В эти дни в Хакасском республиканском краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова проходит выставка "Красноярск-Хакасия. Капеля в кругу друзей". Таким добрым прозвищем называли Владимира Капелько – путешественника, поэта, этнографа, археолога и художника – одного из лучших в Хакасии. Самобытный красноярский живописец "осел" в наших краях случайно, когда в очередной раз приехал на археологические раскопки и встретил свою будущую жену – Эру Севастьянову.
Эра Антоновна трудилась здесь археологом и вместе с Капелей работала над выставкой "Древнее искусство Хакасии", которая и по сей день пользуется успехом в республиканском краеведческом музее. С 1983 года художника можно считать полноправным жителем Абакана. "Необычайно понимающая его" супруга все силы положила на продвижение творчества художника, ее стараниями открывались выставки – как при жизни, так и после кончины Капелько. Не без ее участия была создана и последняя экспозиция. Но прийти на ее открытие приболевшая Эра Антоновна не смогла.
Лозунг, провозглашаемый выставкой: "Нет официозу!" Потому красным ленточкам и высокопарным вступительным речам было отказано. Следуя пожеланиям Владимира Феофановича, организаторы усадили гостей за стол и потчевали горячим чаем. А в это время люди, лично с ним знакомые, делились воспоминаниями. Заслуженный работник культуры Республики Хакасия Юрий Забелин назвал Капелько человеком с могучим русским характером в третьей степени:
– Он проявлял мощный и даже взрывной интерес к окружающему миру. В нем кипел русский характер, который отличает безграничное любопытство и желание выявить самого себя. Если музыканты обладают слухом, то Капелько – редким археологическим чутьем, которое позволило ему вычислить древние огневища на глубине трех метров. Этот человек достоин того, чтобы о нем написали богатым пером.
Капелько называли художником-глыбой, талант которого отмечали критики из Москвы и Питера. Его называли уникальным дарованием, у которого что ни картина – то настоящий шедевр. А вот сам Владимир Феофанович, признавая себя "художником штучным", к живописцам себя не причислял:
"Это Суриковы живописуют, мы же только красим",
– говорил он.
– Для выставки мы выбрали работы самых близких его друзей из фондов Хакасии, а также из Минусинска. Список, который мы составляли вместе с Эрой Антоновной, получился очень большим. Капеля был человеком космополитичным и всех любил. Он ценил творчество Доможакова, самого близкого ему по духу художника, Тодыкова – самого лучшего графика в Хакасии, а также Котожекова и Ананина. Для художников характерно соперничество, но Владимир Феофанович был непререкаемым авторитетом, который служил еще и мерой весов. Если Капеля говорил, что та или иная картина – не халтура, то другие с ним, как правило, соглашались.
Плоды его трудов можно увидеть в краеведческом музее. Здесь представлено несколько десятков работ Капели и его друзей-художников – Серебрякова, Терентьева, Ултургашева, Доможакова, Бондина, Тирона, Пономоревой, которой принадлежит чудесный портрет Владимира Феофановича с голубем на голове. И даже работа Эры Севастьяновой, написавшей картину "Наш дом с Капелей в с. Верх-Усинск". Кроме предметов изобразительного искусства здесь можно посмотреть видеосюжет с участием художника и археолога в одном лице, используемые им в быту берестяные изделия, настоящий мольберт и краски, капелевский "чум" и "волшебное" дерево, где на бумажных "листьях" напечатаны стихотворения автора.
Заведующая экспозиционным отделом краеведческого музея Ольга Ахремчик рассказала, что выставка должна была быть приурочена к 10-летию со дня кончины Капелько. Но в прошлом году ее открыть не удалось, так как большинство музейных залов были на ремонте: