Архитектор — профессия, требующая достаточно редкого сочетания качеств. Само собой, человек этот должен быть творческим, уметь хорошо рисовать, быть немного скульптором и знать историю искусств и архитектуры — и это уже на момент поступления в вуз. Пригодится также физика, математика, геометрия, а также неплохо бы дружить с английским и литературой — публицистические статьи иногда составляют неотъемлемую часть специальности. С этим у моего сегодняшнего собеседника все в порядке, то есть в том, что он настоящий архитектор, можно не сомневаться. Зададим ему еще несколько вопросов и тогда узнаем все о тверском архитекторе Алексее Жоголеве. Или почти все.
Мы встретились с Алексеем Жоголевым в его мастерской, даже не мастерской, а клубе под названием «Дом архитектора Жоголева». Это один из его последних оригинальных проектов, реализуемый под девизом «новое культурное пространство города». Проект в меньшей степени архитектурный, но в большей — культурологический. В стенах старого здания открыта галерея современного искусства, музыкальный клуб, где проходят концерты известных отечественных и зарубежных джазовых, классических и блюзовых исполнителей, кафе с комфортным интерьером, домашней атмосферой и изысканной кухней и, естественно, архитектурная фирма «Атриум». А еще здесь заседает поэтический клуб, киноклуб устраивает просмотры редких фильмов, собираются семинары для студентов вновь открытого архитектурного факультета. На вопрос, почему «Дом архитектора Жоголева», он отвечает: «Имя — это гарантия качества, причем во всем, от архитектуры до общепита. Когда попадаешь в магазинчик под гигантской вывеской «Мир обуви» или «Мир сантехники», а в этом подъезде торгуют товаром на вес, понимаешь: за качество никто не отвечает. Я отвечаю за качество создаваемого мной культурного пространства, как и за качество своих архитектурных проектов».
К слову сказать, по проектам Алексея Жоголева только в центре Твери построено около сорока зданий, а его фирме «Атриум» в этом году исполнилось 20 лет.
Увидеть Тверь и полюбить
...Это было в середине 80-х. Заканчивалась эпоха «застоя», впереди страну ждала перестройка, правда, об этом тогда никто не догадывался. Как многие отрасли, архитектура тоже была в «загоне». В 1985 году свободой творчества и не пахло, фантазии молодых специалистов применить было некуда.
— Когда архитектор добивался реализации в объекте нетипового элемента, какой-нибудь арочки, это был успех, о котором полгода велись разговоры — вспоминает Алексей.
Именно в 1985 году мой герой, уроженец Самары, впервые побывал в Твери. Была ранняя весна, и город просто очаровал Алексея — своей компактностью, людьми. Тогда еще гость, он оказался в компании ведущих тверских архитекторов. Вечер знакомства закончился в кабачке ВТО: сдвигались стулья, читались стихи, все были молоды и романтичны. Когда буквально через пару месяцев Алексей вернулся в Тверь, чтобы остаться здесь насовсем, компания вновь собралась, но в качестве выпивки им предложили чай и шахматы. В стране приняли «сухой закон». Потом перестройка, демократизация, гласность, ГКЧП, развал Союза, кризис, подъем и опять кризис… На этом фоне профессия архитектора не просто вышла из загона, но поднялась до мирового уровня.
По его мнению, успех не имеет географической привязки. Можно положить жизнь в столице и ничего не добиться, а можно покорить мир, проживая в небольшом городе.
— Я могу понять тех, кто уезжает в Москву за деньгами и славой — это вполне здоровые желания. Некая пассионарность приводит общество в движение. Из деревень едут в Тверь, из Твери в Москву и Петербург, москвичи уезжают в Париж. Новая среда — новые условия конкуренции. Спектр моих профессиональных интересов включает и наш город и обе столицы. Да, в конце концов, и на Москве свет клином не сошелся. Свобода и творчество не приемлют прописки по месту жительства.
«Самаритянин» в Твери
Но вернемся немного назад, когда архитектора Жоголева не было не только в Твери, но и как такового вообще. Родился он, как уже было сказано, в славном городе Самаре. В роду Алексея к творчеству всегда относились с особым пиететом, с детства он занимался рисованием, окончил художественную школу, и в какой-то момент архитектура привлекла его внимание. Одновременно с архитектурным факультетом Куйбышевского инженерно-строительного института он пробовал поступить в Мухинку. Прихватив с собой свои «акварельки», юноша отправился в Ленинград поступать в Мухинское высшее художественно-промышленное училище, прошел творческий отбор. Но рядом со вчерашним школьником на просмотре пыхтели бородатые мужики с двухметровыми картинами, написанными маслом, в золоченых рамах, что-то подсказало ему, что состязание с этими матерыми художниками может быть не в его пользу.
— Короче, напрасно, но я испугался, и решил идти в родной институт. И, в общем-то, думаю, правильно сделал.
По окончании Самарского института Алексей Жоголев по распределению отправился работать на Волжский Автозавод в Отдел художественного конструирования автомобилей. Там он понял: стать дизайнером он сможет всегда, а архитектором — либо сейчас, либо никогда! Вот мы и добрались до того ключевого момента, когда мой герой принял приглашение однокурсников, распределившихся в Тверь, приехать погостить. Как мы уже знаем, город ему понравился, и в скором времени штат Калинингражданпроекта пополнился еще одним молодым специалистом, переехавшим из Самары.
— Насчет «самаритянина» — в одном моем стихотворении есть строчки: «На старых полотнах нередко встречаешь сюжеты, где добрый самаритянин кому-то помог в беде…» Жители библейской Самарии отличались альтруизмом. Для меня это нечто вроде кредо, — улыбнулся Алексей.
«Город должен жить»
Сегодня Алексей Жоголев — один из ведущих архитекторов Твери, руководитель архитектурной фирмы «Атриум» — имеет репутацию человека с альтернативным взглядом на то, как должен выглядеть современный город. Человек с позицией, которую стремится высказывать, ибо, как он написал в одной из своих публикаций, «позиция важна не в бане с веником, а в городском социуме». Видимо поэтому он в свое время согласился стать главным архитектором города Твери и, проработав в этом качестве несколько лет, оставил о себе добрую память. Не стоит удивляться, что в городе с многовековой историей и богатым культурным наследием любые новации, касающиеся городского облика, встречаются реакционно. Идеи Жоголева иногда сталкиваются с непониманием по меньшей мере, а бывает и вовсе воспринимаются как посягательство на исторические ценности.
— Город должен развиваться и жить яркой жизнью, — говорит мой собеседник. — Сегодня время гиперболизации, многие ценности преувеличены. Культурное наследие бывает разным. Разве ржавая лопата, пролежавшая в земле сто лет, это художественная ценность? Ну да, она свидетельство ушедшего времени, но, как я уже говорил, город — это не лавка старьевщика, не лаборатория историка. Мы живем в нем, а мир меняется, и вместе с ним должен меняться город. Любая эпоха имеет право оставить след, свидетельствующий о ее существовании. Я же не говорю, что нужно снести все объекты старины и понаставить новых коробок. Напротив, современные постройки могут быть вполне уместны рядом с памятниками. Нужно только строить так, чтобы они играли в одну игру, выстраивались в ансамбль. Современная архитектура города должна находиться в контексте исторической среды, но не в подчиненном положении, а на равных правах с ней. Новая архитектура в Твери должна быть ветром, летящим вдоль старых улиц, подхватывающим золотую пыль истории и рассыпающим ее на новые постройки.
Называть себя оппозиционером Жоголев не спешит. Говорит, что открыт к любой критике в адрес его работ и даже желает ее, а когда слышит замечания, никогда не воспринимает их в штыки. Тщательно анализирует информацию и делает выводы.
— Это хороший способ совершенствовать свою работу, — говорит архитектор. — Я мог чего-то и не увидеть, упустить. Оценивая критику, объект можно изменить, а я любое изменение стремлюсь превратить в улучшение.
За фасадом
Все вопросы об интересах и увлечениях Алексей предварил фразой: «Если в жизни есть настоящий интерес, он должен занимать все жизненное пространство». Поэтому все у него в жизни завязано на работе, вернее...
— Как говорил Конфуций: выбери себе профессию по душе, и ты никогда не будешь работать, — говорит Алексей. — Когда интерес совпадает с работой, от нее не стремишься отдыхать.
Градостроитель — это для моего героя уже образ жизни, урбанизм — состояние души. Даже в альбоме для рисования, который он берет с собой в поездки, всегда рисует городские пейзажи. Говорит, что урбанист по внутреннему самоощущению, поэтому искусственный пейзаж видится ему более интересным.
Главным соратником моего героя является его жена Люба. Она тоже архитектор и участвует во всех проектах вместе с Алексеем, во всех профессиональных и непрофессиональных начинаниях — вместе супруги уже двадцать четыре года.
— Я не очень люблю говорить на интимные темы, — Алексей с неохотой отвечает на вопрос о том, как он встретился со своей спутницей. — Да и не умею. Я могу хорошо сформулировать вам что-нибудь об архитектуре, но о личной жизни ничего внятного сказать не могу. Почему люди встречаются... Это сложный вопрос. Наверное, она была самая интересная! Вам и сейчас это все подтвердят. Мы удачно дополняем друг друга, вместе загораемся идеями, иногда дело доходит даже до пожаров — как в творческих, так и в семейных вопросах. Тогда приходят пожарные и тушат! Мы вырастили себе двух таких героев — Тимофея и Дашу. Сын учится на дизайнера, дочь еще школьница. Как бы ни сложилась их профессиональная судьба, думаю, творческого будущего им не избежать — они же буквально выросли в мастерской! В них с детства заложено креативное мировоззрение, они уже имеют художественный вкус, творческий потенциал.
Человек с позицией, Алексей Жоголев живет жизнью, какой и хотел бы — полноценной. «Мое жизненное кредо — позитивное и креативное отношение к пространству, в котором ты существуешь. Все-таки наш мир не самый худший из тех, какие могут быть, правда? А исправить его недостатки и сделать еще лучше в наших силах». Не согласиться с такой позицией было просто невозможно, и эти слова Алексея стали замечательным завершением нашей беседы. Землю вращают оптимисты, я в этом уверена — будь то политики, литераторы или архитекторы.