Эти люди живут не в Санкт-Петербурге, а в St.-Petersbourg. Разумеется, здесь есть русские имена, к примеру Дмитрий Модестович Резвой, но всегда транскрибированные и офранцуженные. В жилах тех, кто упомянут в альманахе, немало французской и немецкой крови: граф Владимир Евстафьевич де Рейтерн со вторым местом жительства в Рингене (Курляндия), графы Георгий Иванович де Рибопьер и Вадим Николаевич Репнин, проживающие по адресу: Нюрнбергерплац, 4, Дрезден. Фамилии Бенкендорф и Беннигсен занимают больше страницы, и, конечно же, не только в адресной книге, но и в книге истории. St.-Petersbourg — город каналов: Quai Nicolas (Николаевская набережная), Фонтанка. Самые лучшие адреса: Театральная площадь, Царское Село, Мариенгоф. Такие названия пережили титулы, ранги и символы статуса, прилагаемые к адресам: номера телефонов, способы железнодорожного сообщения, членство в яхт-клубе, Академии художеств или в императорском полку. Встречаются имена, исчезнувшие из поля зрения, и имена тех, кто выжил и позже даже достиг славы, как, например, знаменитый художник Илья Репин (имя создателя полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» тоже офранцужено). Позднейшие поклонники Петра Кропоткина могут обнаружить, что семейство аристократа-анархиста квартировало в знаменитейшем месте. «Санкт-Петербургский альманах» весьма увесист, всё дорого, при лично, аккуратно и стильно. Финансовые воротилы.
Донской монастырь
На плакате зритель видит: там столица лежит в развалинах и вряд ли скоро поднимется вновь над истерзанной землей, здесь — город, оставивший позади все ужасы, стремящийся ввысь, готовящийся к большим трудовым свершениям.
Кому обязан спасением Донской монастырь, сохранившийся, в отличие от других монастырей Москвы (например, Симонову монастырю пришлось уступить место строениям завода «Динамо»)? Конечно, не только своим стенам, напоминающим о том, что Москве не раз удавалось выжить только благодаря твердыням, которые обороняли монахи. Помогли два обстоятельства: во-первых, в монастыре размещен филиал Музея архитектуры им. Щусева, во-вторых, на монастырском кладбище похоронены люди, сыгравшие видную роль в русской истории. Сам музей предлагает обзор архитектурных творений, начиная от Софийского собора в Киеве, новгородских, черниговских, псковских и суздальских построек и заканчивая зданиями Петербурга и Москвы начала XX столетия. История русской архитектуры здесь, пожалуй, сильнее, чем в каком-либо другом месте, ощущается как процесс окаменения форм. Познакомившись с картинами, свидетельствующими о развитии Петербурга и Москвы, приходишь к выводу: с каждым столетием все более исчезает непосредственный контакт человека с землей, с почвой. На картине, изображающей перекресток Охотного ряда и Тверской в начале XIX в., простирается огромная, кажущаяся непроходимой болотистая поверхность.