота, дегтя, крепкой махорки. Здесь я впервые почувствовал тоску русской души в песне, которую пел рыжий маляр: «И-эх и темы-най лес… да эх и темы-най…» Я любил украдкой забраться в обедающую артель, робко взять ложку, только что начисто вылизанную и вытертую большим корявым пальцем с сизо-желтым ногтем, и глотать обжигающие щи, крепко сдобренные перчиком…»

Там, в Кадашевской слободе, живая и первородная московская жизнь заронила в душу будущего писателя зерна творчества, там формировалось его сознание. «Во дворе было много ремесленников — бараночников, сапожников, скорняков, портных. Они дали мне много слов, много неподражаемых чувствований и опыта. Двор наш для меня явился первой школой жизни — самой важной и мудрой. Здесь получили тысячи толчок для мысли. И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получал от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами…»

И.С. Шмелев, по свидетельству современников, был личностью цельной, православной веры, горячий и пламенный борец за единение славян по принципу православно-христианского, соборного сознания.

Это чрезвычайно актуально сегодня, когда противниками православия делаются попытки раскола христианского мира по политической целесообразности, что продемонстрировал, к примеру, прецедент в Киеве в дни празднования 1020-летия Крещения Руси. В матери городов русских, к счастью, не состоялась затея создания поместной церкви, независимой от Московского патриархата, но очень зависимой от западных недоброжелателей России. Удалось предотвратить разрыв Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) с Русской православной церковью (РПЦ). Что это означает? Задачи ставились амбициозные: чтобы раз и навсегда покончить с идеями славянского единства, воспрепятствовать возрождению союза народов России, Украины и Белоруссии, уничтожать как религиозные, так и духовно-нравственные узы всех братских славянских народов. Как известно, опасность раскола славянского мира сумел предвидеть константинопольский патриарх Варфоломей I, хотя его всячески искушали перспективой создания в Украине единой поместной церкви под его покровительством, стать главой одной из густонаселенных православных стран — хотя бы ценой того, что в Украине это посеяло бы рознь и раздоры, которые тут же отбросили бы тень на вселенское православие.

Константинопольский патриарх Варфоломей I — человек ясного ума и твердой воли — своего благословения не дал, не стал потакать раскольникам. Впрочем, это не только заслуга патриарха Варфоломея I, но и широких народных масс верующих и неверующих украинцев, которые все еще сильно ощущают единство духа с братским русским народом. Разделение двух братских народов — русского и украинского — по религиозному признаку не состоялось. Вот почему православное мировоззрение Ивана Шмелева актуально звучит и сегодня, укрепляет нашу веру в Господа и дружбу всех славян мира.

…В конце мая 2000 года прах Ивана Сергеевича Шмелева и его жены Ольги Александровны через пятьдесят лет после смерти писателя вернулся на родину, в Россию, и, согласно его завещанию, был захоронен в некрополе Донского монастыря. Это событие стало символом возрождения русской духовности. Можно усмотреть Божий промысел в том, что это произошло… «Настало время, когда мы можем воздать должное этому прекрасному человеку, православному писателю и истинному русскому патриоту, — говорил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 13 июня 2000 года в своем «Слове о русском писателе Иване Шмелеве», произнесенном в Донском монастыре при перезахоронении праха писателя. — Прежде казалось, что это время никогда не наступит. На примере жизни Ивана Сергеевича мы видим, как тяжело для русского православного человека пребывание на чужбине. Горькая была разлука с родной землей, с любимой Москвой, с русскими святынями, с родными могилами, со всей красотой православной жизни, неповторимым бытом старой Москвы, укорененным в православии. Все это Иван Сергеевич Шмелев воссоздал в своих книгах, написанных в изгнании. Этим он совершил писательский и человеческий подвиг. Его сочинения для русских людей в эмиграции стали больше, чем просто литературой, ими утоляли духовный голод.

…Хочется надеяться, что сегодняшнее событие — это начало возвращения на родную землю останков других достойных сынов России. За границей они никому не нужны, и их могилы будут забыты. Но если мы хотим возродиться как народ, мы должны помнить и почитать своих славных предков».

И.С. Шмелев был одним из самых близких друзей Ивана Ильина, считал этого выдающегося русского философа-эмигранта своим духовным водителем.

Они познакомились только в изгнании, когда после зверского расстрела бел-куновскими большевиками в 1921 году сына писателя Сергея, служившего у Врангеля и не покинувшего Крым с отступившей Белой армией, в ноябре 1922 года Иван Сергеевич вместе с женой Ольгой Александровной выехал по приглашению И.А. Бунина из России в Берлин, а впоследствии перебрался на постоянное жительство в Париж. Одному из своих старых друзей он написал так: «…не случись со мной этой страшной неправды, я никогда бы не ушел из России».

«Переписка двух Иванов» — Шмелева и Ильина — началась в 1927 году и продолжалась вплоть до смерти Шмелева (впервые опубликована в Собрании сочинений И.А. Ильина под составлением профессора Н.П. Полторацкого).

В первом своем письме замечательный русский писатель обращается к русскому философу со словами признания: «Не раз, не раз подрывался я написать Вам, приветствовать Вас за стойкость, за блеск дарования, за мужество в борьбе, за великую честность перед Россией, за высокую и одухотворенную человечность — русскость! За ту горькую и такую нужную нам всем правду, которую Вы ищете, находите и поясняете всем…»

Положение Шмелева в эмиграции было незавидным. От голода и изнурительного труда он тяжело болел. И если соратники по перу зачастую были сыты и благополучны, язвеннику Шмелеву Ильин добывал гречку, доставляемую их США, делился с ним из Швейцарии продуктами. «Ваша дружба, Ваши письма, Ваши взирания на меня, Ваш досмотр и путь (все это в Ваших трудах творческих!)… были мне опорой, великой помощью, — писал Шмелев Ильину. — Ободрением, указанием, что иду правильно. Мы в одном дышле. Вы столько сделали для России, для постижения ее, для формировки национальной души! Вы породили плеяду — новой национальной христианской — русской интеллигенции. Это уже врезано в историю русской культуры».

После смерти жены (1936 г.) писатель выражал желание поселиться при монастыре, но считал, что еще не все его замыслы воплощены в слово. Для поправки здоровья Иван Сергеевич 24 июня 1950 года поехал в русский православный монастырь Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От (под Парижем) и там в день приезда скончался, словно исполнив свою заветную мечту и завершив все свои земные дела. Похоронен он был на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с женой.

…Среди различных тем, которые затрагивает И.С. Шмелев и которые очень волнуют его (творчество, Родина, судьбы русской интеллигенции, духовность и пр.), есть и сожаление о том, что воспитание современного человека (сороковые годы. — В.Ю.) проходит вне церкви и общество не обращает внимания на религиозные основы нравственности: «Что особенно горестно, не улавливаешь в органах печати даже попыток посмотреть на все с нравственной высоты, от общего, от основ бытия».

Вряд ли утратили свое глубокое значение эти слова писателя и нынче, хоть и повернулось, казалось бы, наше общество к Богу (зачастую есть в этом немало показушного), все же нельзя говорить о нравственности, особенно среди власть предержащих, среди политиков, бизнесменов, да и многих людей искусства тоже.

В 2000 году одна из участниц IX Международных Шмелевских чтений Л.Ф. Попова-Бринхильдсволл из Германии отмечала: «Шмелев гневается на Запад, что Россию грабят, ее унизили, сузили, превратили в дикое поле, в колонию. Упрекает, что «Россию выволокли на свалку, забыли Россию великих дел». Он хочет для России свободы, но американская демократия без души неприемлема для него и для его России…»

Уместно привести слова географа Е.В. Максимова, которые не только находятся в согласии со взглядами И.С. Шмелева, но кажется, что сказаны им самим: «Наше время — время массированной агрессии доллара, порнографии, антиправославной ереси и религиозных сект. Наша образованная публика также в значительной части своей ориентируется на Запад. А про родную землю забыли… Забыли православную веру, забыли героическое прошлое своего народа».

В 1920 году, в период массовой эвакуации, за рубеж ушло на кораблях около 150 тысяч человек — солдат, офицеров, казаков, гражданских беженцев, не принявших октябрьский переворот и красный режим. Многим из них там, на Севастопольском причале, казалось, что покидают родину лишь на короткое время — на несколько недель, ну, может, месяцев. Оказалось, для большинства — навсегда… Три с половиной миллиона человек ушло из России в эмиграцию в 20-х годах. Один из поэтов русского зарубежья (совсем недавно открытый у нас критиком Валерием Хатюшиным), эмигрант первой волны, офицер лейб-гвардии Атаманского полка Николай Туроверов написал о днях прощания с родной землей и со страной, которой уже не было, такие строки:

Мы шли в сухой и пыльной мгле

По раскаленной крымской глине,

Бахчисарай, как хан в седле,

Дремал в глубокой котловине.

И в этот день в Чуфут-Кале,

Сорвав бессмертники сухие,

Я выцарапал на скале:

Двадцатый год — прощай, Россия…

Обо всем этом и многом другом говорили участники XVII Крымских международных Шмелевских чтений «И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья» в сентябре сего года в Алуште. В них участвовали как известные литературоведы и историки России, Украины, Белоруссии, так и филологи Англии, Польши. Творчество Шмелева позволяет нынешним исследователям во многом понять процесс первой волны русской эмиграции в широком идейном и литературном контексте.

«Я знаю, есть у меня обязательство перед русским читателем… ибо чуется мне, видится духовным взором, что все это не случайно, а дается… Я хочу сам уйти в наши просторы русские… и все пронизать святым…» — так напишет Шмелев в одном из писем Ольге Александровне Бредиус-Субботиной в начале сороковых годов.

Он ушел и в русские просторы, и в просторы русской души, но главное — в нашу неизбывную память.

Владимир ЮДИН, участник XVII Крымских международных Шмелевских чтений По материалам сайта http://vesvladivostok.ru





Другие статьи по теме:

Женщины «всесоюзного старосты»
Женщины «всесоюзного старосты»

Дарит искры волшебства светлый праздник Рождества!
Дарит искры волшебства светлый праздник Рождества!

Лариса Соломина, педагог дополнительного образования подросткового клуба Сирин, умеет и шить, и вязать, но душу, по ее...

29 июля кстовские спортсмены отправились в Москву на чемпионат России по тайскому боксу
29 июля кстовские спортсмены отправились в Москву на чемпионат России по тайскому боксу

В субботу, 5 июля, В Кстове, во Дворце детско-юношеского творчества, состоится концерт русской песни.
В субботу, 5 июля, В Кстове, во Дворце детско-юношеского творчества, состоится концерт русской песни.

Нарядим новогоднюю елку вместе!
Нарядим новогоднюю елку вместе!

Гастрономические картины от ресторана REZIDENCE RP. Мы не можем понять человека, если не знаем, что он ест

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Культура | Поместил: Роман (27.10.2012)
Просмотров: 480 | Теги: книга, Мир, церовь, Россиия, религия, народ, Россия, культура | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Советы для женщин]
Лечение рака груди в Германии (0)
[Советы автомобилистам]
Что такое транспондер и какие они бывают. (0)
[Строительство и ремонт]
Разновидности и характеристики ламината (0)
[Советы автомобилистам]
Покупайте летние шины и литые диски в Санкт-Петербурге в гипермаркетах «Колесо» и на официальном сайте интернет-магазина (0)
[Полезные советы]
Частые поломки электроплит: причины и способы решения (0)
[Вредные привычки]
Преимущества Торпедо вшивания в клинике Детокс в городе Москве (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества выбора и покупки чердачной лестницы на сайте интернет-магазина ru-complect.ru (0)
[Полезные советы]
Накрутка лайков Вконтакте от сайта VIEWS.SU (0)
[Полезные советы]
Где заказывают накрутку подписчиков во "ВКонтакте"? (0)
[Строительство и ремонт]
Основные требования, выдвигаемые для пожарных водопроводов (0)
[Полезные советы]
Как быстро стать популярным на платформе Likee (0)
[Бизнес и финансы]
Средства виртуализации рабочих мест vdi от лучшего решения Termidesk (0)
[Компьютерная безопасность]
Русская ОС Astra Linux 1.8 развивается и крепнет (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества дома из клееного бруса (0)
[Отдых в России]
Для незабываемой встречи с проституткой в Москве посетите сайт moskva-kiski.com (0)
[Полезные советы]
Как выбрать адвоката для помощи в суде: особенности и важные нюансы (0)
[Здоровье]
Для излечения варикозного расширения вен в Москве обращайтесь в Центр флебологии (0)
[Строительство и ремонт]
Покупайте нерудные материалы в компании ТК АЛГОРИТМ на её официальном сайте algnm.ru (0)
[Отдых в России]
Чем интересно Еврейское кладбище в Санкт-Петербурге (0)
[Товары для дома]
Ультрасовременные ванные (0)
 


Самые читаемые статьи

Бедные богачи (0)
Где в интернете найти ссылки паркур-сайтов? (0)
Восстановить жизненные силы (0)
Весенние маски для лица (0)
Где скачать музыку для бальных танцев? (0)
Что ждет российскую санаторно-курортную систему (0)
Audi A6 2.4 5V (0)
Как правильно выбирать автозапчасти (1)
Что такое вылет колеса? (1)
Как научиться садиться на шпагат? (0)
ВСЯ ЖИЗНЬ – ИГРА (0)
Москвич 412 ИЭ (0)
Полезные советы рыболову. (0)
Табакокурение (0)
ВАЗ 21102 (0)
Нижегородские кузнецы (0)
Карманные календарики серии пин-ап (1)
Land Rover Discovery 2.7 TdV6 (2)
Как нас обманывают на российских АЗС (0)
Легенда о граде Китеже (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024