– А не поехать ли вам в Улан-Удэ? – с таким неожиданным предложением обратились ко мне бурятский режиссер Олег Юмов и московская художница Мария Вольская после того, как 25 и 26 мая в Хакасском национальном драматическом театре прошла премьера спектакля по пьесе Луиджи Пиранделло "Шесть персонажей в поисках автора".
Буквально через день после хакасской премьеры постановщики приступили к работе над оперой "Энхэ-Булат-Батор" –уже непосредственно в столице Бурятии. И иной возможности ее посмотреть, кроме как приехать в Улан-Удэ, не представлялось. Редакция "ШАНСА" посовещалась и решила: "А почему, собственно, и нет?" В нашем провинциальном околотке не то что оперу не услышишь, но и на якобы ВСЕдоступный концерт Хосе Каррераса попадет далеко не каждый. По крайней мере, "ШАНС" местное министерство культуры хотя бы одним пригласительным билетом на звезду мировой оперы "одарить" не сочло нужным. Видать, чем-то мы там для них не вышли. Не беда, послушаем испанца в Испании, а пока наш корреспондент отправился знакомиться с музыкально-драматическим искусством Бурятии, а заодно и с красотами чудной земли.
А вы разговариваете
с ангелами?
Дорога в бурятский край была не такой уж комфортной. Прямого железнодорожного рейса в Улан-Удэ из нашей столицы нет, потому пришлось ехать через Красноярск – сначала на автобусе, а потом в душном плацкарте. Целые сутки пришлось довольствоваться неприспособленной для "жизни" верхней боковой полкой, которая достается всем тем, кто не купил билет по меньшей мере за месяц, ветхим рассыпающимся бельем и соседством странноватых людей, которые будто нарочно собрались в этот день в вагоне №13.
Трясясь в еле живом от старости вагоне и перелистывая страницы журнала "Story", я то и дело становилась свидетельницей не только печатных, но и живых человеческих историй. В какой-то момент мое чтение прервали проповедники, "обрабатывающие" тетушку по соседству не очень корректными фразами. Не выдержав, я вмешалась, но тут же была введена в ступор вопросом: "А вы разговариваете с ангелами?" Ответ мне искать не пришлось – квохчущая тетенька прервала разговор, заявив, что намеревается спать. Я с облегчением вернулась к своей полке. Читать уже не хотелось. Развеять скуку я решила первой в своей жизни экскурсией в вагон-ресторан, где на тот момент трапезничал товарищ из моего вагона. Желая составить мне компанию, человек разговорился. Оказалось, что в ресторане поезда он тоже впервые. А в вагон под номером 13 попал неслучайно. Для него эта цифра – вот те раз! – оказалась "своей". Незнакомец спросил о моем маршруте и, услышав "Бурятия", тут уже оживился и принялся делиться своими познаниями об этой республике. О симпатичных девушках, о двух излюбленных коренными жителями профессиях – врача и милиционера – и священном острове Ольхон, куда люди приезжают поклониться солнцу, провести шаманские камлания и искупаться нагишом.
За разговорами поезд как-то незаметно подъехал к Нижнеудинску, и мы вышли с товарищем покурить. Вернее товарищ – покурить, а я – подышать свежим воздухом. Как только наши ноги коснулись платформы, попутчик торжественно заявил: "На этой земле был сам Колчак!" Здесь в 1920 году он подписывал свой последний указ, в котором объявил о намерении передать полномочия "Верховной Всероссийской власти".
– А в Иркутске, – подчеркнул он, – поставлен крест на том самом месте, где расстреляли адмирала.
Памятное место увидеть не удалось. Поезд помчал меня мимо Иркутска и высадил только в Верхнеудинске, который в 1934 году был переименован в Улан-Удэ (что в переводе с бурятского языка означает "Красная Уда" (река) или "Красный полдень").
Советская лепота
Кстати, появилась я в этом городе в самый что ни на есть полдень. Жаркий, душный и шумный от бурного потока машин. Выйдя из поезда, очутилась практически в центре, увидев памятник местного "церетели" в окружении пестрых вывесок кафе и магазинов. Впрочем, красоты города и ближайших окрестностей оставим на потом. В первую очередь уделим внимание самому значимому для этих мест культурному событию – премьере единственной бурятской оперы "Энхэ-Булат-Батор", созданной по мотивам национального эпоса и возрожденной на сцене спустя несколько десятилетий по случаю 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав России, празднование которого началось в июле нынешнего года.
Впервые опера была поставлена в 1940 году и была показана в российской столице – во время Первой декады бурят-монгольского искусства в Москве. Указом Президиума Верховного Совета СССР еще не получивший статус оперного театр был награжден орденом Ленина, а его главный режиссер Г. Цыдынжапов (имя которого носит сегодня этот храм искусства) получил звание народного артиста СССР. Говорят, этот спектакль видел сам Сталин. И, наверное, символично, что именно этой оперой после шестилетней реконструкции открылся обновленный театр, который по дизайну слывет одним из самых красивых в бурятской столице, а по оснащенности звуковой и световой аппаратурой, механизмами сцены – одним из лучших в России.
Все два дня премьеры в театре был аншлаг. Люди шли посмотреть новую интерпретацию оперы, прикоснуться к национальному достоянию, а заодно и оценить роскошь внутреннего убранства театра. Эффектная центральная скульптура, у которой в эти дни выстраивались очереди людей с фотоаппаратами, мраморные узорчатые полы и паркеты, играющие всеми цветами радуги витражи, огромные зеркала в золоченых оправах и белоснежные колонны. Все это благолепие выдержано сплошь в стилистике советской эпохи, в каждом узоре можно разглядеть ненавязчивую пятиконечную звезду, флаг или серп с молотом. Над зрительным залом – огромная потолочная фреска на тему торжества социализма, окаймляет которую известная цитата вождя мирового пролетариата Владимира Ленина: "Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс". Завершают картину серпы и молоты нарядного занавеса.
Непосредственно сама опера началась с того, что причудливый советский занавес сменило большое прозрачное полотно с изображением загадочной пожилой женщины. Неизвестная "героиня" с выбеленным лицом и ярко-красными губами появится в спектакле еще неоднократно: она будет ходить и разматывать пряжу судьбы в перерывах между сценами. Как только ее мифический образ растаял, на заднем плане сцены появились бравые бурятские хлопцы и, обхватив друг друга за плечи, начали водить хороводы. В это время перед ними многочисленные люди бойко работали руками и пели на бурятском языке. Картина получилась эффектной, как и многие другие в этом спектакле, где совмещались оперные арии и балетные сцены. Особенно впечатляла масштабность – в опере задействовано более 120 человек – и обилие интересных находок, как режиссерских, так и оформительских, исполненных москвичами – художником-постановщиком Марией Вольской и художником по свету Михаилом Виноградовым. Для воплощения этих находок понадобились немалые средства. Только на одни костюмы, ткани для которых специально привозили из Монголии, ушли большие деньги.
Не обошлось и без недочетов, в первую очередь, музыкальных, которые, к сожалению, свели старания творческой группы к минимуму. Кто-то винит в этом художественного руководителя театра, кто-то – недостаточно профессиональных артистов.
Послевкусие
Мария Вольская, на счету которой опера "Русалка" в Нижнем Новгороде, "Бег" в московском камерном театре Покровского и три балета, В разговоре с нашим корреспондентом заявила, что особое место в этом спектакле занимают явления природы. Они, по мнению художницы, тесно взаимосвязаны с эпосом.
– Что окружает кочевника? Его окружают степь, земля и небо. И они присутствуют в спектакле, – поделилась своей задумкой Мария. – В опере речь идет о небесном богатыре, и народ, ожидая его, просил небеса. Испокон веков людям хочется за кем-то идти, все ждут достойного правителя, и в наше время происходит то же самое. Однако лидер это или нет, может показать только время. Когда богатырь приходит, все вроде радуются, но никто не знает, что будет дальше. Мы попытались передать в спектакле настроение с помощью неба и его цветовых оттенков. Оно может быть высоким и завораживающим, может быть низким и пугающим – не зря во время душевных невзгод возникает ощущение, что небо упало тебе на голову. И в спектакле в самые напряженные моменты облака спускаются практически на землю.
Олег Юмов, известный прежде всего как театральный режиссер и явивший себя в опере дебютантом, в беседе с "ШАНСОМ" признался, что давно мечтал попробовать себя в этом жанре:
– Почему я мечтал поставить оперу? Мне кажется, музыка быстрее вызывает у людей разные эмоции и чувства: радость, грусть, любовь, ностальгию. Она эмоционально сильнее, чем слово. К тому же в музыке всегда слышно, если человек фальшивит – она не дает солгать. В опере лейтмотивом звучат разные бурято-монгольские мелодии. У бурятов и монголов есть такое понятие, как "уртын дуу" (протяжные песни), и их обычно пели старейшины. Сегодня мало кто владеет этой техникой исполнения в Бурятии, тем ценнее присутствие этих песен в опере. Постановка имеет также много балетных номеров. Это и танец баторов (богатырей), и приветственные танцы девушек, которые держат в руках ходаки (предметы, внешне напоминающие шарфы). Они бывают пяти цветов. К примеру, синий означает вечно синее небо, белый – светлые помыслы и белую пищу, к которой бурято-монголы относятся с большим уважением и большинство блюд готовят с использованием молока и сметаны, красный – это цвет буддизма.
О чем эта опера? О молодом герое Энхэ-Булат-Баторе, защитнике народа от всяческих угнетателей, ханов, царей, священнослужителей. Он стоит в одном ряду со Стенькой Разиным или Данко, который вырвал свое сердце и из тьмы чащи вывел страдающий народ. Эта тема актуальна и в современном мире. Какой он, герой нашего времени? Это не всегда известный, общепризнанный человек, который смотрит на нас с глянцевых обложек. Это может быть спортсмен, который с плачем, болью, травмами выигрывает какие-то олимпиады. Комбайнер, пекарь или военнослужащий. Достойный пример – парень из Бурятии, который служил на Дальнем Востоке и ценой своей жизни спас сослуживцев. В любой сфере есть свои герои, мы должны их замечать и честно восхвалять.
Прокручивая в голове увиденную премьеру, я поймала себя на мысли, что немножко завидую. Завидую жителям Бурятии, где культура в целом и театральное искусство в частности действительно бьет ключом, где публика, не в пример нашей, активная и сведущая. Повторюсь: все два дня зал, рассчитанный на 650 мест, был забит до отказа. И зал этот, конечно, не единственный в Улан-Удэ. В распоряжении любителей искусства есть хороший театр бурятской драмы, недавно выстроенный русский драмтеатр и театр кукол "Ульгэр" (многократный номинант престижных премий, в том числе "Золотой маски", и постоянный соперник нашей "Сказки"). Может, и некорректно сравнивать Абакан и Улан-Удэ, ведь масштабы этих городов не сопоставимы. Но уж больно хочется, чтобы и в нашей маленькой столице когда-нибудь появилась своя опера. Тем более, что это, по словам ведущих голосов хакасской филармонии, не находится за гранью возможного.