Истина гласит: "Все новое – это хорошо забытое старое". Как ни странно, но ее с легкостью можно отнести и к сверхпопулярным среди пользователей интернета демотиваторам, или демам. Знакомые каждому юзеру постеры "на заданную тему" – самая современная версия советских плакатов-призывов. Однако придуманы демотиваторы были отнюдь не в СССР…
Черный квадрат
"со смыслом"
Демотиваторы – это специальные демонстрационные постеры, созданные по достаточно жесткому формату. Деем представляет собой плакат черного цвета, на котором размещены следующие элементы: изображение в рамке, иллюстрирующее идею постера; лозунг, набранный крупным шрифтом, и набранное более мелким шрифтом пояснение или цитата, объясняющие идею подробнее (эта деталь иногда отсутствует, что неправильно). Все вместе является слоганом.
Картинка и надпись должны дополнять друг друга, являться составными частями мысли и при этом не нести эту мысль по отдельности. Слоган определяет смысл и направленность демотиватора. Хорошим дополнением можно считать легкий диссонанс между надписью, бросающейся в глаза, и более мелкой подписью.
В последнее время на ресурсах типа Fishki.net под видом демотиваторов вываливаются кучи картинок в черной рамке с подписью из одной фразы (нередко "очень остроумной"). Все это – фейк и к настоящим демотиваторам не имеет никакого отношения.
Большая разница?
Демотивационные постеры появились как антиреклама, пародия на так называемые "мотиваторы", вид наглядной агитации, который использовался в США. Плакаты были предназначены для того, чтобы создать бодрое настроение среди школьников и студентов, рабочих и служащих.
Одним из существенных недостатков мотиваторов являлось полное отсутствие креативности. Они были очень скучными и монотонными и не отличались большим разнообразием тем. Кроме того, эти плакаты агитировали и представляли жизнь не такой, какая она есть на самом деле. Поэтому практика их пародирования распространилась широко, причем за короткий срок.
Постеры создавались по такому же стандарту, но имели противоположную направленность. Изображение могло быть подобным, а вот слоган – совершенно иным. Чаще всего эта подпись заставляла задуматься о чем-то грустном, жизненном. Если мотиваторы стимулируют, мотивируют что-то сделать, вдохновляют на работу над собой, заставляют позитивно мыслить, то демотиваторы, наоборот, создают впечатление безысходности и бесполезности любых усилий, лозунгов, призывов. Мол, все равно ничего не изменится, все бессмысленно и бесполезно.
Грубо говоря, если мотиваторы поднимают настроение, то демотиваторы – опускают. Однако это не всегда так, потому что каждый человек уникален и воздействие одной и той же картинки может быть прямо противоположным. И потом, демотивация – это та же мотивация, только со знаком "минус", и когда человека демотивируют – ему просто создают внутреннее пространство для новой мотивации. Именно поэтому фактически между мотиваторами и демотиваторами нет большой разницы.
Большой вклад в развитие демотиваторов внесла американская компания Despair, Inc. (русск. "отчаяние"), производящая эмблемы и сувениры, высмеивающие мотивационную идеологическую обработку, а также продающая через интернет демотивационные постеры и впоследствии предложившая посетителям своего веб-сайта возможность создания собственных картинок подобного плана.
No smoking!
Многие, если не все, сферы нашей жизни попали на демотивационные постеры. Одни демы вас рассмешат, другие заставят задуматься. То, что было вербальным, обрастает картинками, и это не может не привлекать интернет-аудиторию. На демотиваторы "помещают" звезд шоу-бизнеса, политиков и т.д. Подростки очень часто создают плакаты о вреде курения, алкоголя, о силе и мощи России, об уважении к пожилым людям, о заботе о родных и близких. Красивы и глубоки демы о свободе, мечтах, времени.
Крайне популярными стали демотивационные плакаты, отражающие человеческие отношения – любовь, разлуку, дружбу. На плакатах обычно изображены люди, эти демы побуждают к действиям, обличают глупость многих наших поступков.
Данная тематика демотиваторов особо широко принята юзерами социальных сетей, так как на них зарегистрированы, преимущественно, люди молодые. Девушки и юноши активно помещают себе демотиваторы в свои альбомы "Вконтакте". Каждый человек выбирает постер, более подходящий для себя. Например, "Женщины, как розы – даже уколовшись, мы продолжаем их любить", "Обходя разложенные грабли, ты теряешь драгоценный опыт", "Не бойся, если ты один. Бойся, если ты – ноль" и так далее.
Демотиваторы как антиреклама сейчас широко используются в агитации против курения – курильщикам уже набили оскомину прямоугольнички бумаги с устрашающими фразами, которыми обклеены все пачки сигарет.
Также демотиваторы представляют собой одну из самых распространенных разновидностей современного сетевого юмора. Это новый вид сатиры, можно сказать, аналог шаржей и юмористических коллажей. Не всегда этот юмор бывает "здоровым", но в данном случае действует принцип "кто что ищет". Иронизируют создатели демов над разными явлениями и ситуациями жизни, поэтому найти постеры на свой вкус – задача не особо сложная.
"Погладь котэ!"
Многие надписи на демотиваторах впоследствии стали интернет-мемами. И это немудрено, если учесть, что демы пользуются огромной популярностью на так называемых "имиджбордах".
Одним из фаворитов среди пользователей интернета стали демотиваторы с изображением кошек (то есть котэ). Зачастую подобные картинки создаются с помощью фотошопа, а кошкам приписываются навыки суперменов, человеческие привычки, профессии и т.д.
"Котэ" – это мем, производное от слова "кот". Котэ – существо неопределенного пола, нередко наделенное сверхъестественными способностями ("Котэ обыкновенный", "Котэ богатый", "Котэ герой"). Этот персонаж стал широко известен и популярен за считанные дни. Сейчас, наверное, невозможно найти интернет-пользователя, который не знает, что "Котэ какбэ следит за нами"!
Еще одна очень востребованная тема демотивационных плакатов – это излюбленный герой интернет-пространства Капитан Очевидность, или Кэп. Он – любитель объяснять истины, очевидные для всех и каждого. Также Капитан Очевидность может "предупреждать", "недоумевать", "показывать" и т.д. На что с демотивационных плакатов сыплются благодарности наподобие "Спасибо, Кэп!".
Считается, что Кэп может найти выход из любой, порой самой безнадежной ситуации. Ему задают вопрос: "Что делать, Кэп?" – причем уже далеко за пределами интернета. Во многих дружеских компаниях выражением "Спасибо, Кэп!" "затыкают" какого-нибудь умника, который объясняет то, что всем и так прекрасно известно.
P.S.: Большинство демотиваторов вы можете найти на специальных сайтах, посвященных этой разновидности сетевого юмора. Широко распространены сейчас и ресурсы, предоставляющие услуги по созданию демотиваторов под заказ за определенную плату.
Кстати, демотиватор можно сделать и самому. Например, на сайте demotivators.ru для создания собственного плаката необходимо лишь загрузить картинку и придумать соответствующую подпись к ней. Чем охотно и занимается огромное количество человек. А в социальной сети "Вконтакте" существует около сотни групп для поклонников демотивационных плакатов. В одной из них состоит около 230 тысяч человек!