У канала Москва - Волга, открытого в 1937 году, два конца и два смысла. Канал преобразовал природу огромной территории Верхневолжья и Подмосковья, позволив столице решить проблему ее водоснабжения. Вместе с тем канал - один из памятников Большому террору, развязанному также 70 лет назад.
Издавна груженые суда поднимались по вешней воде к верховьям Шоши, Вазузы, Ламы, Рузы и Истры, а через водораздельные высоты их тащили волоком. Еще в 1722 году Петр I поручил голландцу Виллему де Геннину спроектировать водную коммуникацию, но вычурный проект с сотней, даже больше, шлюзов был отложен. Октябрьский переворот застал водоснабжение Москвы в удручающем состоянии, поэтому в 1925 году возобновились изыскания, начатые еще дореволюционной гордумой. Предлагалось создать в верховьях Москвы-реки водохранилища-запруды. Но пленум ЦК ВКП(б) в целях обеспечения столичной индустрии свежей волжской водой решил 15 июня 1931 года «приступить немедленно к составлению проекта сооружения с тем, чтобы уже в 1932 году начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой».
ТРИ ВАРИАНТА
К концу года «Москаналстрой» рассмотрел схему самотечного канала от Старицы до реки Истры. План предусматривал плотину высотой в 40 метров, но был отвергнут из-за угрозы прорыва вод в карстовые пустоты у Старицы. Чуть позже проработали Шошинское направление с механической накачкой воды. От него отказались из-за глухого бездорожья на трассе. Выяснилось, что самый подходящий пониженный участок водораздела проходит по долине реки Яхромы около Дмитрова. Дмитровский вариант предусматривал шлюзы и подъем воды насосами, для чего признавалось необходимым построить плотину на Волге у села Иваньково (где она и находится по сей день).
Совнарком утвердил этот план 1 июня 1932 года.
РАБСИЛА
Самый короткий путь нашли. Труд заключенных тоже был самый дешевый. Как и Беломорканал, новое строительство поручили ОГПУ (с 1934 года НКВД). В древнем Дмитрове разместилось Управление Москва-Волгостроя. А главными на стройке были два старших майора госбезопасности - Семен Фирин-Пупко (1898 - 1938), начальник Дмитлага, и Лазарь Коган (1889 - 1938), начальник строительства Москва-Волгостроя.
Канал стал стройкой века. Объем работ на нем в семь - девять раз превысил беломор-канальский. Недостатка в рабочей силе не ощущалось: через Дмитлаг под звуки духовых оркестров прошло полтора миллиона «каналоармейцев». Непрерывно прибывали осужденные по печально известной 58-й статье, по 35-й статье «за бродяжничество» и по указу «семь-восемь» («о колосках»).
Первые строители Волжского узла прибыли на берег Волги в деревне Иваньково Кимрского района 21 сентября 1933 года. Механизмов не хватало, преобладал тяжелый физический труд. На всех основных работах применялись лопаты, кирки, носилки, тачки, «козы».
ЛАГЕРНЫЕ ЗОНЫ
Вокруг Волжского узла и вдоль трассы канала появилось множество лагпунктов. Они были разбиты и на тверской земле: у города Корчевы, на завидовском участке гидросооружений канала у Завидова и Редкина, напротив села Карачарова, в Кимрском районе у селений Омутня, Крева, Топорок, а также в местах добычи гравия и булыги в Сандовском районе.
Как сообщает заведующая Конаковским краеведческим музеем Ася Журавлева, около поселка Редкино появился лагерь особого назначения, унесший немало человеческих жизней. Ася Журавлева опубликовала в «Конаковском вестнике» воспоминания жителя Корчевы Павла Петровича Шинкаренко, непосредственного свидетеля строительства канала. Ничего не было страшнее ночных работ. Зазевался, ослаб - закопают в землю, и никаких следов. Горели сотни костров, освещая места работы (электричества не было). Именно тогда построили железнодорожный мост через Шошу.
ОСТАЛСЯ И КАЗНИЛИ
На строительстве канала и первого на Волге искусственного водохранилища (именуемого сначала Волжским, а потом Иваньковским, а также Московским морем) работали разные люди. Особенно тяжело было многочисленным выходцам из Средней Азии. Там построили канал, но вода по нему не потекла. Но самой примечательной личностью среди зеков был, пожалуй, бывший зампред Временного правительства профессор-мостостроитель Николай Некрасов, он же экс-генерал-губернатор Финляндии и секретарь Верховного Совета масонства народов России.
Весной 1921 года Некрасов сидел в Бутырке. Сохранилось свидетельство о его встрече с Лениным, после которой его отпустили. Но в начале ноября 1930 года Некрасова арестовали по делу «Союзного бюро ЦК РСДРП (меньшевиков)». Он получил 10 лет и попал на Соловки, а потом на Беломорканал. В октябре 1932 года его перевели на строительство гидросооружений на реках Шоша и Волга. 28 марта 1933 года Коллегия ОГПУ досрочно освободила Николая Виссарионовича со снятием судимости. Тот решил остаться вольнослужащим.
В 1936 - 1937 годах Некрасов работал на Завидовском гидроузле. Судя по документу, подписанному Л.И. Коганом, имел хорошую квартиру. В октябре 1937 года Некрасова перевели на должность начальника работ Калязинского района Волгостроя. Но 13 июня 1939 года у него на квартире в Москве произвели обыск, а ее хозяина доставили в Лефортово. Из протоколов допроса следует, что в антисоветскую организацию на строительстве канала его вовлек Лазарь Коган, который в молодости был анархистом.
«Вредительские директивы» Ягоды (и его сподвижника Когана) выражались в «указаниях о задержке» работ по нерудным карьерам (гравий, песок), например с Горицким карьером.
На допросах Некрасов назвал «подельников» - замначальника Завидовского района строительства Н.П. Комракова и замначальника финансово-планового отдела Завидовского района Г.А. Африкантова. «Вообще тормозились развертывание работ и организация всех переустройств в районах зоны затопления», - записывает слова Некрасова следователь ГУЛАГа Винницкий.
7 декабря 1939 года обвинительное заключение по делу Некрасова подписал замнаркома НКВД В.В. Чернышев. Попытки смягчить расстрельный приговор оказались безуспешными: 5 мая 1940 года его дело было заслушано на заседании Президиума Верховного Совета СССР, и в тот же день Некрасова расстреляли.
САНДОВСКИЕ КАРЬЕРЫ
Между тем поиски гравия, пригодного для бетона и железобетона, велись довольно активно. Работы на первом опытном километре канала начались 11 апреля 1933 года, а первый километр бетона уложен 30 мая 1934 года. А еще в начале 30-х годов ОГПУ с помощью геологов-зеков обследовало девять тверских районов и русло Волги на участке «Мамоновская коса». Булыга и гравий хорошего качества нашлись близ станции Дынино. Месторождение, названное Сандовским, объединяло несколько залежей - Дынинскую, Мухинскую, собственно Сандовскую и Сивцевы горы. Этим гравием выложен, можно сказать, весь канал.
Детальную разведку здесь геологический отдел Управления Москва-Волгостроя НКВД и Московское геологическое управление провели в 1934 - 1935 годах. Только на Сивцевых горах с 4 августа по 8 декабря 1934 года заложили 83 шурфа. А в 1936 - 1937 годах были разведаны окрестности Старого Сандова, изучено шесть участков. Уже с 37-го года гравий и булыга требовались также для строительства Угличского узла.
Однако запасы гравия нигде не утверждались. Добыча велась хищнически, небольшими забоями и котлованами, вскрышные породы нагромождались на невыработанные участки.
По свидетельству краеведа Василия Новаковича, опубликованному в сандовской районке, здесь работало до 30 тысяч зеков. Для многих из них лес между деревнями Агафоново и Старое Сандово стал местом упокоения.
К слову, с 1933 года гравий на строительство Московского метрополитена поступал из карьеров Вышневолоцкого района. Обе стройки - и канала, и метро - курировал всесильный Лазарь Каганович. В те годы большая часть нашего края, в том числе и Сандовский район, относилась к Московской области, а Каганович в 1930 - 1935 годах был 1-м секретарем Московского комитета ВКП(б) и одновременно (в 1931 - 1934 годах) 1-м секретарем Московского горкома партии. Поэтому о каком-то сбережении природы никто из сандовского руководства, естественно, не заикался.
На Сандовском месторождении с 1935-го по 1963 год дробил сырье крупный номерной завод №25. Он снабжал своей продукцией не только канал и метро, но и Волжско-Балтийскую систему и Северную железную дорогу.
Сандовские старожилы Федор Павлович Кудесов и Ефим Фаддеевич Смирнов рассказывали о большой смертности среди зеков. Трупы закапывали и на лагерной территории, и по всей округе. Сейчас это пастбище (Старое Сандово), сенокосы или кустарники (деревни Ворсино, Мухино). Дмитрий Сафохин, лет десять назад работавший главным инженером Тверского карьероуправления, упоминал о множестве человеческих костей в местах добычи гравия.
Страшно и то, что пункты назначения конвоев также подвергались зачистке. Еще в 1931 году из Сандовского района выслали авторитетных кулаков, лишенцев, церковных старост и активных участниц мартовского (1930) бабьего бунта. 64 семьи спецпереселенцев двумя эшелонами вывезли в Семипалатинскую область.
Территории Сандовского и Вышневолоцкого районов до сих пор изуродованы карьерами, а за чистую воду, собранную из хрустальных родников, столица расплачивается символической платой.
Вполне возможно, что значительный остаток запасов гравия в Сандовском районе, оцененный руководителем тверской «Геоэкологии» Валентиной Земляной в 20 млн кубометров, уйдет на строительство скоростных транспортных магистралей между Москвой и Петербургом.
НА ДНЕ
Только на нынешней территории Конаковского района в зону затопления попали 110 поселений. Переносу в поселок Конаково подлежал и город Корчева.
Начальник райотдела УНКВД Хевронов доносил председателю Завидовского райсиполкома тов. Крюкову, что переселяемые крестьяне выражают недовольство: «Жили века - никто не трогал, задумали канал - никому спокою не дают…» В этом же документе с грифом «Секретно» говорится о порче домов при сносе, небрежной работе при сборке (дома перекошены на один бок), о кражах имущества заключенными, угрозах убийства с их стороны…
Несмотря на наличие ордеров, не все жители Корчевы хотели переезжать. Военные силой сажали их в грузовики. П.П. Шинкаренко, О.Ф. Выжигина и другие жители Корчевы рассказывали, что сначала военные подложили взрывчатку под собор Воскресения на Набережной и под другие храмы. Многие плакали, когда увидели, как собор взлетел на воздух. Затем началось переселение из частных домов.
Весной 1937 года котлован (чаша Московского моря) начал заполняться водой. Очевидцы вспоминали, что вечером легли спать, а утром уже пришла вода. Под водой оказались не только плодородные почвы и заливные луга, но и дороги, остатки строений, кладбища…
***
Двести основных и более сорока вспомогательных сооружений воздвигнуто на трассе канала протяженностью 128 км. До Калинина стали ходить пассажирские лайнеры, а Московское море начало обслуживать военную гидроавиацию. Построенные гидросооружения «проросли» городом Дубной. Всех плюсов не перечислить, как, впрочем, и сложностей, порожденных грандиозным сооружением. Но нельзя забыть о тех, кому канал обязан своим возникновением.