Студенты – народ активный. В последние годы им стало тесно в Латвии, только и слышится вокруг: «уехал в Англию», «учится в Германии», «работает в Америке». Благо существует немало программ, благодаря которым можно делать все это без риска. Особенно радостно за тех, кому удается не только заработать денег и попутешествовать, но и постажироваться. О своем бесценном опыте работы в американской зубоврачебной клинике рассказала студентка факультета стоматологии Медицинской академии Надежда БОЙКОВА.
– Почему ты решила поступать именно в Медицинскую академию?
– С детства люблю ходить в белом халате. А если серьезно, у меня будет профессия, с которой не пропадешь, она дает уверенность в любой стране и при любых условиях жизни. Еще мне нравится общаться с людьми, делать что-то полезное своими руками. Конечно, выбор сделать было не просто. Дело в том, что есть отдельно медицинский факультет с разными специализациями, а стоматология отдельно.
– И как ты решилась поехать поработать за границу?
– В первый раз (а это уже второе Путешествие Надежды. – Прим. авт.), как все студенты, из любопытства. Хотелось заработать и мир посмотреть. Работала сначала в гостинице. Когда уровень разговорного английского повысился, нашла работу официантки. От самостоятельной жизни быстро повзрослела. Побывала во Флориде, Пенсильвании, Нью-Йорке и Нью-Джерси. Было интересно встретить там давних знакомых и одноклассников, многие там устроились.
– Что тебя удивило в этой стране?
– Там люди мало внимания обращают на одежду. Все улыбаются в 32 зуба. Никто не чувствует себя ущербным. Интересно, бывает, что босс у них ездит на более дешевой машине, чем его подчиненный.
– Как же удалось попасть в клинику?
– Мне очень этого хотелось, все-таки я будущий дантист. Там так и происходит, если захотеть, можно всего добиться.
– Помнишь свой первый рабочий день и первого пациента?
– Пришла и до конца рабочего времени думала, что меня уволят. Там никто ничего не «разжевывает», человек должен сам вливаться в работу. В клинике уже было четыре ассистента стоматолога, наблюдая за ними, я и научилась всему. Тоже стала ассистировать. Здесь главное – следи и начинай работать. Пришлось попользоваться своими мозгами на полную катушку. Тяжело было выучить названия всех инструментов и материалов. Так и ходила весь день с блокнотом и записывала. Зато на следующий уже знала все.
А вот первого пациента не помню, зато помню его челюсть. Теперь знаю, что у всех афроамериканцев белоснежные огромные зубы. Фамилии и имена тоже попадались забавные. Как-то должна была вызывать пациентов. Называю фамилию Blackman (по-англ. – черный человек) и точно, заходит огромный афроамериканец с черной-черной кожей. Или выглядываю в коридор, там сидят мужчина и женщина. Вызываю по карточке: «Ник Велс». Естественно, смотрю на мужчину. Оказалось, это имя и фамилия женщины, она очень обиделась.
– Что еще запомнилось в работе?
– Все в клинике было на высшем уровне, у них очень много разных проверок. У нас люди жалуются, что им не хватает денег, чтобы зуб вырвать. В Америке на это не хватит двух латвийских учительских зарплат. Там это стоит $400. Правда, почти никто не платит наличными, поэтому таким даже скидку дают 10%. У американцев есть страховки – самые разные полисы. Мне пришлось поработать в офисе нашей клиники, так чтобы разобраться во всех документах, пригодились бы знания по экономике. Все-таки я считаю, что американцы – умный народ, иначе бы они так хорошо не жили и не работали. Все в нашей клинике было чудесно систематизировано. Каждый владеет своими обязанностями на 100% и выполняет их машинально и хладнокровно. В латвийских клиниках, где мне уже приходилось бывать, можно услышать от дантиста: «Валюша, ну ты мне принеси там, на левой полке с краю...» В Америке так не бывает.
– Наверное, там люди очень активны и упорно делают карьеру.
– В клинике да. Ассистенты хотят учиться на врача. А в среде официанток, например, все иначе. Там, бывает, детей рожают в 18-19 лет, с их отцами быстро расходятся. Ни о чем не заботятся, свободные деньги прогуливают. И все равно улыбаются и выглядят довольными.
Вообще, учеба в Америке – удовольствие дорогое. Однако государство во всем помогает. Кредиты выдают без проблем, и они не становятся кабалой.
– Как сложились отношения с коллегами?
– Они немного отличались от тех, которые приняты у нас. Американцы – другие, и юмор у них своеобразный. Однако с некоторыми сложились теплые отношения, и мы до сих пор переписываемся. Иногда ходили в ресторан, во время работы доктора заказывали нам ланчи. У американцев меня поразило полное отсутствие комплексов, то, что у нас рассказывать не принято, они могут выдать запросто. Например, у них в 50 лет дамы заводят бойфрендов и выходят замуж. Я не почувствовала возрастных отличий. Без ложной скромности скажу, что произвела там фурор, подтвердились их стереотипы, что «рашн вумен» всегда красива. Замуж там выйти не трудно, но у меня пока другие цели. Вне работы сформировался круг друзей-европейцев, с ними было тоже весело.
– График работы был напряженным?
– Не очень, занятость 5-8 часов в день. По праздникам и выходным все закрыто. Оплата почасовая или оклад. Конечно, ассистент стоматолога получает больше официантки.
– Что тебе лично дала эта практика?
– Интересно было поработать с разными специалистами. Например, я ассистировала на операции оральному хирургу. Он, наверное, думал, что у меня немалый опыт в таких операциях. Когда рот пациента превратился в нечто описуемое только медициной, он, как ни в чем не бывало, повернулся ко мне и спросил, что у нас в Латвии принято кушать. Можете представить мои ощущения! Кроме того, работала с эндодантистом (специалист по каналам. – Прим. авт.), ортодонтом и переодантистом (занимается деснами. – Прим. авт.).
– Все-таки придется выбирать, где работать в будущем.
– Как говорится, там хорошо, где нас нет. Не знаю, куда «занесет» профессия. Но после поездок очень ценю Ригу и верю, что она будет развиваться и хорошеть. А Америка привлекает своими возможностями, высокими технологиями и зарплатами. В общем, жизнь покажет.
– Что пожелаешь тем, кто только отправляется работать в Америку?
– Не бояться и ехать. В первую очередь, чтобы найти себя. Там все возможно и все здорово.
– Спасибо за интересную беседу!
Надежда Бойкова (справа): «Всё в клинике было на высшем уровне».