Соглашение об учреждении ВТО содержит 29 юридических документов,
которые охватывают практические все сферы от сельского хозяйства до текстиля
и одежды, от услуг до правительственных закупок, а также нормы, регулирующие происхождение товара, и интеллектуальную собственность. Кроме того, имеется еще 25 деклараций, решений и договоренностей на уровне министров, в которых формулируются дополнительные обязательства и правила, которые берут на
себя члены ВТО. Однако через все эти правовые документы, которые и образуют многостороннюю торговую систему, красной нитью проходят несколько простых, но основополагающих принципов.
Торговля без дискриминации
На протяжении почти пятидесяти лет ключевые положения ГАТТ запрещали дискриминацию между его членами, а также между товарами, производимыми внутри стран и импортируемыми ими. В соответствии со статьей I, в которой содержится знаменитое положение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования
(РНБ), государства-члены обязаны предоставлять товарам других государств-членов
режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам
из какой-либо иной страны. Таким образом, ни одна страна не должна устанавливать
какие бы то ни было особые торговые преимущества для других стран или проводить
по отношению к ним дискриминацию: все страны находятся в равных условиях
и все пользуются благами, которые дают им любые меры по снижению торговых
барьеров.
В статье I содержатся несколько исключений, которые касаются, в частности, таможенных союзов и зон свободной торговли. Однако режим наибольшего благоприятствования
в целом обеспечивает развивающимся и другим странам с недостаточно развитой
экономикой возможность свободно пользоваться благами, которые дают наилучшие
условия торговли, независимо от того, где и когда такие условия были согласованы.
Вторая форма недискриминационных мер, которая известна как "национальный режим", подразумевает, что при появлении на рынке импортных товаров
по отношению к ним должен применяться режим, который не будет менее благоприятным,
чем тот, который действует в отношении товаров, производимых на месте.
Так гласит статья III ГАТТ.
Помимо пересмотренного варианта ГАТТ, известного как "ГАТТ 1994 года",
ряд важных положений, касающихся "режима наибольшего благоприятствования"
и национального режима, содержится и в других соглашениях ВТО. Так, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (см. ниже) содержит с некоторыми исключениями требования, касающиеся предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима и обеспечения охраны интеллектуальной собственности членами ВТО. Генеральное соглашение
по торговле услугами (ГАТС) (см. ниже) обязывает участников соглашения предоставлять режим наибольшего благоприятствования в отношении услуг и поставщиков услуг других участников. Однако это же соглашение допускает определенные исключения из этого обязательства. Речь идет о конкретных ситуациях, при наличии которых члены ВТО не могут предоставить такой режим изначально. В тех случаях, когда применяются такие исключения, они подлежат пересмотру через пять лет, а срок их действия не должен продолжаться более десяти лет. С другой стороны, национальный режим является обязательством
по ГАТС только в том случае, если участники соглашения обязуются предоставлять такой режим в отношении конкретных услуг или деятельности, связанной с
их оказанием. Это означает, что предоставление национального режима зачастую является результатом переговоров между участниками.
Другие соглашения ВТО, которые содержат Недискриминационные положения, включают в себя документы по правилам происхождения товаров (см. ниже); предотгрузочной инспекции (см. ниже); инвестиционным мерам, связанным
с торговлей (см. ниже); и применению мер санитарного и фитосанитарного контроля (см. ниже).
Предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам
Многосторонняя торговая система представляет собой попытку со стороны правительств создать для инвесторов, работодателей, работников и потребителей
такую среду хозяйственной деятельности, которая поощряла бы торговлю, инвестиции
и создание рабочих мест, а также способствовала существованию на рынке
возможности выбора и низких цен. Такая среда должна быть стабильной и предсказуемой,
в частности для увеличения инвестиций и процветания.
Наличие надежного и предсказуемого доступа к рынкам в большой степени определяется применением тарифов или таможенных пошлин. Если квотирование торговли, как правило, запрещается, то тарифы считаются законным средством по правилам ВТО и достаточно широко используются правительствами для защиты внутренних производителей и увеличения бюджетных доходов. Тем не менее,
и использование тарифов регулируется правилами: например, тарифы не должны носить дискриминационный характер по отношению к разным источникам импорта
и в основном являются "связанными". Связанность тарифов означает,
что установление какого-либо уровня тарифа в отношении конкретного изделия рассматривается как обязательство, которое берет на себя член ВТО. В этом случае что уровень тарифа нельзя повысить в одностороннем порядке без проведения компенсационных переговоров с основными торговыми партнерами (статья XXVIII ГАТТ 1994 года). Например, расширение таможенного союза
может привести в повышению тарифов в некоторых областях, по которым потребуется проведение компенсационных переговоров.
Вслед за созданием ГАТТ в 1948 г. средние уровни тарифов постепенно, но уверенно снижались в ходе семи раундов торговых переговоров (см. ниже). Уругвайский раунд также внес свой вклад в этот успех, так как в процессе этого раунда переговоров была достигнута договоренность о существенном снижении тарифов. В некоторых случаях они вообще были отменены, при этом общий уровень связанных тарифов значительно возрос. Обязательства об обеспечении
доступа к рынкам через снижение тарифов, которые в ходе Уругвайского раунда
взяли на себя свыше 120 стран, зафиксированы в национальных тарифных списках