Ведущий актер Московского театра «Ромэн», заслуженный артист России Николай Лекарев уже давно известен любителям колоритного цыганского искусства. Ведь на сцену он вышел еще в четырехлетнем возрасте.
Черноглазый мальчуган лихо отплясывал под аккомпанемент своего отца Григория Лекарева, который руководил цыганским ансамблем «С бубном и гитарой». В этом ансамбле, кстати, работала и мама талантливого мальчика. Затем Николай окончил музыкальную школу, режиссерский факультет ГИТИСа. С 1986 года он служит в театре «Ромэн», которым руководит Народный артист Советского Союза Николай Сличенко. В его фильмографии есть несколько удачно сыгранных ролей второго плана. Впрочем, настоящая популярность пришла к Николаю Лекареву после выхода на экраны телесериала «Кармелита». Эту трогательную историю о любви цыганской девушки и русского парня, затаив дыхание, смотрят тысячи телезрителей разного возраста. В ней Николай Лекарев сыграл роль мудрого и благородного цыганского вожака Баро.
В отличие от моих мамы и свекрови, для которых «Кармелита» – это свято, я не видела ни одной ее серии и честно призналась в этом Николаю Григорьевичу, который был почетным гостем на 13-м Бердянском международном кинофестивале. На мое признание он отреагировал веселым смехом. А еще сообщил, что в ноябре прошлого года съемки сериала были завершены. В первом проекте было 170 серий, а во втором–288. Поскольку на наших телеэкранах «Кармелита» еще идет, я понимала, что Николай Григорьевич вряд ли раскроет мне, чем завершится эта трогательная история. Но от вопроса все же не удержалась, и вот какой ответ получила:
– Могу сказать одно: все будет хорошо, – бодро произнес мой собеседник, тряхнув при этом роскошными цыганскими кудрями, в которых серебром поблескивала седина.
Беседовали мы с Николаем Григорьевичем в фойе городского Дворца культуры перед церемонией закрытия нашего праздника кино. Он вспомнил, что был в Бердянске, по его выражению, еще в прошлой жизни, в 1979 году, когда наша большая страна еще не была разделена. Тогда Николай Лекарев работал в цыганском мюзик-холле и не был еще так знаменит, как сегодня. Кстати, за то время, пока телевидение показывало цыганский сериал, Николаю Григорьевичу пришлось привыкнуть отзываться на обращение Баро, причем не только на съёмочной площадке, но и на вокзалах, в аэропортах, даже в поликлинике. После «Кармелиты» он снялся еще в сериале «Огонь любви». В этой ленте его герой, цыган Бахтари (в переводе – счастливый), поёт в ресторане со своим ансамблем. К тому же он наделён талантом врачевать человеческие души своими мудрыми советами и наставлениями.
– Руководству театра, наверное, не очень нравится то, что вы теперь так много времени отдаете кино, ведь вы задействованы во многих спектаклях, – поинтересовалась я у своего собеседника. Оказалось, что, как очень дисциплинированный человек, Николай Лекарев не сорвал ни одного спектакля и ни одного съемочного дня.
– У меня изначально была договоренность со студией. Когда я подписывал контракт, то мы договорились, что я буду сниматься только тогда, когда в театре будут идти спектакли, где у меня есть второй состав. А в те дни, когда на сцене «Ромэна» шли пьесы, где я играю один, я на съемки не приезжал.
Фильмы о жизни цыган всегда привлекали внимание зрителей. Вспомним хотя бы «Табор уходит в небо», «Цыган» и «Возвращение Будулая» с Кларой Лучко и Михаилом Волонтиром в главных ролях. Почему такие ленты интересны любителям кино, поинтересовалась я у своего собеседника.
– Да вы знаете, так уж как-то повелось, что там, где произносится слово «цыган», сразу возникает оживление и настороженность: что, где, чего? С этим словом у людей ассоциируются очень разные по окраске эмоции – любовь и ненависть, уважение и презрение. Это гордый и свободолюбивый народ, который никого не оставляет равнодушным, и зрителей тоже. К сожалению, в последнее время по отношению к цыганам больше негатива, чем позитива.
Как вице-президент цыганской общественной организации, которая называется «Федеральная национально-культурная автономия цыган», Николай Лекарев твердо убежден, что цыгане в России – самая угнетаемая нация.
– Люди не могут устроиться на работу только лишь по национальному признаку. Детей не принимают в школы по национальному признаку. Многодетным матерям не назначают пособия по национальному признаку, – с горечью в голосе рассказывал мне Николай Григорьевич. – Ни одна страна в мире не наплевала так на цыганскую нацию, как Россия. Поверьте, я бывал во многих странах мира, и мне есть с чем сравнивать.
Слава Богу, у самого Николая Лекарева и членов его большой семьи таких проблем нет.
– Все мои дети в какой-то период своей жизни работали в театре «Ромэн». Старшая дочь Рада и ее муж Саша и сейчас актеры этого театра. Вторая дочь, Лолита, поработав какое-то время в театре, поступила в университет, училась на дизайнера, но сейчас у неё двое малышек, так что учёбу пока пришлось отложить. Муж Лолиты – предприниматель, а муж средней дочки Наташи – цыган из артистической семьи, окончил духовную семинарию и служит в храме. Сын Коля работал в театре, уже трижды снялся в кино – в фильмах «Как бы не так», «Ночной дозор» и «День денег». У всех уже есть дети, так что я очень богатый дед: у меня шестеро внуков.
Николай Лекарев прекрасно поет. И в этом бердянцы могли убедиться на торжественных церемониях открытия и закрытия фестиваля, на творческих встречах с актерами. Как оказалось, он еще и сам пишет песни. Впервые они прозвучали в спектакле театра «Ромэн» «Любовь под шатрами», причём песни получились очень удачные – настоящие цыганские шлягеры. Слова к ним написала старшая дочь актера Рада. Кстати, как рассказал мне Николай Григорьевич, его песня «Мне дорога дорога» из спектакля «Любовь под шатрами» прозвучала в сериале «Огонь любви». Автор: Александра Попова По материалам сайта http://vesvladivostok.ru