Воздержание - это отчуждение от греховных страстей
Воздержание - это отчуждение от греховных страстей
"Дорогие братья и сестры! Наступило время Рождественского поста. Христианская жизнь - это подвиг непрерывного и постоянного совершенствования, иными словами, делание, направленное на восстановление союза с Богом, разрушенного грехом, который есть нарушение воли Божией и через своеволие, исполнение человеком воли лукавого", - говорится в Слове о Рождественском посте Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, ректора Тобольской православной духовной семинарии, текст которого опубликован на сайте Тобольско-Тюменской епархии.
"Наши прародители Адам и Ева проявили своеволие, нарушили верность Богу и исполнили волю лукавого, проявив невоздержание, вкусили запретный плод. Следовательно, через невоздержание мы грешим своеволием, а через воздержание встаем на путь исполнения благой для нас воли Божией и добиваемся господства или главенства духа над нашей плотью", - сказано в Слове архиерея.
"Одним из проявлений воздержания является для христианина пост. В период поста воздержание должно простираться на все, что препятствует богоугодной жизни. В первую очередь, воздержание - это отчуждение от греховных страстей, от чрезмерных земных привязанностей, это укрощение своего греховного эгоизма и греховных влечений человеческой природы. Святитель Иоанн Златоуст указывает, что пост телесный укрощает "плотскую похоть и тиранию чрева". Христианство в дни поста проповедует не изнурение и умерщвление телесной природы человека, а лишь умеренность в естественных потребностях человеческой природы. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: "мы должны не тело, а страсти умерщвлять". Важно чтобы тело, его потребности и инстинкты были подчинены духовной природе человека. Тело должно стать послушным орудием духа. Если человек не укротит, не ослабит и не умертвит греховные страсти, то греховные страсти ослабят и умертвят человека. От воздействия греховных страстей, человек делается сначала мертвенным духовно, а затем наступает измождение тела, преждевременное старение и физическая смерть", - отмечается в послании.
"Важно сознавать, что всякие крайности вредны, как телу, так и душе. Губительно, когда люди безгранично и безраздельно отдаются телесным влечениям и удовольствиям, которые приводят к растлению и духовному оскудению. Жизнь лишается смысла и радости духовной, так как ограничивается скоропреходящими земными интересами. Велика польза поста, польза воздержания от пищи мясной и молочной, от пищи горячащей наше тело и возбуждающей наши низменные телесные чувства. Тело постящегося человека обретает успокоение и получает оздоровление. Душа пробуждается, дух возвышается к Богу. Жизнь разнообразится, у человека отходят чрезмерные земные привязанности, человек больше углубляется в познание своего внутреннего мира, ему открывается его подлинная красота, как отражение Божьего Мира в человеке. Человек, как венец творения Божьего, познает свое величие. В самопознании человеку открывается подлинный смысл и цель его жизни. Жизнь наполняется духовным содержанием, радостью, красотой и целесообразностью", - сказано в документе.
"Святые отцы очень красноречиво свидетельствуют о пользе поста. Преподобный Ефрем Сирин назидает: "Пост - колесница, возносящая на небо. Пост - матерь здравия. Пост - мир в домах". Преподобный Иоанн Лествичник пишет: "Пост - это чистота жизни, светило души, хранение ума, дверь умиления, здравие тела, оставление грехов". Преподобный Исаак Сирин говорит: "Пост с рассудительностью - обширная обитель для всякого добра, красота, целомудрие, источник разума, учитель благочестия, предшественник всех добрых дел". По мысли Святых Отцов, пост делает человека умеренным, волевым, трезвым, молчаливым, целомудренным, все внутри человека приводит в порядок. Надо помнить цель поста - это укрощение греховных плотских страстей, стяжание терпения, смирения и любви. Блаженный Иероним говорит: "К чему утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслуживаем бледностью от поста, если становимся синими от зависти?" А Святитель Иоанн Златоуст назидает: "Что за польза, когда воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Злонамеренный человек угрызает плоть ближнего своего". Малополезно брать на себя и чрезмерные телесные подвиги, подрывать свое Здоровье и затем быть побежденным духовными страстями: завистью, гневом, раздражительностью, злопамятством, унынием и прочими недугами души, которые отлучают человека от любви Божией. Важно проявлять умеренность, и меру поста соотносить со своим возрастом, Здоровьем и видом трудовой деятельности. В этом вопросе важно проявлять благоразумие, и опираться на богатую церковную традицию, поэтому необходимо обратиться к священнику или духовнику, чтобы получить совет и благословение", - подчеркивается в послании.
"Уместно отметить, что пост несет благо как отдельному человеку, так и всему нашему обществу, являясь оздоравливающим и сплачивающим началом. Проявление этого мы видим в истории нашего Отечества, когда в древние времена закрывались мясные лавки и абсолютное большинство наших предков налагали на себя подвиг поста. В Православной Церкви существует четыре многодневных поста продолжительностью от двух до семи недель. И вот теперь представьте, в это период люди не употребляют мясные и молочные продукты. Кокой их запас собирается после поста? И люди разговляются натуральными продуктами. Так при рачительном потреблении продуктов не нужно было бы их сегодняшний недостаток, от чрезмерного потребления, восполнять различными биодобавками и соевыми продуктами. Все мы употребляли бы только натуральные мясо и молоко. А это уже вопрос и экономии, экологии и всеобщего нашего здоровья. Всем вам, дорогие братья и сестры, желаю достойно провести Рождественский пост, поститься постом приятным, с пользой для души и во здравие тела", - отмечается в документе.