Решение проблем коммунальных предприятий Бердянска нынешний мэр Евгений Шаповалов связывает с приходом инвестора. И в качестве такого инветсора уже не раз назывался запорожский предприниматель Петр Сабашук. Городские СМИ уже рассказывали о «гениальном» проекте объединения теплосети и горводоканла, об идее создания акционерного общества.
Мы не специалисты. Поэтому не будем судить. Но согласитесь, очень важно с какой репутацией приходит в Бердянск инвестор.
Ниже мы предлагаем вниманию читателей перепечатку из областной газеты «Зеркало Запорожья». Петр Сабашук запорожский предприниматель, поэтому там его знают лучше. И вот, что сообщает газета:...
Вы решили купить квартиру – для себя или для детей. Вам приглянулась одна из новых квартир в симпатичном доме – вы платите за нее всю сумму наличными или берете ипотечный кредит в банке. Заселяетесь, справляете новоселье. И начинаются неприятности – даже кот, предусмотрительно запущенный хозяевами в квартиру первым, не спасет от них. Начинаются проблемы с вытяжкой на кухне, несущие стены идут трещинами, и в довершение всего к вам приходит исполнительная служба и просит очистить помещение в течение 48 часов.
Ночной кошмар? Да нет, это всего-навсего дом от Петра Сабашука. Что даже хуже. Но чтобы понять, чем хуже, надо «отмотать пленку» на несколько лет назад.
Если кто не помнит, то в Древней Греции был Миф о царе Мидасе. Он выпросил у богов дар превращать все, к чему прикоснется, в золото. В итоге неправильно сформулированное желание стало его проклятьем – бедняга не мог даже поесть и обнять свою жену. Глядя на события, происходящие последние несколько лет в Запорожской области, можно подумать о том, что в наших краях обосновался его потомок.
Но с течением веков волшебный дар династии Мидаса значительно деградировал. Если раньше сказочный царь страдал от того, что превращает все в золото, то его потомок извлекает выгоду из того, что при его касании все превращается в обломки и развалины.
История наша о Петре Сабашуке, известном в городе своими размерами и вечным «планов громадьем». За ним числится не один сомнительный «бизнес-проект», оставивший после себя шлейф пересудов и кривотолков. По жизни Петр Павлович любит всякие новации и передовые технологии. Точнее, любит о них поговорить, рассказывая об их применении на своем очередном предприятии, каждое из которых непременно должно было стать «технологическим прорывом в данной отрасли».
А если не о словах, а о делах, то практически ни один из замыслов Петра Павловича не был успешен. Исходя из опыта последних лет десяти, все его замыслы кончались разрушением объекта, на который снисходила благодать Сабашукова. А Петр Палыч, обобрав очередное предприятие фактически «до нитки», перебирался на другое, где обкатывал ту же схему «развал под видом инноваций».
Среди «скальпов на поясе» у Сабашука – доведенный до коллапса завод «Весна». Сейчас завод можно условно разделить на две части. Из одной бомжи трудолюбиво выносят все, что можно вынести. Долгими вечерами горят рядом с корпусами «Весны» едкие ядовитые костры. Это выжигают пластмассовую обмотку из медных проводов, чтобы сдать ее потом на металлолом. А вторая часть по кусочкам сдана в аренду самым разным мелким фирмочкам. Как функциональная единица завод «Весна» фактически прекратил свое существование.
Или, может быть, господин Сабашук считает своим огромным достижением отдачу одного из корпусов «Весны» под помещение супермаркета? Так для этого не надо много ума, и тем более никаких инноваций.
Соседним скальпом на его необъятном поясе висит Каменко-Днепровский консервный завод. Доведя его фактически до банкротства, Сабашук продал завод другим людям, только сейчас наладившим на нем нормальнее производство.
Особую любовь Петр Палыч питает к «энергосберегающим технологиям». Всю мощь энергосбережения ощутили жители Степногорска на себе. Корпорация Сабашука «Рассвет» заменила городскую котельную, поставив на месте старой новую. В начале отопительного сезона она вышла из строя, но Сабашук и не подумал заняться ее обслуживанием или хотя бы ремонтом. В итоге жители поселка, и так имеющего полуофициальный статус «социальной катастрофы», проводят уже несколько зим в холодных неотапливаемых домах.
Теплосети Коммунарского и Заводского районов Запорожья тоже испытали на себе «леденящее прикосновение» Сабашука. Его «Рассвет», взяв в аренду теплосети, просто завалил подготовку к отопительному сезону. Ведь надо было тратить средства, проводя профилактику, а зачем это делать, когда деньги можно положить в свой карман и «выключить краник», якобы за неуплату?
Город подал иск на разрыв договора аренды, суд удовлетворил это требование, но Сабашук отказался исполнять решение суда – фактически «отрейдерил» теплосети. На дворе как раз шли политические баталии президентских выборов 2004 года, и Сабашук с корочкой народного депутата, командуя областным избирательным штабом Ющенко, чувствовал себя безнаказанным. В итоге общественные организации во главе с «Братством» и «Славянской Гвардией» были вынуждены мобилизовать людей на борьбу с захватчиком, и под страхом народного гнева Сабашук сдал теплосети.
Чем же поднял Петр Палыч ДСК? Скупая акции у строителей за бесценок, при этом не платя им заработной платы? Сначала надо разорить, а потом возрождать из пепла? И какой ценой... Спасибо директору ДСК-2, сейчас у нас в городе ведется строительство крупнопанельных домов: именно он в то тяжелое для домостроительного комбината время не дал уничтожить завод, пытаясь сохранить его. Зачем же заслуги других приписывать себе?
* * *
Сегодняшняя ситуация, из которой виднеется пятачок Петра Павловича, на удивление типична для него.
В 1994 году профсоюзом и администрацией Домостроительного комбината был создан кооператив «Сгроитель-33», чтобы обеспечить жильем собственных работников. Члены кооператива, в их числе и другие люди, помимо строителей, внесли свои паи, и работы начались. На протяжении трех лет пайщики, работавшие на стройке, не требовали себе заработной платы – их уверяли в том, что необходимо сейчас форсировать процесс ради их же скорейшего заселения в квартиры. Строительство шло ни шатко, ни валко, а потом и вовсе прекратилось. В итоге пайщики остались без денег и без жилья.
В 2005 году долгостроем занялся Петр Сабашук, будучи главным акционером ОАО «Запорожский домостроительный комбинат», решив, что он является хозяином дома, не имея на это никаких документов.
Кооперативный дом по улице Автозаводской, 48 состоит из двух домов (далее № 3 и № 4). Недостроенный дом № 4 оперативно «довели до кондиции», проведя отделочные работы и проложив коммуникации по дому, при этом стремительным темпом пустили в продажу, забыв о том, что наложен запрет распоряжаться домом ДСК.
В ходе предвыборной кампании в 2005 г., когда «только Петя Сабашук» балотировался в мэры нашего города, на одной из встреч, это было на Бабурке, члены кооператива задали вопрос по своему дому, Петр Палыч во всеуслышание объявил:«Платите 4 млн. грн., и забирайте свои коробки!!!». Члены кооператива согласились, но когда на следующий день пришли рассчитаться, был получен ответ: «До свидания! Мы хотим 11 млн. грн.»
Ставки растут не по дням, а по часам...
После этого Сабашук и его представители объявили членам кооператива, что последние никакого отношения к этому дому не имеют, и, если хотят жить в нем, пусть покупают квартиры по рыночным ценам, а нет, «идите и через суды доказывайте, что дом ваш». За людьми, которые вкладывали в строительство деньги и бесплатный труд в течение трех лет, Сабашук отказался признавать какие-либо права на дом, потому что тогда придется с ними делиться.
Горькой издевкой выглядело его предложение членам кооператива забрать недостроенный дом №3 за семь миллионов гривень. Люди, проработавшие много лет на стройке, сразу заметили в предоставленных им для обоснования этой суммы счетах «нестыковочки». Позднее, когда была проведена судебная экспертиза, эта сумма снизилась до 3,4 миллионов – более чем вдвое. А про второй дом – молчок...
Еще один нюанс: в середине 90-х, в самом начале нашей истории, «коробку» дома выгнали за три-четыре месяца, но впоследствии она не была законсервирована должным образом, и за 14 лет простоя подверглась немалому износу. Сабашук, проводя отделочные работы, решил не заниматься реконструкцией здания, желая сэкономить и побыстрее начать продажу заветных квадратных метров. Знают ли об этом люди, которым ОАО «Запорожский домостроительный комбинат» сейчас пытается продать квартиры по рыночной цене? Знают ли они о тех проблемах, которые ожидают их в «старо-новом» доме?
К этому вопросу добавляется и нестабильность данных квартир в юридическом аспекте. Члены кооператива настроены серьезно – их дело уже неоднократно рассматривалось в Верховном Суде и Верховном хозяйственном суде Украины. В ближайших планах пайщиков – визит к Президенту Украины. Люди хотят восстановить справедливость и получить то, что причитается им по закону и по совести. В итоге квартиры многострадального дома находятся сейчас в «подвешенном» состоянии и вполне могут отойти к членам кооператива в результате того или иного судебного решения. О чем, разумеется, Петр Сабашук предпочитает умалчивать, продавая сегодня эти квартиры.
* * *
Как человек-катастрофа, черным вихрем носится Петр Сабашук над Запорожской областью уже много лет. Если большинство подобных ему персонажей из «бурных девяностых» или отошли от дел, вдоволь награбившись, или перешли к более конструктивной деятельности, то Петр Павлович остается верен схеме времен постсоветского «дикого капитализма» – ограбить, развалить и свалить. Сейчас Сабашука занесло в Бердянск, и во что обойдутся его благодеяния бердянцам, пока трудно предсказывать.
Складывается впечатление, что на нечто созидательное Сабашук просто не способен органически. Очередной «лохотрон» сейчас прокручивается от лица ОАО «Запорожский домостроительный комбинат» – по нескольку раз продать одни и те же квартиры разным людям, а впоследствии обанкротиться, предварительно «перегнав» в укромное место все активы. Автор: Павел ИЩУК По материалам сайта http://vesvladivostok.ru