Хакасский кинематограф, может, не так прогрессивно и быстро, но все-таки шагает вперед, осваивая пространство не только документального, но и художественного жанра. В 2008 году вышел в свет первый национальный игровой полнометражный фильм "Ада Чирi" ("Земля отцов"), созданный Нонной Галецкой и киностудией Хакасфильм. А в нынешнем году "голубые экраны" покажут работу Светланы Чаптыковой "Ай Мирген", презентованную 12 июля в Центре культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева.
Картину сняли в рамках проекта Национальной библиотеки им. Н.Г. Доможакова "Легенды и мифы Хакасии: ожившая история". Вместе с фильмом была создана единая электронная библиографическая база, состоящая из 500 названий книг, авторефератов и диссертаций, статей периодических изданий и научных сборников, опубликованных с 1884 по 2010 годы и находящихся в фондах Национальной библиотеки, Центрального государственного архива Хакасии, в библиотеках ХакНИИЯЛИ, Национального краеведческого музея и Минусинского регионального краеведческого музея. Было также организовано молодежное любительское объединение "Кип-чоох", участники которого проникались культурой хакасского народа, изучали национальный фольклор, легенды и мифы. А помогали им в этом известные люди Хакасии: преподаватели кафедры археологии, этнографии и исторического краеведения Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова Виктор и Ирина Бутанаевы, народная артистка Хакасии Клара Сунчугашева, ученый-искусствовед Ирина Кидиекова, а также писатель, художник, ученый Александр Котожеков. Молодые люди учились играть на национальных инструментах и носить национальную одежду не только на занятиях, но и во время съемок в фильме, постигая актерское искусство со студентами ХГУ, учениками национальной гимназии-интерната, участниками ансамбля хакасских народных инструментов Института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова и жителями села Усть-Кандырла (Бейский район).
Режиссер и автор сценария Светлана Чаптыкова В разговоре с нашим корреспондентом заверила, что детей "учить" играть не нужно:
– Как только детям начинаешь давать конкретную задачу, они теряются. И я просто говорила юным актерам: думайте, что вы не в XXI веке, а в прошлом времени, и вам будет легче. Исполнять роли им помогала природа, интуиция и генная память.
Взрослеющего Ай Миргена (главного героя фильма) играла целая плеяда актеров, самому младшему из которых – три месяца. Символично, что будущий по фильму изобретатель хакасских инструментов (младенец Степа Тюльберов) оказался праправнуком выдающегося чатханиста Таноя Сагалакова, семилетний актер Николай Сагалаков (продолжение маленького Ай Миргена) – его правнуком, а жена главного героя (Антонида Тюльберова) – дочерью сестры чатханиста. Светлана Чаптыкова призналась "ШАНСУ", что это чистой воды совпадения, никак не связанные с изначальной режиссерской задумкой.
Фильм во многом обязан Его Величеству Случаю. Реализованный на остатки гранта Благотворительного фонда культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова), он располагал минимальными средствами, которые ушли на работу оператора, актеров, костюмы и аренду лошадей. Во всем остальном помогала удача и человеческая отзывчивость.
– Куда бы мы ни приезжали, нам везде помогали, – рассказала Светлана Чаптыкова. – Так, скажем, в анхаковском музее "Улуг Хуртуях Тас" съемочную группу бесплатно накормили. Жители моей родной деревни Усть-Кандырла, где мы снимали сцену свадьбы, тоже устроили для всех шикарный обед. При этом нам очень дешево обошлась аренда лошадей. Наблюдавший за этим юный актер Аймир Мистриков даже удивился: "Почему вокруг нас так много добрых людей?"
Оператор фильма Антон Литвиненко, на счету у которого уже есть национальная картина "Алыптар" и несколько короткометражных фильмов, признался "ШАНСУ", что гонорары его интересовали в последнюю очередь:
– Я даже не раздумывал, соглашаться или нет. Это было однозначное "да!". Заинтересовала возможность сделать художественный фильм, предполагающий постановки, костюмы, массовые сцены. О больших постановочных фильмах в Хакасии пока говорить, конечно, рано, на это требуются иные, гораздо большие средства. А снять что-то с художественной картинкой хотелось, чтобы кинематограф в нашей республике не увядал. Ведь для того, чтобы сделать что-то большое, нужно тренироваться на малом. Для нас это начало, хороший тренаж, позволяющий понять какие-то ошибки. Очень важно, чтобы съемки игрового кино в Хакасии продолжались. Конечно, с непрофессиональными актерами работать было сложнее: если они в чем-то сомневаются, то непроизвольно смотрят в камеру, будто желая что-то спросить. Хотя с девочкой Аимой (которая уже играла в фильме "Ада Чирi" и в спектакле Хакасского национального театра "Шесть персонажей в поисках автора") вообще проблем не было. Если ей говорили бежать, она бежала и при этом еще импровизировала, как настоящая актриса – к примеру, кадр с цветочками, вошедший в картину, придумала она сама. Наверное, это гены родителей-актеров – Арлекина и Алисы Толмачевых.
Один из деревенских жителей, сыгравший в картине эпизодическую роль, ушел из жизни за день до ее презентации, но кадры из фильма позволят видеть его живым еще долгое время.
Самый колоритный образ в фильме был создан 80-летней Инной Матараковой из деревни Апчинаев, которая является первой выпускницей Абаканской национальной гимназии. Дебютантка в шутку грозилась подать на режиссера в суд за то, что ее заставили в фильме курить трубку и тем самым демонстрировать молодым дурные наклонности. Впрочем, чудо уже то, что она вообще попала в кадр. Вначале женщина наотрез отказывалась сниматься в фильме.
– Она сказала, что у нее внуки, и сниматься в нашем фильме ей просто некогда, – рассказала Светлана Чаптыкова. – Мы уже было собрались уходить. Но находящийся рядом со мной Геннадий Чаптыков вдруг повернулся и спросил: "Неужели вы ничего не хотите оставить своим потомкам?"
Сердце женщины дрогнуло, и Ай Мирген в фильме обрел замечательную бабушку. Она так красиво курила трубку, что, казалось, делала это всю жизнь и выглядела настолько естественной, что назвать ее непрофессиональной актрисой язык не поворачивается.
Фильм получился действительно добрым и трепетным. Не претендуя на высокую художественную ценность и научную достоверность (вошедшая в основу фильма легенда о происхождении национальных инструментов придумана Светланой Чаптыковой), он берет на себя важную миссию – нести в мир светлое и настоящее, пробуждая любовь к родине, к людям и еще сохранившимся национальным традициям.
– Я засыпала под тахпахи моего дедушки. А под что засыпают современные дети? – риторически вопрошала Светлана Семеновна, раскрывая замысел своего детища в самом начале. И ответ на него должен найти каждый из нас.