Премьер-министр России Владимир Путин предложил ввести утилизационный сбор, который должен распространяться, как на импортные автомобили, так и на отечественные машины. При этом утилизационный сбор будет взиматься не только с новых иномарок, но и с бывших в употреблении автомобилей.
До 25 апреля, по просьбе премьер-министра, 3 ведомства: Минпромторг, Минэкономразвития и Минфин, - должны проработать это задание и представить окончательное предложение проекта. В свою очередь глава Федеральной Таможенной Службы, Андрей Бельянинов, предложил свою помощь в администрировании этого вопроса. Также Владимир Путин обещал оказывать всяческую поддержку отечественному автопрому.
Наш ответ ВТО
По просьбе премьер-министра страны Владимира Путина Минпромторг, Минэкономразвития и Минфин должны представить свое предложение по вопросу о введении утилизационного сбора с импортных и отечественных автомобилей. Премьер-министр считает, что утилизационный сбор должен охватывать не только новые российские и импортные машины, но и бывшие в употреблении.
Утилизационный сбор, по словам Владимира Путина, представляет собой не налоговый платеж, а залог с автопроизводителя, который будет возлагать на него всю ответственность за выпускаемую им продукцию. В случае с ввозимыми автомобилями, залог будет взиматься с импортеров. При этом размер утилизационного сбора будет зависеть от возраста автомобиля и его технических характеристик. Ставку утилизационного сбора на подержанные импортные автомобили планируется сделать выше. Пока же сумма сбора не озвучена.
Отечественные производители и сборочные предприятия, работающие на территории страны, должны предоставить гарантийные обязательства по последующей утилизации своей автотехники, а иностранные - будут платить утилизационный сбор деньгами. Все это делается в целях поддержки отечественного автопрома, о которой неоднократно говорил Владимир Путин в преддверии вступления России в ВТО. Средства, полученные от сбора утилизационного налога, пойдут на утилизацию автохлама.
Стоит отметить, что утилизационный сбор вводится, чтобы компенсировать потери государственного бюджета в связи с резким снижением импортных пошлин на подержанные иномарки в рамках ВТО. При этом премьер отметил, что ввозные пошлины должны снижаться постепенно в течение нескольких лет после вступления России во Всемирную Торговую Организацию.
Напомним, что в настоящее время ввозная пошлина на подержанные импортные автомобили возрастом не более 5 лет составляет 35 процентов. А сразу после вступления России в ВТО она должна сократиться на 5 процентов. Еще в течение 7 последующих лет ввозная пошлина на подержанные импортные автомобили будет снижена до 15 процентов. При этом премьер отметил, что заключенные условия по промсборке автомобилей останутся без изменений до июля 2018 года.
По имеющимся данным, за прошлый год импорт подержанных автомобилей в Россию увеличился на 4 процента по сравнению с 2010 годом. В среднем в нашу страну ежегодно импортируется порядка 100-150 тысяч подержанных автомобилей. После вступления России в ВТО эта цифра может увеличиться до 500 тысяч автомобилей в год.
Чтобы хоть как-то спасти отечественный автопром при большом наплыве подержанных авто из Европы и резком падении импортных пошлин на них, и вводится утилизационный сбор. Эта мера государственной поддержки рассчитана на то, что после вступления России в ВТО, каждый из участников не должен оказаться в проигрыше. Так, у россиян будет возможность подумать, какой автомобиль покупать выгоднее: новенькую машину отечественного производства или иномарку, собранную на территории страны, или импортное авто, но бывшее в употреблении.
Также премьер в рамках поддержки отечественного автопрома призвал органы государственной и муниципальной власти закупать автомобили, только произведенные на территории ЕЭП. Эту инициативу, а также идею об утилизационном сборе на автомобили, импортируемые на территорию Таможенного союза, поддержали Казахстан и Белоруссия. В скором времени соответствующие ведомства и министерства трех стран должны в письменном порядке оформить соглашение.
Польза или вред от утилизационного сбора
Утилизационный сбор призван сбалансировать снижение ввозных пошлин и не допустить массового наплыва подержанных автомобилей из Европы в Россию. При этом в европейских странах также существует утилизационный сбор, который там взимается при покупке нового автомобиля и стоит примерно 100 евро. Ставка для европейцев символическая, да и без оплаты этого сбора получить государственные регистрационные номера не получится.
Однако в нашей стране, по предположению экспертов и аналитиков, утилизационный сбор в зависимости типа, возраста и технических характеристик автомобиля может составить от 300 до 1 000 евро. Естественно, автопроизводители заложат сумму утилизационного сбора в окончательную стоимость автомобиля, что приведет к их подорожанию.
Конечно же, для государства в целом такая политика, как нельзя кстати, придется на период после вступления страны в ВТО. Что же касается автопроизводителей и конечных потребителей их продукции, то их это явно не обрадует, так как автомобили могут резко подняться в цене. И если для жителей столицы и центральных областей рост стоимости автомобилей не сильно ударит по карману, то для автовладельцев в отдаленных регионах страны таких, как Архангельская область взлет цен на машины может привести к резкому спаду объемов их реализации.
Тем не менее, эксперты считают, что необходимо ввести утилизационный сбор, чтобы компенсировать падение импортных пошлин и сдержать наплыв подержанных иномарок из Европы. Иначе снижение ввозных пошлин может негативно отразиться на состоянии отечественного автопрома, а также иностранных производителей, разместивших свои производства на территории России.
Так, если этот инструмент поддержки отечественного производителя заработает и даст положительные результаты, то россиян все тщательно обдумает, прежде делать выбор в пользу подержанной иномарки хоть и европейского производства. В то же время, выгоднее станет приобретать российские автомобили, полностью или частично собранные на территории страны. Если же утилизационным сбором обложат все ввозимые подержанные автомобили, то их цена на вторичном рынке существенно снизится, что позволит не только чаще менять средство передвижения автовладельцу, но и обеспечит кругооборот российского автопарка.
Если утилизационный сбор будет введен, что абсолютно предсказуемо и обосновано, то стоимость автомобилей в России будет продолжать расти, хотя, по мнению экспертов, незначительно. Однако без этой меры стимулирования отечественного автопрома он может оказаться в кризисном положении. При этом, подразумевая отечественный автопром, нельзя забывать и об иностранных производителях, развернувших свои производства в нашей стране. Они также останутся в проигрыше. А допустить сворачивания их производства в России нельзя допустить.
Конечно же, во введении утилизационного сбора, в первую очередь, заинтересовано государство. Однако эксперты и аналитики отмечают, что эта вынужденная мера может быть впоследствии оправдана тем, что послужить началом строительства культуры утилизации автомобилей в России, которая на сегодняшний день фактически отсутствует.
Эксперты считают, что было бы оптимальным вариантом, если бы все денежные средства, полученные с утилизационных сборов, были направлены на развитие утилизационной инфраструктуры по всей территории России и, особенно в ее отдаленных регионах таких, как Архангельская область. Тем не менее, эксперты не скрывают своих опасений, что этот процесс может растянуться на долгие годы, и в конечном итоге, денежные средства пойдут на другие нужды.
Так или иначе, утилизационный сбор скоро станет новой фразой в лексиконе автопроизводителей и автовладельцев. Однако на этот раз новый налог должен пойти на благо общества и не вызвать его возмущения. По крайне мере, так утилизационный сбор позиционируют.