На минувшей неделе команда Хакасского национального театра им. А.М. Топанова вернулась из Алтая, куда в этом году "перекочевал" известный Международный театральный фестиваль "Желанный берег". Тематика фестиваля возвышала гостей и участников во всех возможных смыслах, унося к далекому "синему небу" (называемому кочевниками "Кок Тенгри", олицетворяющему единого Бога) и духовному началу театра. Классическая и историческая драматургия должна была "говорить" языком молодой режиссуры, потому хакасский спектакль "Ада чирi" ("Земля отцов"), поставленный Светланой Чаптыковой и молодым режиссером Нонной Галецкой, пришелся очень кстати.
Андрей Борисов не мог добраться до "Желанного берега"
Идея фестиваля принадлежит режиссеру, а также министру культуры и духовного развития Якутии Андрею Борисову, который многим известен по фильму "Тайна Чингисхана". В 2005 году его спектакль "Желанный берег", обеспечивший выход якутов на мировую арену, открывал первый кочевой фестиваль и стал доброй театральной традицией. "Желанный берег" показывают каждый раз, и каждый раз он, наряду с реальным течением жизни, вольно или невольно меняется. В 2007 году погиб художник спектакля Геннадий Сотников (принимавший также участие в создании фильма о Чингисхане), да и труппа за несколько лет почти полностью обновилась – своеобразным стержнем спектакля можно назвать актера Ефима Степанова, который когда-то играл Кириска, а теперь исполняет роль старика в пьесе.
В этом году неизменный куратор и основатель фестиваля Андрей Борисов дать "старт" своему детищу не успел – подобно герою пьесы, он никак не мог "доплыть" до "Желанного берега", проведя в аэропорту около четырех часов по причине тумана. Не повезло на этот раз и монгольскому театру, который по пути в Горноалтайск задержали на границе.
Но зато хакасам, пропустившим несколько предыдущих фестивалей, удача, казалось, сама шла в руки — жить по соседству с Алтаем и пренебречь "Желанным берегом" было бы просто грешно.
До репрессированных в Хакасии боятся "дотронуться"
Режиссер, заслуженная артистка России и председатель Союза театральных деятелей Хакасии Светлана Чаптыкова В разговоре с нашим корреспондентом призналась, что фестиваль послужил определенным толчком для театрального движения в Хакасии, во многом благодаря увиденным в Горноалтайске спектаклям.
– Меня поразила работа молодого алтайского режиссера Михаила Кулунакова, который в Национальном драматическом театре им. П.В. Кучияк поставил спектакль "Тургак", – делилась впечатлениями Светлана Семеновна. – Хотя в театре сомневались, ставить его в программу фестиваля или нет. Времени на репетиции было немного, но в зале во время спектакля чувствовалось дыхание зрителя. Возможно, критики увидели там какие-то недочеты, но публику не обманешь – сразу после премьеры в зале поднялась волна ликования, которой молодой режиссер явно не ожидал. Чуть позже мне удалось с ним пообщаться, и было видно, что этот алтайский мальчишка, выученный в Санкт-Петербурге, действительно чувствует боль за свой народ. В его глазах, в том, как он выходит на поклон, как общается с людьми — во всем этом угадывалась натура режиссера.
Еще один спектакль алтайского театра – "Восхождение на Хан Алтай" – рассказывал об известнейшем художнике Г.И. Чорос-Гуркине (знакомом с самим Иваном Шишкиным), которого в 1937 году, по предположениям, расстреляли. Этим спектаклем была отдана дань всем просветителям и героям, которые в конце спектакля предстают как боги в белых одеждах, как наши хранители, наблюдающие за нами с высокой горы. Такие люди есть и в Хакасии, но мы, по словам Светланы Чаптыковой, почему-то боимся до них "дотронуться". Хотя говорить о них нужно, тем более сейчас, когда уже, кажется, нет положительных героев, и подрастающее поколение испытывает уважение лишь к тем, кто имеет миллионы, крутые машины и особняки. А люди, болеющие за свой народ и много сделавшие для него, как бы ушли в небытие. Когда-то Николай Степанович Абдин подарил Светлане Семеновне двухтомник, в который вошли имена расстрелянных людей, и сказал: "Это материал для ваших будущих спектаклей". И стоило бы обратить на эти слова особое внимание, тем более, что эта тема у нас практически не поднималась.
Московские критики так и не увидели "Землю отцов"
Материалы для "Восхождения на Хан Алтай" собирал председатель Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай Иван Белеков. И Андрей Борисов, обращаясь к нему, вспоминал, как они вместе были в музее и долго смотрели на фотографию художника, словно просившего рассказать его судьбу. Этот внутренний долг общими силами был исполнен. Светлана Чаптыкова порадовалась за алтайских соседей, с которыми наш театр дружит много лет. В 2007-м Хакасия побывала у них на гастролях, после которых алтайский театр привозил свои спектакли в нашу республику. Несмотря на все перипетии, в результате которых алтайский театр то закрывался, то снова открывался, нашим режиссером был сделан вывод о том, что в театральной жизни Алтая действительно что-то происходит:
– Это видно по глазам актеров, по глазам зрителей, – убеждала Светлана Семеновна. – Можно считать добрым знаком и то, что должность художественного руководителя в национальном театре занимает ученица Борисова – Эмма Иришева. Нашему театру на фестивале немножко не повезло, в момент хакасского спектакля ведущих театральных критиков, в числе которых был москвич Алексей Никольский (приезжавший в Хакасию на 65-летие "Победы"), увезли в село Шебалино на открытие третьего районного фестиваля самодеятельных театральных коллективов. Присутствующие в зале критики поблагодарили нас за эмоциональный отклик, вызванный "Землей отцов", отметили работу художницы Елены Володиной, но оказались недовольны эклектикой наших национальных костюмов. 21 марта, когда мы играли этот спектакль в Красноярске, где проходил фестиваль "Театральная весна", один из столичных критиков посоветовал развивать эту тему, заметив, что сейчас обращение к прошлому народа вызывает большой интерес. Хотя исторически достоверным наш спектакль не назовешь, в его основу вошла былина, художественный вымысел. Да, была такая эпоха, определенный отрезок времени, но никак не определишь, XI это век, XV или XVI.
Спектакль о Катанове
Именно глубокое проникновение в мир предков, по словам Светланы Семеновны, и отличает алтайский фестиваль, где не было задано конкретной тематики:
– Мы всегда видим только дерево, но очень важно знать, какие у него корни и чем они питаются. И эта идея оказывала особое воздействие на участников, позволяя им сплотиться еще больше. Мы уже давно "побратались" с алтайским и якутским театрами и оттого небезразличны друг другу. Может, потому и Андрей Борисов, всегда призывающий нас "держаться", согласился поставить в Хакасии спектакль о Николае Федоровиче Катанове, которому в следующем году исполнится 150 лет. В данный момент режиссер ставит спектакль в Поднебесной о проживавших в Китае эвенках. У хакасов, как мы знаем, в Китае была целая провинция, и сейчас, по прошествии трех веков, там все еще называют вещи хакасскими именами. Александр Иванович Котожеков уже сделал кое-какие наброски будущей пьесы о Катанове, и будем надеяться, что уже в следующем, юбилейном, году Андрей Саввич выпустит новый спектакль. Необходимо отдать дань этому великому ученому, умершему в нищете и болезни в Казани. Андрей Борисов – это тот человек, который принадлежит не только Якутии, но и всему миру. А если есть рядом сильная, духовная личность, то почему бы нам к ней не примкнуть.
Спектакль о Катанове еще в проекте, а документальный фильм о первом хакасском профессоре уже практически готов. Юрий Курочка и Марина Канадакова сняли в Хакасии и Казани картину под рабочим названием "Судьба инородца", где фигурирует заслуженный артист Хакасии Геннадий Чаптыков – как выяснилось, его бабушка приходилась двоюродной сестрой великому ученому.
Потому можно смело говорить о том, что очередная культурная волна в Хакасии не за горами. И не случайно на Алтае, во время сплава по бурной Катуни, в котором принимали участие гости "Желанного берега", у Светланы Чаптыковой возникла аналогия мощной речной волны с новым толчком в театральном искусстве.
– Я ощутила волну высокохудожественных театров и режиссерских открытий, – воодушевленно рассказывала Светлана Семеновна. – И в Абакане, как только я вышла из поезда, мне захотелось бежать и всем говорить: "Давайте плыть, давайте что-то делать! Давайте не будем осуждать друг друга, это не важно, нам нужна какая-то цель!"