Новый год преподнес и новые сюрпризы, в том числе новые тарифы на энергетические ресурсы и жилищно-коммунальные услуги.
Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 1 декабря 2008 года №187–нп установлены предельные максимальные индексы изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (с учетом затрат этих организаций) в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в среднем по городским округам, городским и сельским поселениям региона. Установлены также и предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по городским округам, городским и сельским поселениям Тверской области на 2009 год.
По городу Твери, например, индексы увеличения тарифов к 2008 году на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод предусмотрены на 28 процентов, утилизацию бытовых отходов на 8 процентов. Размер платы граждан за жилое помещение возрастет на 19 процентов, сумма за коммунальные услуги на 24 процента.
В конце декабря прошлого год опубликованы новые тарифы на электрическую и тепловую энергию для всех групп потребителей Тверской области, в том числе и для населения. Руководители правительства утверждали, что тарифы для населения повысятся на 27 процентов. Федеральная служба по тарифам в соответствии со своими полномочиями, на основании расчетов, представленных региональными энергетическими комиссиями (РЭК), устанавливает по субъектам Федерации предельные значения минимальных и максимальных тарифов на следующий год. На 2009 год для Тверской области эти значения тарифов для населения установлены в пределах 231 — 239 копеек за киловатт-час, что соответствует росту предельных значений тарифов в сравнении с 2008 годом (22,9 — 24,5 процента). РЭК Тверской области приказом от 8 декабря 2008 года №190-нп установила тарифы на электроэнергию для населения на 2009 год. Кроме увеличения тарифов изменен и порядок установления систем тарифов для населения.
Тарифы для граждан могут быть одноставочные, когда потребитель рассчитывается по одному тарифу, и зонные, при которых дневная (7.00 — 23.00) и ночная (23.00 — 7.00) электроэнергия имеет разную цену.
На 2009 год РЭК установила для населения следующие тарифы: одноставочный — 239 копеек за киловатт-час; зонные тарифы: дневной — 285 копеек за киловатт-час, ночной — 170 копеек, или 60 процентов дневного зонного. Отметим, что в 2008 году ночной тариф составлял 25 процентов дневного.
Расчеты показывают, что при таких тарифных системах применение зонных тарифов для населения может быть экономически целесообразно, если ночное электропотребление будет более 40 процентов от суммарного потребления. Если, например, ночное потребление электроэнергии абонента составляет 19 процентов (реально рассчитанный случай), то при установленных зонных тарифах оплата за электроэнергию для данного абонента возрастет в сравнении с 2008 годом на 63 процента, а при одноставочных тарифах — на 48 процентов, в обоих случаях это существенно выше предельных 27 процентов. Для абсолютного большинства граждан области в этих условиях использование зонного тарифа становится невыгодным, надо переходить на одноставочный тариф. А ведь в свое время при введении зонных тарифов абоненты потратились на установку двухтарифного счетчика в пределах 2000 рублей.
Для сравнения тарифов для населения по Тверской области приведем тарифы по некоторым другим регионам (Тульская, Смоленская, Ленинградская, Ярославская, Орловская, Курская области). Во всех этих регионах одноставочные предельные тарифы, установленные ФСТ, ниже, чем в Тверской области. Системы тарифов, установленные в Ярославской области, такие же, как и в Тверской, но там одноставочный тариф 203 копейки. В Смоленской, Ленинградской, Курской областях дневной тариф при зонной системе равен одноставочному. Это означает, что применение зонной системы в этих регионах выгодно для населения независимо от объема потребления электроэнергии в ночной период, и для них рост тарифов составит менее 27 процентов.
Конечно, чтобы разобраться с обоснованностью установленных тарифов, необходимо рассмотреть представленные регулируемыми организациями исходные данные и расчеты. Однако даже из сопоставления тарифов по областям возникает вопрос: почему в регионах разный методический подход к расчету тарифов? Ведь регулирующий федеральный орган для всех один.
Возросли регулируемые тарифы на электроэнергию и для других групп потребителей. Так, одноставочные тарифы на электроэнергию, отпускаемую ОАО «Тверская энергосбытовая компания» промышленным и приравненным к ним потребителям на низком напряжении, на 2009 год установлены в размере 330 копеек за киловатт-час, рост к 2008 году 32 процента.
В 2009 году тарифы для промышленных и приравненных к ним потребителей различаются в зависимости от поставщика. Например, средний одноставочный тариф на низком напряжении равен при поставке: ООО «Русэнергосбыт» — 365 копеек за киловатт-час, ОАО «Тверская энергосбытовая компания» и ООО «Тверская областная энергосбытовая компания» — 330 копеек, ООО «Объединенная Вышневолоцкая энергосбытовая компания» — 324 копейки, ОАО «ЖКХ Редкино» — 318 копеек за киловатт-час.
С 2009-го по 2011 год для филиала ОАО «МРСК Центра» — «Тверьэнерго» РЭК рассчитаны долгосрочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии методом доходности инвестированного капитала (RAB). На 2009 год они установлены в размере 102 копейки за киловатт-час, а в следующие два года тарифы на передачу резко возрастут и в 2011 году будут равны 230 копейкам, то есть увеличатся в 2,25 раза по отношению к 2009 году.
В 2009 — 2010 годах все группы потребителей, кроме населения, будут получать электроэнергию кроме регулируемых тарифов по так называемым свободным, то есть по нерегулируемым тарифам. Они складываются выше регулируемых, а с 2011 года поставка электроэнергии будет осуществляться только по свободным тарифам. Как будут формироваться свободные тарифы, неизвестно. Одно ясно: с 2011 года следует ожидать роста тарифов на электроэнергию более чем вдвое.
Предельные тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, то есть от ТЭЦ, установлены ФСТ на 2009 год для Тверской области в пределах 409,99 — 417,77 рубля за гигакалорию. В 2008 году эти тарифы были 348,16 — 351,57. Рост составил 17,8 — 18,8 процента.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей Главного управления ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» по Тверской области установлены следующие: потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии, — 980, 46 рубля за гигакалорию; потребители, оплачивающие производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию на коллекторах производителей), — 499,07 рубля. Получается, что затраты на транспортировку тепла составляют в тарифе 50 процентов. Это вызывает, по меньшей мере, удивление.
Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Главным управлением ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» по Тверской области для населения, а также для исполнителей коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда в городе Твери, — 676, 64 рубля за гигакалорию, в Конакове — 497,5 рубля за гигакалорию. Разброс величин тарифов по другим теплоснабжающим организациям колеблется от сотен рублей за гигакалориюдо тысяч рублей. Население и другие потребители тепловой энергии заведомо поставлены в неравные условия.
Население в конечном счете интересует стоимость оплаты тех или иных услуг, которую они увидят уже в феврале после получения квитанций по оплате за январь. Стоимость платежей за месяц определяется нормативами расхода ресурса или услуги и тарифами на них. Поэтому муниципалитеты должны рассчитать (установить) нормативы расхода ресурса (услуги) и тариф на них и опубликовать эти данные в печати. Именно это уже сделано в ряде городов, например в Москве. В противном случае может получиться так, как это уже было в Твери, когда бывший руководитель Тверских коммунальных систем Боев самостоятельно установил тариф на оплату отопления за один квадратный метр площади и горячего водоснабжения на одного человека, а городская дума не принимала никаких решений, несмотря на то что это является ее обязанностью. Надо также заметить, что управляющие компании в квитанциях на оплату не указывают нормативы потребления ресурсов и услуг.
Компании и организации, поставляющие ресурсы и услуги, являются в большинстве своем частными. Какие интересы ими движут, всем понятно. Более того, основные поставщики зарегистрированы не в Тверской области. Множество энергоснабжащих и энергосбытовых организаций не испытывают никакой конкуренции, они в своем большинстве являются локальными монополистами и созданы только для того, чтобы отщипнуть от общего пирога свою долю. И это также увеличивает затраты и удорожает энергетические ресурсы и коммунальные услуги для потребителей.
А теперь некоторые конкретные практические соображения. Населению в 2009 году целесообразно применять одноставочные тарифы и отказаться от зонных, если ночное потребление электроэнергии ниже 40 процентов от общего.
Промышленным и другим потребителям следует внимательно изучить установленные тарифы, выбрать приемлемую для себя систему и решить вопрос о ее применении с соответствующей энергосбытовой организацией.
Величина платежей за электроэнергию во многом зависит от заявленной мощности и от заявленного электропотребления. Для уменьшения платежей за электроэнергию промышленным и приравненным к ним потребителям следует повысить качество прогнозирования заявленной мощности и электропотребления. В 2009 году рекомендуется, как правило, для одноставочных потребителей оплачивать электроэнергию по среднему тарифу. Такая возможность РЭК на 2009 год предоставлена.
Потребителям необходимо обеспечить контроль над установлением тарифов путем участия в заседаниях рабочих групп РЭК и/или проведения общественной экспертизы тарифов.
В соответствии с принятой правительством России программой рост тарифов будет продолжаться. Потребители должны разрабатывать и реализовывать мероприятия по энергосбережению, осуществлять мониторинг энергопотребления, устанавливать нормирование энергопотребления. На основании закона «Об энергосбережении» в области необходимо создание механизма стимулирующего энергосбережения.
В 2009-м и последующие годы при увеличении доли покупаемой и потребляемой по свободным тарифам электроэнергии от гарантирующих поставщиков требуется повысить качество прогнозирования при заявках на покупку электроэнергии на оптовом рынке. Ошибки в прогнозировании приводят к увеличению стоимости покупаемой электроэнергии. Эта стоимость транслируется (переносится) на тарифы для потребителей. Гарантирующие поставщики никаких интересов в улучшении качества работы не имеют, и никакой контроль в этой части за ними не осуществляется.
РЭК производит расчеты и установление тарифов на основании сведений, представляемых регулируемыми организациями. Однако ни РЭК, ни какая-либо другая независимая областная организация никогда не проводили аудит производственно-хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций с целью проверки представляемых ими расчетных данных и обоснованности производимых затрат.
Множество субъектов электроэнергетики в регионе приводит к увеличению тарифов для конечных потребителей, поскольку возрастают управленческие, и не только управленческие, затраты. Необходима оптимизация структуры управления электроэнергетикой, назрело создание органа регионального управления электроэнергетикой.
Тарифы на тепловую энергию по многим муниципалитетам и теплоисточникам заоблачные, трудно представить, как смогут жители их оплачивать, если не будет каких-либо дотаций. Но даже если они и будут, то в конечном счете это деньги из карманов налогоплательщиков. Нужны концепция и стратегия теплоснабжения области, тем более что на федеральном уровне этим не занимаются и, судя по всему, не собираются.