Понедельник, 29.04.2024, 15:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 790
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Искусство и культура » Культура

ОТ ЧЕТВЕРТОГО ИЗГНАНИЯ ДО КОНЦА ПЯТОГО ИЗГНАНИЯ (362 – 365 ГГ. )

ОТ ЧЕТВЕРТОГО ИЗГНАНИЯ ДО КОНЦА ПЯТОГО ИЗГНАНИЯ (362 – 365 ГГ. )

ОТ ЧЕТВЕРТОГО ИЗГНАНИЯ ДО КОНЦА ПЯТОГО ИЗГНАНИЯ (362 – 365 ГГ. )
6. 1. Александрийский собор
6. 2. Четвертое изгнание (362 – 365 гг...
Св. Афанасий, вняв совету прозорливого старца, не устрашился предпринять указанный ему отдаленный путь для блага Церкви. В тогдашнем положении дел не нужно было выпускать из виду, что ариане постараются предвосхитить себе расположение нового государя...
6. 3. Пятое изгнание (365 г...
6. 4. Творения



6. 1. Александрийский собор

Юлиан издал прямое повеление открыть языческие храмы и восстановить приношения жертв богам, отобрать у церквей все, что передали им прежние императоры от языческих храмов и жрецов. Ненависть к христианству выражалась в каждом письме, которое присылал он в Александрию. Новые начальники области старались оживить умирающее язычество, храм Сераписа снова наполнился поклонниками отовсюду. Язычники были в восторге, когда нашли быка Аписа со всеми нужными признаками, и поспешили уведомить об этом Юлиана, как о добром предвестии для предпринимаемой им войны против персов.

Не смущаясь суетными замыслами слепой вражды против христианства, хорошо понимая, что возвратить народ к темным языческим верованиям от света Евангелия невозможно, полагаясь на силу имени Христова, победившую мир, св. Афанасий спокойно совершал свое служение и старался утвердить согласие и в своем городе, и в других Церквах. При таком раздражении против христиан, до которого доведены были язычники Георгием, при покровительстве или, по крайней мере, невнимании правительства ко всяким притеснениям христиан, он не возбудил ни в ком жалоб. Напротив, устраняя всякий повод к оскорблению язычников, он восстановил между разноверными жителями города то согласие, в каком они жили при нем и прежде. «Он примиряет, – говорит св. Григорий Богослов, – друг с другом и с собою мятущихся, не потребовав посредников освобождает от притеснений терпевших обиды (от Георгия), не разбирая, принадлежит ли кто к его стороне или к противной».

Труднее было мирно окончить дело с арианскими епископами, поставленными в Египте. Изгнанные – места которых ариане незаконно заняли, подобно св. Афанасию, возвратились в свои города и по праву должны были занять свои места. Но и здесь мир не был нарушен.

В последние годы царствования Констанция, частью обманом, частью принуждениями, ариане успели склонить почти всех епископов Востока и Запада к подписанию такого Символа веры, в котором сказано было о Сыне Божием, что «Он подобен Отцу по писаниям». Словом подобен они хотели сблизиться с полуарианами, прибавляя: по писаниям, давали себе свободу изъяснять допускаемое подобие в каком угодно смысле. Вовлеченные в обман скоро увидели свою ошибку, принужденные страхом желали поправить свою вину, когда опасность миновала. Недоверчивость пасомых к пастырям нетвердым или недальновидным, разные толкования принятых слов увеличивали смущение в Церквах. Недоумевали, где найти точку опоры, и не находили, к кому лучше обратиться, как ни к архипастырю Александрийскому.

Особенно жалкое зрелище представляла Церковь Антиохийская. По изгнании св. Евстафия, более тридцати лет господствовали над нею ариане, но сохранилось здесь общество неизменно преданных своему архипастырю и Православию.

Для рассуждения о принятии епископов, обращающихся к Православию, и для устранения дел Антиохийской Церкви св. Афанасий положил учредить Собор (362 году) из египетских епископов, по большей части возвратившихся из заточения исповедников, и других. На этот Собор прибыл также один из западных епископов, сосланных при Констанции в Фиваиду, Евсевий Верчелльский, который принимал живое участие в делах Антиохийской Церкви, а другой, его товарищ в изгнании, Люцифер Каларийский, отправился прямо в Антиохию, чтобы способствовать умиротворению этой Церкви. Но Люцифер, мало умевший владеть собой и действовать в кротком примирительном духе, вместо того чтобы стараться о слиянии двух разделенных обществ православных в Антиохии, только усилил между ними разделение. Не дождавшись решения Александрийского собора, он поставил пресвитера Павлина в епископы, тогда как другое общество православных, более многочисленное, никак не хотело лишаться Мелетия.

Александрийский собор, не зная о случившемся в Антиохии, имел в виду постановить такие правила касательно принятия в общение всех переходящих от ариан, которые бы могли быть приложены и к делам Антиохийской Церкви. Руководствуясь духом мира и любви, он определил: принимать в общение церковное всех обращающихся к Православной Церкви, но с тем чтобы они согласились принять Никейский символ, анафемствовать арианскую ересь и осудить учение тех, которые признавали Духа Святого тварью. Под тем же условием Собор предоставлял пользоваться своими правами и всем епископам, которые вовлечены были в общение с еретиками обманом, страхом и принуждением и теперь ищут мира с Церковью. Но этой снисходительсностью не могли воспользоваться главные виновники еретических смут. Такие распоряжения легко могли вести к водворению мира и в Антиохийской Церкви: мелетиане, недавно отставшие от арианского общества, исполнив требования Собора, должны были составить одну Церковь с евстафианами, и так как сам Мелетий следовал Никейскому исповеданию, то он и должен был остаться общим пастырем для всех.

Чтобы устранить всякие недоразумения между верными чадами Церкви и принимаемыми в общение и тем облегчить взаимное их слияние в одно общество, Собор нашел нужным, войти в объяснение некоторых особенных выражений, какие употреблялись в разных Церквах в учении о Святой Троице. Это было тем нужнее, что в самой Антиохийской Церкви, между приверженцами Евстафия и державшимися Мелетия, был об этом спор, и одни подозревали других в неправомыслии. Говоря о Трех Лицах Святой Троицы, одни употребляли выражение Три Ипостаси. Другие, принимая слово ипостась в значении сущности (?????), и признавая единосущие Лиц в Святой Троице, выражали это словами единая Ипостась, то есть сущность, и выражение три ипостаси отвергали, как неправомысленное. Объяснив значение, какое соединялось у тех и других со словом ипостась и в котором они не разнились между собой, Собор выразил желание пользоваться теми выражениями, какие употреблены в Никейском символе.

Наконец, так как в последнее время начало распространяться неправомыслие и в учении о воплощении Сына Божия, и некоторые, признавая в Нем соединение Божеского естества с человеческим, не допусками в Его человеческом естестве присутствие высшей силы духа – ума, утверждая, что заменяло его Слово, или Божеское естество, то Собор отверг и это суемудрие как ложное.

Постановив такие определения, Собор поручил двум из своих членов, Евсевию Верчелльскому и Астерию Аравийскому, сообщить о них православным антиохийцам, собирающимся с Павлином, и убедительнейше просил этих епископов позаботиться, как отцам, наставникам и попечителям, о привлечении к единомыслию и отделяющихся мелетиан. Но было уже поздно. Неблагоразумием Люцифера дело было расстроено, и сам он, не соглашаясь на благоразумную снисходительность в отношении к епископам, увлеченным в общение с еретиками, отделился от Церкви. По крайней мере распоряжения Александрийского собора не остались бесплодными для других Церквей.

Голос мира и прощения из уст пастыря, который, по своим долговременным страданиям, один мог быть без укора строгим к падшим своим собратиям, был принят всей Церковью с восторгом. Папа Римский Ливерий, епископы македонские, ахайские, испанские и галльские повторили его на своих соборах. Астерий – на Востоке, Евсевий – на Западе, возвращаясь в свои епархии, возвещали слово мира в церквах, ими посещаемых. И многие епископы не замедлили примириться с Церковью, которую оскорбили своим малодушием. Не говорим уже о том, сколь важны были догматические определения, поставленные Собором о Божестве Духа Святого и о человеческом естестве в Иисусе Христе, служившие изъяснением и дополнением сказанного в Никейском символе, обратив внимание на одно объяснение богословских терминов. Св. Григорий Богослов, свидетель споров, какие возникали от различного их употребления, причисляет это дело св. Афанасия к одним из важнейших его подвигов. «Это полезнее продолжительных трудов и речей, – говорит он, – предпочтительнее многих бдений; это равняется достославным изгнаниям и неоднократному бегству самого Афанасия». «За одно это он заслуживает своего наименования Великий».



6. 2. Четвертое изгнание (362 – 365 гг. )

Сильное влияние св. Афанасия на город Александрию и на дела отдельных Церквей встревожило Юлиана. От Александрии, еще недавно славившейся своей философией, которая стремилась поддержать верования язычества, он ожидал помощи, а не противодействия своим планам. Ведь и епископов он вызвал из заточения, православных и ариан, не для блага Церкви, но для того, чтобы более расстроить ее раздорами и среди несогласий делать то, что ему хотелось. Обманувшись в своих ожиданиях, он воспользовался лукавой неопределенностью своего эдикта о возвращенных епископах. Там не было сказано прямо, что они могут вступить в управление своими Церквами, хотя никто иначе и не мог разуметь данного позволения. Итак, вменяя св. Афанасию в вину, будто бы он самовольно присвоил себе права, у него отнятые прежними императорами, Юлиан дал повеление изгнать его из Александрии немедленно.

Сколь ни было такое повеление несправедливым, св. Афанасий повиновался и, немедленно оставив город (23 октября 362 года), поселился невдалеке от него. Со скорбью и слезами провожали его верные, но он утешал их: «Не плачьте: это – небольшое облако, и оно скоро пройдет». На другой день вслед за ним изгнаны были и сосланы в заточение двое его пресвитеров: Павел и Астерий.

Недовольные удалением своего епископа, александрийцы просили императора о возвращении его. Но Юлиан не только отверг их просьбу, но и приказал изгнать Афанасия Великого из Египта.

Узнав о неудачных последствиях ходатайства александрийцев, св. Афанасий тайно оставил место своего пребывания и удалился в Верхний Египет, к инокам, которые и прежде давали ему убежище. Для них ничего не стоило и потерпеть за своего архипастыря какие бы то ни было страдания: они считали это гораздо богоугоднее и выше продолжительных постов, возлежания на голой земле и других подвигов самоумерщвления.

Переходя с места на место, св. Афанасий прибыл в Антино?й, к авве Паммону, который имел здесь свой монастырь. Сюда явился к нему и настоятель Тавеннский, Феодор Освященный, который также вблизи, на противоположном берегу Нила, в окрестностях Гермополя, имел монастырь, зависящий от Тавенны. Св. Афанасий намеревался плыть далее, укрыться в том монастыре, где прежде его искали. Оба аввы предложили ему свои услуги. Паммон изъявил желание быть его спутником, Феодор дал крытую лодку и иноков для управления ею, и оба старались утешать его. Но, укрепляемый молитвой, он не унывал. «Поверьте мне, – отвечал он спутникам своим, – мое сердце не бывает столь полно упования во дни мира, сколь во время гонения. Ибо я уверен, что, страдая за Христа и укрепляемый Его благодатью, если и буду умерщвлен, – обрету большую милость у Него». Но на этот раз прозорливые старцы имели возвестить ему нечто более обыкновенных утешений. «В настоящий час пал Юлиан в Персии, – сказал Феодор – К нему идет слово пророческое: прозорливый и обидливый муж и величавый ничесоже скончает» (Аввакум. 2,5). В то же время Феодор предрек, что преемник Юлиана будет христианин, но недолго будет жить, и потому советовал св. Афанасию, не утруждая себя дальнейшим путешествием в Фиваиду, тайно поспешить ко двору нового государя. «Ты встретишь его на пути, – прибавил Феодор, – будешь принять им с любовью и возвратишься в свою Церковь».

Юлиан скончался на войне против персов, пораженный стрелой (23 июня 363 года). Избранный на его место Иовиан, действительно, был предан христианской вере.



Св. Афанасий, вняв совету прозорливого старца, не устрашился предпринять указанный ему отдаленный путь для блага Церкви. В тогдашнем положении дел не нужно было выпускать из виду, что ариане постараются предвосхитить себе расположение нового государя. Итак, не останавливаясь надолго в Александрии и не открывая своего намерения многим, св. Афанасий отправился на восток, в Сирию. Есть известие, что он доходил даже до Едессы и там еще предостерег Иовиана от внушений двух арианских епископов, уже явившихся сюда со своим исповеданием. В Антиохии, когда окружали его проповедниками разных учений, Иовиан пожелал иметь письменное изложение учения веры от старейшего из представителей Восточной Церкви, по кафедре и по достоинством, участника Никейского собора, стоявшего во главе православных. Св. Афанасий представил ему это исповедание, которое защищал доселе словом и страданиями. Восхвалив расположение государя к предметам небесным, он предлагает держаться Символа Никейского собора, как веры апостольской, всеми принятой, исключая немногих; обличает ариан за их дерзкие покушения заменить его своими Символами; перечисляет страны, в которых он принят, начиная от Испании до Каппадокии; отвергает нечестивое учение, что Сын – из ничего; осуждает и наименование Сына только подобным Отцу; наконец, ясно исповедует несозданность спрославляемого Отцу и Сыну Духа Святого и единое Божество во Святой Троице. Император принял это исповедание и не искал другого. Прислали к нему свое исповедание македониане, но оно было им отвергнуто. Представил свое изложение веры и епископ Антиохийский Мелетий, с Собором других епископов Сирии, к которому присоединились люди, умеющие приноравливаться к обстоятельствам, из ариан. Исповедание Мелетия, также как и св. Афанасия, содержало в себе Никейский символ с некоторыми изъяснениями, но они не были достаточно полны и определенны.

Не успев привлечь императора на свою сторону, ариане, по крайней мере, старались очернить в его глазах святителя Александрийского. Евзой, арианский епископ в Антиохии, хотел употребить для этого придворных евнухов – Проватия и других, вызвал из Александрии арианского священника Люция, чтобы им заменить св. Афанасия. Ариане останавливали императора при выходе из дворца и на улицах и не жалели слов клеветы и осуждения против святого архипастыря. Но император прямыми и резкими ответами и неожиданными вопросами приводил в смущение еретиков и рассеивал их клевету. Проватия, который вздумал подражать евнухам царствования Констанция, подверг жестокому наказанию, а Люция с презрением отослал от себя прочь.

Наконец, отпуская св. Афанасия к своей пастве, император снабдил его своим посланием, в котором, прославляя его святую и богоугодную жизнь, поставляющую его примером стаду, и его страдания за любезное ему православие, изъявлял свою волю, чтобы он возвратился к делам своего служения среди своей Церкви и пас народ Божий.

Пребывание св. Афанасия в Антиохии, по-видимому, должно было вести к сближению его с Мелетием. Но Мелетий, по недоразумению и по внушениям неблагонамеренных людей, сам уклонялся от сношений с ним.

Возвращение св. Афанасия в Александрию (13 февраля 364 года) в четвертый раз – со славой исповедника истины, с победой над кознями врагов, казалось, могло уже обещать последним годам его многотрудной и многострадальной жизни. Но, по судьбам Высшего, он должен был выдержать еще подвиг.



6. 3. Пятое изгнание (365 г. )

Иовиан, не достигши столицы, умер в пути (19 февраля 364 года). Преемник его, Валентиниан, принял в соправители брата своего Валента и вверил ему восточную половину империи, к которой причислялся и Египет. Валент, крещенный арианским епископом в Константинополе, Евдоксием, дал ему клятвенное обязательство поддерживать всеми мерами свое исповедание. Супруга Валента, Албия Доминика, также арианка, усиливала в нем такое расположение. Вот причина новых гонений на православие и новых бедствий для св. Афанасия!

Через пятнадцать месяцев по возвращении св. Афанасия в Александрию (5 мая 365 года) получено было от Валента повеление, которым все епископы, изгнанные Констанцием и возвращенные из заточения Юлианом, снова подвергались ссылке под угрозой взыскания, в противном случае, с местного городского начальства огромной пени. Город пришел в сильное волнение. Префект Флавиан с прочими городскими властями настоятельно требовал, чтобы Афанасий оставил их город, – народ никак не соглашался отпустить его. Защитники Афанасия просили – лучше вникнуть в обстоятельства дела, доказывая, что поведение императора на него не простирается. Около месяца продолжался этот спор. Наконец, префект объявил (8 июня), что представил это дело на разрешение императору. Город успокоился. Еще четыре месяца прошли в ожидании. Вдруг однажды ночью (5 октября) префект Флавиан, с военачальником Викторином и воинским отрядом занял церковь Дионисия, при которой жил в то время св. Афанасий, произвел строжайший осмотр в жилище епископа и нигде не нашел. Св. Афанасий за несколько часов до того удалился из города и скрылся невдалеке от него, в селении, где погребены были его родные. От Валента все еще не было решения. Вероятно, бунт Прокопия, овладевшего столицей, тогда как сам император был в провинциях, замедлил дело, а опасение новых неудовольствий в Александрии в такое смутное время заставило Валента прекратить гонение против архипастыря, к которому была привержена не одна Александрия. Он приказал возвратить его в город, и чиновник, присланный с этим повелением, городское начальство и народ торжественно отправились к Афанасию Великому в его пристанище, ввели его в Александрию и в церковь Дионисия (1 февраля 366 года), откуда четыре месяца тому назад он должен был бежать. После того уже страшились возмущать его покой. Тогда как в других местах свирепствовало гонение на православных, – св. Афанасий был ангелом-хранителем для своей страны и для всей церкви. Ариане поставили было в Александрию своего епископа, Люция, того самого, который домогался этой чести еще при Иовиане, но когда он явился в город, префект через двое суток выпроводил его оттуда с воинской стражей, опасаясь народного негодования (24 сентября 367 года).



6. 4. Творения

Сочинение, относящиеся к этому периоду жизни св. Афанасия, это «Свиток к антиохийцам» (362 год). В нем святитель говорит о постановлениях Александрийского Собора 362 года.

Следующий труд, «Послание к императору Иовиану» (363 год) св. Афанасий написал, как уже говорилось выше, по желанию императора иметь письменное изложение веры. В нем святитель написал о Никейском соборе и изложил Символ веры, принятый на нем.

В это же время было написано «Послание к авве Орсисию» (363 год). В нем святитель утешает Орсисия с монахами, узнав о кончине их духовного наставника Феодора. «Никто, вспоминая о нем, да не проливает слез, но да соревнует каждый жизни его; ибо не должно печалиться об отшедшем в безпечальное место». После он призывает авву Орсисия, чтобы он стал наставником монахам вместо усопшего.

«Житие преподобного отца нашего Антония... ». Некоторые исследователи духовного наследства св. Афанасия относят это сочинение к 365 году, вскоре после кончины великого отшельника. Антоний Великий является основателем пустынножительного монашества в Египте. Житие адресовано «инокам, пребывающим в чужих странах», скорее всего, западным монахам, вдохновленным подвигами восточных аскетов. Св. Афанасий рисует в образе св. Антония, с которым он неоднократно встречался, идеального монаха, вся жизнь которого всецело сосредоточена на Боге. «Житие» пользовалось широкой известностью уже при жизни его автора. Св. Григорий Богослов упоминает об этом произведении, называя его «правилами монашеской жизни в виде повествования». Еще при жизни св. Афанасия оно было переведено на латинский язык Евагрием Антиохийским. Блаженный Августин упоминает латинский перевод «Житие» как одну из книг, послуживших его обращению в христианство. «Житие преподобного отца нашего Антония... », стало классическим образцом для создания других житий. Св. Афанасий считается создателем жанра «жития», при написании которого главное внимание обращается не столько на достоверность приводимых фактов, сколько на их духовную значимость.





Другие статьи по теме:

Аскетическое учение преподобного Исаака Сирина

ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ – ПУТЬ, ИСТИНА И ЖИЗНЬ

ЖИЗНЬ СВ. АФАНАСИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО РУКОПОЛОЖЕНИЯ (293 – 325 ГГ. )
ЖИЗНЬ СВ. АФАНАСИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО РУКОПОЛОЖЕНИЯ (293 – 325 ГГ. )

Реформа богослужения

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Культура | Поместил: pressvl (15.09.2012)
Просмотров: 1233 | Теги: ОТ ЧЕТВЕРТОГО ИЗГНАНИЯ ДО КОНЦА ПЯТ, религия | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Полезные советы]
А вы делаете покупки с применением промокодов? (0)
[Бизнес и финансы]
Изготовление и реализация флагштоков на заказ в компании «ФЛАГ.РУ» в Москве (0)
[Отдых в России]
Путевка в лечебный санаторий (0)
[Здоровье]
Как делается тайский массаж травяными мешочками (0)
[Строительство и ремонт]
Современные квартиры в новостройках Владивостока (0)
[Отдых в России]
Комфортабельные и вместительные автобусы, микроавтобусы арендуйте в компании BUS STANDART (0)
[Строительство и ремонт]
Заказывайте автоматические выключатели в литом корпусе TD 100Н серии Susol на официальном сайте компании АльфаИнжиниринг (0)
[Советы автомобилистам]
Два варианта получения прав на погрузчик (0)
[Строительство и ремонт]
С компанией «ЛенГаз СПб» в вашем доме будет тепло и комфорт (0)
[Бизнес и финансы]
Как выглядит эталон объявления в Яндекс Директ (0)
[Спортивные новости]
Взрослый мужской велосипед (0)
[Отдых в России]
Покупка горного велосипеда (0)
[Спортивные новости]
Подробная инструкция по выбору качественного велосипеда (0)
[Вредные привычки]
Реабилитационный центр Reban спасёт любого от алкогольной, наркотической и иной зависимости (0)
[Строительство и ремонт]
Раздвижные межкомнатные перегородки (0)
[Советы автомобилистам]
Подбираем газоанализатор DRAGER на сайте drom-service.ru (0)
[Товары для дома]
Что такое печи длительного горения? (0)
[Полезные советы]
Ветеринарная служба МОСВЕТЦЕНТР (0)
[Товары для дома]
Система виртуальной реальности (0)
[Бизнес и финансы]
Аренда мест в московских Торговых Центрах (ТЦ): Какие бизнесы пользуются популярностью (0)
 


Самые читаемые статьи

Полезные советы рыболову. (0)
Кто кого изучает? (0)
Основные правила безопасности при дайвинге (0)
Битва НЛО над Россией (0)
Учимся летать (4)
Хотите отдохнуть в подмосковье? Недорого? Легко! (0)
Диета Мелани Гриффит (1)
Какова биография хоккеиста Александра Овечкина? (0)
Плоский живот в январе (0)
Южный Урал (0)
Люди в черном (0)
Туристические термины (0)
Спасите губы в жару (0)
Карманные календарики серии пин-ап (1)
Где в Москве есть пункты приема старых аккумуляторов? (1)
Военные скрывают правду об НЛО (0)
Ревизору-почвоведу "Петровский" понравился (4)
В тылу врага возвращается (0)
Мексиканские военные признали факт существования НЛО (0)
Как ухаживать за велосипедом? (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024