Пока физики спорят о том, возможны ли путешествия во времени, дизайнеры Mercedes-Benz уже давно заглянули в будущее. А иначе не объяснить, как им удается проектировать автомобили, которые лишь спустя годы или даже десятилетия входят в моду и воплощаются в реальность. И если предположить, что такие возможности реальны, то дальше всех переносятся во времени дизайнеры из студий Mercedes-Benz Advanced Design. Именно они мыслят на десятилетия вперёд, развивая уже сегодня концепцию под названием «мобильность будущего», которая подразумевает не только дальнейшее развитие «языка форм» Mercedes-Benz, но и формирование новых тенденций и творческих идей с сохранением собственных традиций и преемственности стиля.
Первая из зарубежных дизайн-студий Mercedes-Benz Advanced Design была открыта в июне 1990 г. в Калифорнии. Сегодня она занимает 1200 квадратных метров, и в ней над созданием внешнего облика автомобилей будущего трудится солидный творческий коллектив дизайнеров и моделистов. Калифорнийская студия регулярно обменивается идеями и сотрудниками со своими партнерами в Токио и Зиндельфингене, где также расположены дизайн-студии концерна. Кроме этого, одна студия находится в Комо (Италия) и специализируется исключительно на проектировании интерьеров.
Располагается она на знаменитой вилле Салазар, близ озера Комо, где Джанни Версаче когда-то выпускал свои знаменитые галстуки. Недавно ещё одна студия была открыта в Пекине. Общее же руководство всеми дизайн-студиями концерна осуществляется централизованно и находится под управлением профессора Гордена Вагенера – шеф-дизайнера Mercedes-Benz.
Помимо штатных 440 дизайнеров, постоянно занимающихся разработкой дизайна для серийных машин, более 60 человек трудится над созданием всевозможных концептов и прототипов, на основе которых в дальнейшем создаются шоу-кары и осуществляется различное обновление моделей.
Руководители концерна стараются ставить перед дизайнерами задачи, исходя из места дислокации их бюро и творческого потенциала, характерного для того или иного региона. К примеру, творческие умы, работающие в г. Комо, сосредоточены на создании интерьеров, так как треугольник, образованный городами Комо, Милан, Турин, является центром мебельной индустрии и интерьерной моды. В этом регионе развиты ремесла, играющие для студии передового дизайна Mercedes-Benz важную роль.
Аналогичная ситуация наблюдается и в азиатском регионе, где на первом месте традиционно стоит функциональность. Именно на рынках Японии и Китая, имеющих большое значение для Mercedes-Benz, спросом пользуются автомобили, отличающиеся идеальной проработкой деталей экстерьера и высоким уровнем функциональности. Подобные тренды улавливаются специалистами токийской и пекинской студий, переосмысливаются и реально переносятся на дизайн автомобилей Mercedes-Benz. Токио как крупный мегаполис играет важную роль при определении тенденций, связанных с уменьшением габаритов автомобилей премиум-сегмента. Здесь дизайнеры задаются фундаментальными вопросами, такими, например, как что вообще будет означать понятие «мобильность» в будущем?
«Мы не гонимся за модой, – комментирует работу своего отдела профессор Вагенер, – а стремимся выявить долгосрочные тенденции, которые на протяжении десятилетий будут повышать ценность нашего бренда. Мы создаем идеи, которые удовлетворяют максимальные запросы в области технологий, мощности, комфорта и безопасности». Именно поэтому дизайнер должен «жить в будущем» и думать, по меньшей мере, на два-три автомобильных поколения вперёд. Студии передового дизайна Mercedes-Benz являются творческими лабораториями, где дизайнеры дают полную волю своей фантазии, не задумываясь о серийном производстве.
Как создается эталон
В процессе дизайна серийных автомобилей приходится учитывать требования технического задания, производственные аспекты и законодательные предписания, чтобы создать преемника существующей модели. Это достаточно сложная, жёстко связанная с конкретными требованиями задача, при выполнении которой требуется как дисциплина, так и творческий подход. Работая под управлением дизайн-центра в Зиндельфингене, дизайнеры со всего мира вовлекаются в процесс разработки вариантов обновления автомобилей, будь то легковое авто, грузовик или автобус, марка Mercedes-Benz, smart или Maybach, от стратегического и концептуального планирования до дизайнерской работы непосредственно и построения макетов в натуральную величину.
1. Дизайн легковых автомобилей: дизайн-стратегия и разработка концепции
Дизайнерское подразделение Mercedes-Benz отвечает за создание эскизов, начиная с этапа проектирования архитектуры автомобиля и заканчивая чертежами, готовыми для использования в серийном производстве. Творческие разработки, а также дизайн потенциально возможных новых семейств и их вариантов для портфолио Mercedes-Benz также относятся к его основным задачам. В тесном сотрудничестве с отделами, занимающимися научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, создаются автомобили будущего и инновационные концепт-кары – от эскизов до прототипов, пригодных к эксплуатации. Кроме автомобильного дизайна, под маркой Mercedes-Benz Style выполняются заказы от эксклюзивных компаний премиум-класса на дизайн изделий в таких областях, как транспорт, промышленный дизайн, стиль жизни, мебель.
2. Дизайн легковых автомобилей: управление и менеджмент
Все автомобильные дизайнерские проекты, начало которых было положено Mercedes-Benz, управляются централизованно. Дизайн-центр в Зиндельфингене управляет всеми этапами дизайнерской работы на протяжении всего жизненного цикла автомобиля – от контроля качества до контроля за соблюдением сроков и стоимости выполненных работ. Имеющееся ноу-хау применяется для всего автомобиля, состоящего из экстерьера и интерьера, начиная с этапа определения дизайн-стратегии, затем в ходе разработки дизайна самого автомобиля, и так вплоть до окончания его серийного производства. В обязанности дизайнеров входит также создание всех дизайн-образцов, начиная с глиняной модели в масштабе 1:1 и заканчивая макетом и эталонной моделью, для получения всех необходимых для дизайнерского процесса данных, а также для утверждения всех данных сплайн-модели для передачи их на следующий этап конструирования, предполагающий изготовление цельных отдельных деталей. Сплайн-модель автомобиля представляет собой математически совершенное геометрическое изображение видимых для клиента поверхностей в интерьере и экстерьере с учётом всех технических и формально-эстетических требований.
3. Дизайн легковых автомобилей: работа над экстерьером
От А-класса до S-класса, от SLK до SLS дизайнеры разрабатывают дизайн всех семейств легковых автомобилей и отвечают за экстерьер, а также дизайн пользовательского интерфейса и эргономику. Они ведут проекты на протяжении всего периода разработки. Дизайнерские работы, необходимые в течение жизненного цикла модели, вроде рестайлинга или изменений в связи со сменой модельного года, также находятся в сфере ответственности дизайн-центра.
4. Дизайн легковых автомобилей: работа над интерьером
Наряду со своей традиционной задачей – оформление салона автомобиля, включая сиденья, двери, обивку потолка, приборную панель органами управления – дизайнеры интерьера работают также над графическим интерфейсом бортового компьютера, структурой меню и логикой управления в целом. Для выполнения каждого задания им требуются разные специалисты, например, специалисты по производственному и графическому дизайну, дизайну программного обеспечения. Специалисты по оформлению поверхностей придумывают цвета и продумывают все свойства материалов, применяемых в экстерьере и интерьере. От фактуры кожи и металлов до степени блеска всех поверхностей – каждая деталь проходит тщательный отбор и согласование. Часто даже самые незначительные нюансы играют решающую роль, поэтому созданию интерьеров, учитывая возросшую их сложность, специалисты концерна уделяют большое внимание.
5. Дизайн малотоннажных автомобилей и грузовиков
В секторе коммерческого автотранспорта дизайнеры Mercedes-Benz разрабатывают дизайн малотоннажных автомобилей Vito, Viano, Sprinter и Vario, а также грузовых автомобилей Accelo, Atego, Axor, Actros и автомобилей спецназначения Unimog, Econic и S 2000. Кроме того, они берут на себя решение дизайнерских задач и для других семейств и марок, например, Додж (малотоннажные автомобили), Freightliner и Мицубиси Fuso (грузовые автомобили). Выполняется дизайнерское проектирование всего автомобиля, т. е. его интерьера и экстерьера. Сопровождение каждого семейства осуществляется на протяжении всего процесса проектирования до начала производства – от эскиза до окончательного утверждения дизайна.
За десять шагов до готового автомобиля
Путь от первого эскиза до утверждения модели занимает около 3-х лет. За это время новый «Мерседес» проходит через бесконечную череду различных технологических операций, во время которых дизайнеры шаг за шагом приближаются к окончательному облику будущего автомобиля. Выбрав из конкурирующих друг с другом проектов один, команда специалистов формирует следующее поколение автомобиля марки Mercedes-Benz.
В основе процесса по созданию дизайна автомобиля, как и в основе любого процесса в мире моды, лежит чертёж, то есть перед любой работой выполняется эскиз, причем от руки или на компьютере – не важно. После чего идеи, которые до этого существовали лишь в голове дизайнера, обретают конкретную видимую форму. Затем создается цифровая трехмерная модель. Моделируются пропорции, размеры и контуры автомобиля, проверяется согласованность и гармония. Далее дизайнеры создают глиняную модель в масштабе 1:4. Только после этого они смогут решить, способны ли их идеи в трёхмерном виде производить такое же впечатление, что и на эскизах. На следующем этапе из нескольких вариантов выбирается форма нового автомобиля и принимается окончательное решение о внешнем облике будущей модели Mercedes-Benz.
Выбранная модель масштабируется до окончательных размеров будущего автомобиля. Затем на основе макета в натуральную величину дизайнеры создают детальную модель, с отдельными компонентами, выполненными вручную. На этом этапе возникает общий образ настоящего автомобиля, проявляются характерные признаки будущей модели.
Для оформления внутреннего пространства на первом этапе также делаются эскизы и компьютерные модели. Возникают различные варианты оформления интерьера. Причём здесь руководствуются принципом «идеальной эстетики», то есть предполагается, что создаваемый дизайн обязан быть понятным и красивым. Затем из сотни вариантов подбираются цвета для отделки будущей машины. Создается глиняная модель интерьера в натуральную величину, что является очень трудоемким и дорогостоящим занятием. Каждому материалу и цвету присваивается код, составляется спецификация.
По окончании процесса разработки дизайна модель утверждается членами Правления концерна, и если утверждение прошло успешно, то на пути к производству нового «Мерседеса» не остается никаких препятствий.