В 1905 году в России крайне неудачно для их участников завершились революционные выступления. Начались репрессии, и большое число революционеров вынуждено было эмигрировать в Америку. Были среди них Альберт Озоль, Лев Гринштейн и Иван Вильнер.
Альберт Озоль
Его отец умер рано, и ему еще мальчиком пришлось идти работать по найму. Во время революции 1905 года он уже был большевиком. Его группе поручили уничтожить отъявленного монархиста барона фон Гельмерсена. В лесу недалеко от Риги завязалась перестрелка, в результате которой Альберт был ранен и схвачен, но бежал из тюрьмы. 17 января 1906 года участвовал в бою с конными городовыми. Его снова схватили и приговорили к смертной казни. Он шесть месяцев симулировал сумасшествие и из рижской тюремной больницы был переведен в специальное лечебное заведение для душевнобольных. Там была только врачебная охрана, и друзья помогли бежать. Он скрылся в Северную Америку.
Иван Вильнер
Настоящее его имя – Роберт Бакус. Родился в батрацкой семье, затем перебрался в уездный город Лобеле (Латвия), где стал работать слесарем. В 1905 году участвовал в штурме дворца местного барона. Результат плачевный – 16 товарищей убиты, 40 ранены. Роберт организовал лобельскую группу «лесных братьев», которая дралась против полицейских отрядов. Их группу разбили, он стал Иваном Вильнером и уехал в Америку.
Лев Гринштейн
Его отец имел небольшую типографию в Аккермане. В ней Лев и стал печатать листовки для Одессы. Черносотенцы убили его старшего брата, и Лев поклялся отомстить. Несколько раз его арестовывали, хотели отправить в ссылку, но он бежал в Америку.
Как жить в чужой стране, не имея средств к существованию и не зная чужого языка? Оказывается, такую проблему можно решить, необходимо лишь желание этого добиться.
Эмигранты создали в Нью-Йорке «социалистический кооператив русских механиков». Для этого каждый вложил вступительный взнос в размере 100 долларов, в результате и был создан небольшой учредительный капитал. В районе Ист-Сайда, где живут эмигранты всех национальностей, было арендовано помещение, в котором установили приобретенные недорого на распродаже два токарных, два строгальных, фрезерный и сверлильный станки. Вначале изготавливали литографические штампы, канцелярские кнопки, а потом перешли на производство лекал. Дело пошло хорошо. Они и дальше вели себя по-умному: предприятие стали расширять, для чего закупили новые станки, сложное оборудование, сменили помещение, привлекли новых членов кооператива из числа эмигрировавших из России однопартийцев.
И вдруг узнали: в феврале 1917 года в России произошла революция. Они вспомнили, что стояли у истоков этой революции и решили вернуться в Россию, но не с пустыми руками, а перевезти через океан свой завод. Сделать это помог им русский посол в Америке Бахметов. Он привлек малоизвестный Союз земств и городов России, который и обязался за свой счет перевезти оборудование завода.
24 мая 1917 года из Нью-Йорка отплыл первый пароход, на котором среди двух тысяч политэмигрантов находился и кооператив русских механиков. 10 июня они прибыли в Петроград.
Но здесь в то политически бурное время они оказались никому не нужны. Городские власти считали, что в столице уже слишком много промышленных предприятий и город следует от них разгружать. Отказались предоставить территорию для нового завода и в Москве, Харькове, Киеве, Одессе.
Привезенные с собой деньги быстро исчезали, а упакованное оборудование пролеживало на товарной станции невостребованным.
И в это время в Петрограде появился Р. Я. Тольмац.
Рудольф Тольмац
Родился в 1891 году в Риге в семье рабочего-железнодорожника. В 1912 году вступил в партию большевиков, работал в Петербурге в подполье вместе с М. И. Калининым. Когда нависла реальная угроза ареста, он с женой переехал в октябре 1916 года в Бердянск. Вначале устроился слесарем-инструментальщиком на Азовско-Черноморский завод (ныне «Дормаш»). Принимал участие в подпольной работе, вел борьбу с меньшевиками и эсерами. Во время Февральской революции активно участвовал в аресте местной жандармерии.
Большевики города направили его в Петроград делегатом на VI съезд РСДРП(б). Из-за возникших проблем в работе железнодорожного транспорта он не успел на съезд, но зато встретился с представителями прибывших из Америки русских механиков и предложил им организовать работу завода в Бердянске.
Возвратившись из Петрограда, Тольмац возглавил организацию большевиков в городе и уезде, связался с военно-промышленным комитетом и получил все необходимые документы на провоз заводского оборудования в Бердянск. По его рекомендации по улица Лисовской №2 (ныне улица Куйбышева) у купчихи Глебовой была арендована сроком на три года за 7500 рублей усадьба, где имелись большой хлебный амбар, другие пристройки и сад.
Хлебный амбар кооператоры быстро переоборудовали в завод, появилась ажурная вывеска «Русско-американский кооперативный механический завод». В сентябре предприятие начало работать. Начав с изготовления ложек и замков, новый завод постепенно стал выполнять заказы на изготовление различного инструмента. Иван Вильнер с двумя помощниками по чертежам, привезенным из Америки, изготовил простые, но очень эффективные машины-штампы. Какой-то частник заключил с заводом первый договор – на этих штампах он собирался изготовлять канцелярские кнопки. Заказ оказался выгодным, и кооператоры вскоре расплатились с долгами. Но И. Вильнер и его товарищи строили планы о производстве запчастей к автомобилям, об изготовлении фрез, сверл и метчиков.
Однако вскоре ситуация стала резко меняться. 9 января 1918 года IV-м универсалом Центральной Рады Украина была провозглашена самостоятельным независимым государством. Конечно же, провозгласить независимость намного легче, чем ее сохранить.
К тому же встал вопрос о легитимности Центральной Рады, которая появилась на свет не в результате всенародных выборов, а на несколько странном собрании в основном из членов Украинского Технико-агрономического товарищества и Украинского научного товарищества. На местах начала создаваться своя власть – советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. И если в марте-апреле 1917 г. было создано 42 совета, то вскоре число их возросло до 242.
Что касается Бердянска, то здесь совет было создан в числе первых в России – 3 марта 1917 года, сразу же после получения известия о февральской революции. Состав совета был партийно разношерстным, первым председателем совета стал меньшевик А. А. Кисиленко.
Реальной власти в городе этот совет не имел, вся практическая деятельность сохранилась за городской Управой, возглавляемой городским головой. Известно лишь, что совет начал издавать городскую газету, да и то деньги для этого были выделены городской Управой.
Ситуация резко изменилась с появлением в городе Русско-американского кооперативного механического завода, многие работники которого были эмигрантами-большевиками. Уже 10 декабря 1917 года в Бердянске прошли перевыборы в городской совет, и председателем стал Александр Алексеевич Дюмин. Совет провозгласил в городе Советскую власть, объявил себя высшей городской властью и решительно взялся за наведение порядка, организацию общественных работ. Им были национализированы банки, установлен 8-часовой рабочий день, взяты под контроль предприятия, продовольственное обеспечение, для поддержания порядка в городе организован отряд Красной гвардии. В состав совета вошли представители Русско-американского завода: Л. Гринштейн назначен был военным комиссаром, А. Озоль – начальником продовольственного отряда, И. Вильнер – заведующим горкомунхозом. Да и в руководство ревкома были введены представители завода Кромберг и Фистов.
А в это время во вновь созданном государстве УНР разгорелись политические страсти. 11-12 декабря 1917 года в Харькове открылся І Всеукраинский съезд Советов, и тут же, в Харькове, 12 декабря 1917 года был сформирован штаб войск, которые уже 26 января 1918 года заняли Киев.
Центральная Рада вынуждена переехать в Житомир. Понимая, что теряет власть в стране, ее руководство старается получить признание и военную помощь в борьбе с большевиками со стороны правительств зарубежных стран. 16 февраля 1918 года Центральная Рада обратилась к Германии с просьбой о военной помощи против Советской России, и уже 19 февраля 1918 года началось наступление немецких войск на Украину, в Новгород-Волынске произошло их соединение с отрядами Центральной Рады. На немецких штыках 1 марта 1918 года Центральная Рада вернулась в Киев. В феврале-марте 1918 года Украина была полностью оккупирована немцами.
Но за военную помощь нужно расплачиваться, и 23 апреля 1918 года между Германией, Австро-Венгрией и Центральной Радой был составлен договор, по которому Украина обязалась поставить в течение 4 месяцев 60 млн. пудов хлеба, 2,75 млн. пудов мяса в живом весе, 400 млн. штук яиц, большое количество картофеля, сахара и других сельскохозяйственных продуктов, а также 37,5 млн. пудов железной руды.
Унизительный и грабительский для Украины договор руководители Центральной Рады подписали, но выполнять его были не в состоянии, поскольку власть на местах была не у них, а у советов. Поэтому немцы начали сами изымать и вывозить с Украины продовольствие и другие материальные ценности. Поняв бессилие Центральной Рады, немцы в конце концов 29 апреля 1918 года ее разогнали и провозгласили гетманом Украины П. Скоропадского.
Чтобы как-то предотвратить вывоз из страны материальных ценностей (и прежде всего продовольствия), ЦИК 9 апреля 1918 года прислал в Бердянск распоряжение о подготовке к эвакуации, поскольку немецкие войска уже приближались к городу. Через морской порт начали срочно вывозить ценности, в первую очередь пшеницу, имевшуюся не только в городе, но и в селах уезда. Руководили эвакуацией члены большевистского совета.
Делалось это в спешке, жителям города ситуацию не успели разъяснить, чем и воспользовались находившиеся в оппозиции меньшевики и антибольшевистски настроенный «Союз увечных воинов», возглавляемый белогвардейским полковником Абольянцем.
18 апреля 1918 года офицеры 46-го пехотного полка, расквартированного в тот момент в городе, под руководством полковника Абольянца подняли мятеж. В результате было арестовано 26 человек. 24 апреля 1918 года 19 человек из состава большевистского совета были переданы отряду белогвардейцев полковника Дроздовского и расстреляны возле села Куцое (ныне село Луначарское).
А уже 25 апреля 1918 года Бердянск был оккупирован немецко-австрийскими войсками. Следом за ними пришли петлюровцы, а в середине декабря город захватили деникинцы, которые в марте 1919 г. были вытеснены отрядом Красной Армии и местными народными дружинниками.
Все это время русско-американский завод в Бердянске практически не работал, перебиваясь мелкими заказами крестьян и местных жителей.
19 апреля 1919 г. в город вошла повстанческая дивизия Нестора Махно, который в это время был в союзе с советской властью и воевал с петлюровцами. Завод начал работать для фронта: ремонтировал пушки, пулеметы, изготовлял шестидюймовые снаряды. Для этого был получен кредит в сумме 725 тыс. рублей и два вагона хромо-никелевой стали.
Но в июне 1919 года вновь возникла угроза появления в городе белогвардейцев. В связи с крайне нестабильной военной обстановкой советское правительство принимает решение об эвакуации завода в Москву. Для этого были выделены 150 тысяч рублей и 14 вагонов, в которых срочно разместили все заводское оборудование и 170 работников. Через два часа после отправки заводского эшелона в город вошли белогвардейцы, а еще через полчаса после отправки из Токмака, на станции Федоровка, махновцы попытались вернуть эшелон в Бердянск, чтобы превратить его в свой арсенал, но этому помешал конный отряд армии К. Ворошилова.
После эвакуации завода его бывшее здание по улица Лисовской несколько лет пустовало, было бесхозным, и постепенно население Лисок разобрало его для своих нужд. Ныне на месте бывшего завода по улица Куйбышева находятся частные дома, и их владельцы вряд ли что-нибудь знают о событиях почти столетней давности, происходивших на том месте, где они сейчас живут.
А в Москве на базе бывшего Бердянского Русско-американского кооперативного механического завода был построен первый в стране инструментальный завод (МИЗ), который в дальнейшем в результате реконструкции и значительного расширения вместе с организованным при нем Всесоюзным научно-исследовательским инструментальным институтом стал родоначальником гигантов инструментальной промышленности в СССР – заводов «Калибр» и «Фрезер».
Среди людей, имевших отношение к Русско-американскому заводу и работавших на нем, впоследствии многие стали известными учеными и организаторами инструментальной промышленности в стране.
Рудольф Тольмац
В 1930 году возглавил строительство завода режущих инструментов «Фрезер», ставшего одним из крупнейших заводов такого профиля не только в Европе, но и в мире. Р. Тольмац был его первым директором, а в 1935 году возглавил объединение «Станкоимпорт».
Иван Семенченко
В январе 1919 года поступил рядовым рабочим на Русско-американский завод в Бердянске. В 1930 году был назначен главным инженером завода «Фрезер», затем руководителем кафедры в Московском станко-инструментальном институте, в 1939 году утвержден в звании профессора. За работу в области конструкций твердосплавных инструментов и технологии их изготовления был награжден Сталинской премией. Автор: Георгий СУКАЧ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru