Браться за перо нужно только тогда, когда ты уже не можешь носить в себе накопившиеся мысли, воспоминания, оценки окружающих тебя людей. Банкиру в России — особенно. Такому, на мой взгляд, осторожному и закрытому банкиру, как Александра Козырева, тем более.
Но, видимо, время пришло. Долго молчавшая Козырева рассказала о том, как все это было. Смею утверждать, что многие эту книгу ждали…
Александра Козырева, в девичестве носившая фамилию Архипова, довольно трогательно рассказывает о своем детстве. В семье председателя колхоза в Рамешковском районе было четверо детей. Кроме Саши еще старший брат и две младшие сестренки. Судьба чуть не сделала ее полиграфистом — она поступила в профтехучилище при Калининском полиграфкомбинате, но передумала и стала инженером-строителем.
В поисках решения квартирного вопроса выпускница политеха Александра Козырева приходит в областное управление Стройбанка. И понятия не имеет, что вынужденная работа в техническом отделе станет ее судьбой, а она сама — одним из самых известных банкиров России!
Возможно, расстрою читателей, но не стану подробно пересказывать книгу. Расцвет Тверьуниверсалбанка пришелся на середину 90-х годов теперь уже прошлого века. Банк имел 28 филиалов и 70 представительств в стране и за ее пределами (автор, например, как о чем-то обыденном рассказывает, как съездила в Турцию и быстренько открыла представительство). Провинциальный банк входил в двадцатку (что-то невероятное!) крупнейших кредитных учреждений страны. Козырева часто приглашалась к Борису Ельцину на закрытые совещания в узком кругу — семь-восемь банкиров. А Владимира Гусинского могла слегка пожурить за то, что его Мост-банк взял у нее кредит и вовремя не отдает.
В своем стремлении к бесконечному развитию Козырева замахнулась, пожалуй, на святое. Она создает межбанковский расчетный центр, клиентами которого стали более 3000 банков России и СНГ. Многие тогда всерьез восприняли это как конкуренцию Центробанку.
Особые вес и значение имело московское представительство ТУБа. Здесь, кстати, трудился в то время и нынешний председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин. О нем Александра Козырева вспоминает как о крайне полезном сотруднике, умевшем вести переговоры, сглаживать острые углы. Однако наступил момент, когда руководители московского представительства (здесь фамилии не называются), по словам автора, посчитав, что сделали для развития банка уже достаточно, предложили ей скупить разрозненные акции банка, поделить активы и, что называется, разбежаться. Козырева поступила так, как, вероятно, поступил бы ее отец, посягни кто на целостность рамешковского колхоза, — она их всех уволила.
Работал под ее началом и глава Твери Владимир Бабичев. Именно по его совету и с его помощью случилось так, что Козырева пригласила возглавить совет директоров ТУБа не кого-нибудь, а экс-председателя Правительства СССР Николая Рыжкова.
Поначалу этот шаг резко увеличил и без того огромную популярность банка. Но в 1996-м, в год выборов президента России, присутствие в совете директоров «плачущего большевика» обернулось катастрофой. За ТУБом закрепилась слава «красного банка», чему вполне могли поспособствовать и владельцы московских банков (не зря же, по утверждению Александры Козыревой, московская финансовая элита тайно решала, что делать с набирающим обороты Тверьуниверсалбанком). Так или иначе, но 5 июля было официально объявлено о победе Бориса Ельцина, а 6-го председатель Центробанка Сергей Дубинин подписал приказ об отзыве банковской лицензии.
То, что происходило потом, надо полагать, дало повод Александре Козыревой вынести в заглавие свой книги имя мифической птицы. Название, на мой взгляд, неточное. Не было никакого чудесного возрождения. Был каторжный труд единомышленников, завершившийся сохранением банка в рамках региональной финансовой системы.
Еще одним результатом этого периода стало окончательное определение собственного отношения к банку, его места в своей жизни.
Александра Козырева как-то в шутку, говоря о составе своей семьи, указала двух дочерей… и сына.
— А сын-то от кого?
Да ни от кого, от судьбы. В этом смысле она мать-одиночка.
Тверьуниверсалбанк — любимое детище Козыревой. Сегодня его уставный капитал составляет 90 миллионов рублей. 87,5% собственности банка принадлежит ей:
«Я приняла одно из самых правильных в моей жизни решений, когда стала полноценным собственником банка. До этого я чувствовала себя как мать, наблюдающая за своим ребенком через стекло, — вроде бы он рядом, но помочь ему я могла не всегда. Теперь я никому не дам Тверьуниверсалбанк в обиду, теперь я не только с ним, он еще и мой».