Мероприятия, о необходимости которых в начале года громко заявлял глава Хакасии Виктор Зимин, наконец-таки случились. На минувшей неделе в крупнейших поселениях республики – Абакане, Черногорске и Саяногорске – прошли командно-штабные учения, в ходе которых спасатели, мэрские товарищи, медики и правоохранители отрабатывали свои действия "при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с землетрясением на территории муниципального образования". Например, в республиканской столице практические занятия проводились в одном двухэтажном полуразрушенном здании, якобы попавшем в зону 6-балльного подземного толчка.
Показывают ли такие маневры готовность региона к реальным проискам стихии? Если тряхнет сильнее и обрушится не один и не два дома? Насколько велика такая вероятность? В поисках ответов на эти вопросы "ШАНС" пришел к неутешительным выводам.
Катастрофичная
арифметика
Факт того, что наша республика относится к тревожным в этом плане территориям, был зафиксирован на федеральном уровне еще десять лет назад. В 2002 году начал действовать документ под названием "Сейсмобезопасность территории России", в котором имелся список из 29 регионов, где наиболее вероятны сильные подземные толчки. Хакасия стоит в черном списке на 23-м месте.
То, что жителям региона не стоит особо радоваться низкой строчке в чрезвычайном рейтинге, стало ясно уже скоро на примере наших соседей – Республики Алтай. Она расположена в перечне сейсмоопасных территорий еще ниже Хакасии – на 24-м месте. Документ, напомним, начал действовать в 2002 году, а уже осенью 2003-го Горный Алтай трясло с 9-балльным напором (отголоски тех подземных событий, естественно, ощутили и мы). Еще более злую шутку мать-природа сыграла с обитателями Корякского автономного округа. Он стоит в рейтинге на последнем – 29-м месте. Вроде бы аборигенам не надо быть очень пугливыми при таком раскладе. Но... В 2006 году территория подверглась массированной атаке стихии – 9,5 балла. В общем, можно сделать вывод, что расположение Хакасии в "подвале" нехорошего федерального перечня вовсе не говорит о том, что здесь маловероятно что-то страшное.
Гораздо нагляднее демонстрирует степень опасности для республики так называемый "комплект карт общего сейсмического районирования" – ОСР-97. В нем расписаны риски для конкретных хакасских поселений. Итак. Самая спокойная область республики – ее север. В Копьево, Приисковом и Коммунаре может случиться землетрясение интенсивностью до 6 баллов (по действующей в нашей стране 12-балльной шкале MSK-64). Такую цифру рекомендовано использовать здесь при массовом строительстве. Хотя не исключены толчки силой до 7 и даже до 8 баллов. Столица Хакасии, Черногорск, Сорск, Усть-Абакан, Аскиз и так далее могут подвергнуться подземным ударам до 7 баллов. Но особо ответственные сооружения, согласно карте ОСР-97С, на этих просторах необходимо возводить с расчетом на 8 баллов. И, наконец, самая опасная область Хакасии – юг. В Абазе и Черемушках возможны землетрясения интенсивностью до 9 баллов (ОСР-97С).
То есть ласковые разговоры, которые до недавнего времени вели товарищи в погонах и господа из просторных кабинетов (мол, республика – не сейсмоопасный регион, нечего здесь опасаться), вовсе не имеют под собой оснований. Мы живем если и не на пороховой бочке, то, по крайней мере, в зоне повышенного риска.
Только кремния здесь не хватало
Если исходить даже из самой щадящей нервы сейсмовероятности для большинства населенных пунктов – 7 баллов, то подобные события станут для них настоящей катастрофой. Такой эпитет можно смело применять, если вспомнить, чем обернулись для Хакасии отголоски землетрясения, которое произошло в Туве в конце декабря минувшего года. Напомним, что тогда наши просторы колыхнуло примерно на 3 балла. Вроде бы мизерная цифра, но... Те или иные повреждения получили более восьми десятков социально-значимых объектов, около тридцати объектов ЖКХ, практически все мосты, которые когда-то строились так называемым "хозяйственным способом". Общий же ущерб от, казалось бы, легких колебаний почвы составил космическую для маленькой территории цифру – около 5 млрд. рублей. Это при том, что в самой Туве урон оценили примерно в 600 млн. рублей.
Причина большой разницы в первую очередь в том, что Хакасия – гораздо более урбанизированный край, чем соседний. Это у них на сто верст один поселок или ферма, а что такое промышленное производство, там и не знают. Даже при самом мощном ударе стихии запредельного ущерба Туве не будет. У нас же страшно представить последствия даже не 9-балльного (как в декабре случилось у наших соседей), а, скажем, 8-балльного толчка. Урон от повреждений промышленных объектов может быть апокалиптическим. В Хакасии только предприятий-источников загрязнения атмосферы – около шести сотен. Количество различных хранилищ нефтепродуктов – многие сотни. Химически опасных предприятий – более шестидесяти. Что будет с окружающими их пространствами в случае крупной аварии? Разрушение даже не самого цеха какого-нибудь хладо- или мясокомбината, а лишь трубопроводов морозильных камер приведет к утечке аммиака или убийственного хлора. Эта субстанция, которая в Первую мировую войну применялась в качестве боевого отравляющего вещества, до сих пор используется для обеззараживания питьевой воды в некоторых населенных пунктах. То есть к естественным (если можно так выразиться) последствиям землетрясения (разрушение зданий) добавится и химическое заражение местности. Если бы в Абакане все же построили кремниевый завод, то в случае повреждения его агрегатов хакасской столице, вероятно, пришел бы полный кирдык.
Но наибольшее опасение, конечно же, вызывает размещенное на хакасской территории крупнейшее гидротехническое сооружение Евразии – Саяно-Шушенская ГЭС. Станция построена с тем расчетом, что выдержит 8-балльные подземные толчки. Между тем, согласно карте сейсмического районирования ОСР-97С (предназначена для особо ответственных сооружений, к которым, на наш взгляд, необходимо относить и ГЭС), такие объекты в Черемушках надо строить с расчетом на 9 баллов. Этот район со стародавних времен снискал дурную славу. Первое архивное упоминание о сильном землетрясении в краях, где теперь находится Саяно-Шушенская ГЭС, датируется аж 1771 годом. Серьезные сейсмособытия в данном квадрате фиксировались в 1885, 1902, 1905 (дважды) годах. Дело в том, что в 30 км от СШ ГЭС проходит Кантегирский региональный разлом, в 15 км – Борусский. Геолого-геофизические исследования показали, что сложная система разломов, разветвляющихся от региональных, имеется и непосредственно под телом плотины. О последствиях повреждения этого сооружения даже говорить не будем, поскольку с августа 2009 года о них и так все знают.
Вообще же, можно сделать парадоксальный вывод: чем стремительнее растет промышленность, чем больше возводится различных объектов инфраструктуры, коммуникаций и прочего добра, тем выше становится риск для осчастливленной территории и ее обитателей. До 2010 года в республике действовала целевая программа по сейсмобезопасности, в которой открытым текстом было сказано (цитата): "Растут ожидаемые потери от землетрясений в связи с проходящей урбанизацией территории Республики Хакасия, строительством крупных инженерных сооружений. […] Возрастающую опасность представляют собой землетрясения, вызванные техногенными воздействиями на земную кору, а именно – созданием водохранилищ, добычей твердых полезных ископаемых, что также является характерным для Хакасии".
Хакасия = Спитак
В хакасских городах проживает около 360 тыс. человек, что больше общего количества обитателей Тувы (около 317 тыс. человек). Естественно, при сильном землетрясении наибольшему риску подвергаются именно горожане. Прогнозы для них ужасные. В той же упомянутой выше целевой программе конкретно было сказано (цитата): "В связи с достаточно высокой плотностью населения в некоторых районах Республики Хакасия, подверженных сейсмическому воздействию, потери от землетрясения могут быть сопоставимыми по масштабам с землетрясением в Спитаке (Армения, 7.12.1988 г.), когда погибло 35 тыс. человек, а материальный ущерб превысил 10 млрд. долларов США".
Высокий уровень сейсмического риска в наших краях объясняется неготовностью к разгулу стихии большинства населенных пунктов. Абсолютное большинство жилых домов относится к разряду несейсмостойких. Для того, чтобы убедиться в этом, вовсе не обязательно быть крутым специалистом. Примерный уровень угрозы для себя и семьи можно определить, узнав лишь год постройки своего конкретного дома. До 2000 года территория Хакасии была отнесена к 6-балльной зоне. В соответствии с таким ранжиром велось и жилищное строительство. Но потом были проведены тщательные геофизические исследования и выяснилось, что практически все хакасское пространство необходимо отнести к 7-балльной зоне, как минимум. То есть можно предположить, что все, что построено до начала нулевых, не выдержит очень даже вероятного подземного удара.
В одном лишь Абакане около девятисот многоквартирных жилых домов. Строительство в последние годы – бурно развивающаяся отрасль, но все же львиная доля данной арифметики – многоэтажные коробки, возведенные в эпоху развитого и не очень социализма. Если в доме образца, скажем, 1990 года еще можно на что-то надеяться, то обитание в "хрущевке" 1965-1970 годов выпуска – очень рискованное занятие. Что произойдет с таким хлипким сооружением даже при 6 баллах, на которые оно было изначально рассчитано при строительстве, одному Богу известно. Для этого нужны специальные исследования, а откуда же денег на такое дело взять? "Хрущевки" когда-то строились как временное жилье, с перспективой, что как только у государства найдутся длинные рубли на что-то более путное, их обитателей тут же расселят. Такие грандиозные проекты провалились.
Прошли десятилетия. И без того обветшалые строения облагородились такой фишкой нового времени, как размещенные на первых этажах магазины, парикмахерские, кафе и прочие не имеющие отношения к ЖКХ организации. Да, разрешение на подобные нововведения дают городские архитекторы, но, учитывая, что даже чисто визуально "хрущевки" не производят впечатления незыблемых крепостей, завидовать их обитателям не хочется.
У хакасских властей лет пять назад имелись грандиозные планы провести глобальное сейсмоусиление нуждающихся в этом домов. Но и эти проекты остались на бумаге. Ведь в этом случае пришлось бы капитально реконструировать фактически все городские постройки. В сухом остатке имеем то, что имеем. И надо благодарить силы небесные (или подземные) за то, что тряхнуло не Хакасию, а безлюдную, фактически не имеющую промышленности Туву. Трещинами на фасадах домов мы бы точно не отделались.
Сш гЭС построена с тем расчетом, что выдержит 8-балльные подземные толчки. Между тем, согласно карте сейсмического районирования ОСР-97С (предназначена для особо ответственных сооружений, к которым, на наш взгляд, необходимо относить и ГЭС), такие объекты в Черемушках надо строить с расчетом на 9 баллов. Этот район со стародавних времен снискал дурную славу. Первое архивное упоминание о сильном землетрясении в краях, где теперь находится Саяно-Шушенская ГЭС, датируется аж 1771 годом.
В Копьево, Приисковом и Коммунаре может случиться землетрясение интенсивностью до 6 баллов (по действующей в нашей стране 12-балльной шкале MSK-64). Столица Хакасии, Черногорск, Сорск, Усть-Абакан, Аскиз и так далее могут подвергнуться подземным ударам до 7 баллов. Но особо ответственные сооружения, согласно карте ОСР-97С, на этих просторах необходимо возводить с расчетом на 8 баллов. И, наконец, самая опасная область Хакасии – юг. В Абазе и Черемушках возможны землетрясения интенсивностью до 9 баллов (ОСР-97С).