В последнее время статистика Российской Федерации то и дело сообщает нам о постоянном росте зарубежных транспортных средств на территории страны. Так оно и есть, российский потребитель все больше и больше отдает свое предпочтение не отечественному производителю. Но если раньше дороги заполняли по большей части японские, американские, английские и немецкие автомобили, то теперь, вполне возможно, их места займут транспортные средства китайского производства.
Максим Нагайцев, генеральный директор института НАМИ 31 октября этого года сообщил, что в ближайшем будущем Россию ожидает рост ввоза автомобилей китайского производства. В среду было проведено заседание под руководством самого Нагайцева, в рамках председательства на форуме АТЕС в России. В нем участвовали представители отрасли и должностные лица азиатских экономик.
В планах у КНР добиться такого роста, чтобы в 2020 году каждый автомобиль, который будет производиться в Китае, продавался за рубежом. А Россия, в силу большой площади ее территорий, занимает ведущие позиции на европейском рынке. Следовательно, большинство транспортных средств, предназначаются именно для россиян. Сейчас Китай каждый год производит около двадцати миллионов автомобилей. Китайская автомобильная промышленность производит транспортные средства среднего и высокого класса. А в этом году поставка автомобилей на российский рынок в два раза превысила прошлогодние показатели и составила около сотни тысяч китайский средств передвижения.
Прогнозы по поводу того, какие именно китайские автомобили будут востребованы в России, не озвучивались ни Нагайцевым, ни остальными участниками дискуссии. Это правильно, ведь в течение одного года приоритеты одни, а в следующем они могут кардинально смениться.
Вообще, комитет АТЕС был создан в 1999 году, и существует он для того, чтобы вырабатывать стратегии для усиления и развития интеграции автопрома в регионе. Поэтому данный вопрос оказался для них более чем серьезным. И сам диалог на заседании прошел непосредственно в рамках этого комитета. АТЕС призывает к торговле и инвестициям в автомобильную промышленность. Целями же конкретно данного диалога стали либерализация и облегчение торговых условий в автопроме, совместная работа секторов, государственного и частного, для улучшения отраслевой политики, а также разработка механизмов межэкономического сотрудничества АТЕС для того, чтобы уменьшить или вообще устранить разного рода препятствия для роста автомобильной промышленности.
Отличная адаптация Китая в условиях рынка
Совокупность факторов привела к так называемому всплеску продаж "китайцев". Во-первых, они не повышали стоимость на автомобили на протяжении длительного времени, и сейчас уверенно заняли позиции Кореи на рынке автомобильной промышленности, которая, в свою очередь, поднялась на ступень вперед. Если рассматривать только легковые автомобили, то у китайского производителя все еще есть серьезная конкуренция. А, рассмотрев внедорожное производство, можно наблюдать рост продаж китайского Great Wall, что говорит само за себя в условиях конкурентной борьбы.
Во-вторых, Китай реагирует очень быстро на требования российского потребителя, оперативно исправляет дефекты, и сегодня ценовое и качественное соотношение у китайских машин выглядит довольно привлекательно.
В-третьих, огромное внимание уделяется китайскими поставщиками российским дилерам.
И последнее, китайцами вырабатываются общекорпоративные стандарты и требования как в плане работы с покупателями, так и в оформлении своих автосалонов.
Так что резервов у Китая еще много. Их оперативность в адаптации к рынку, который всегда меняется, о многом говорит. В конце концов, российскому потребителю все равно, кто производит машины, хоть Китай, хоть Африка, главное чтобы не было сомнений ни в качестве продукции, ни в ее надежности.
Безответственный подход к предпродажной подготовке
Однако рост продаж китайских автомобилей понятен не до конца. Сами машины разделяют положительные и отрицательные отзывы поровну, а вот отношение потребителя к китайским автосалонам оставляет желать лучшего.
Так, например, в Архангельском автосалоне произошел следующий случай. Некий автомобилист приобрел машину GW Safe, и уже после одного месяца эксплуатации услышал металлический звон при запуске двигателя в области катализатора. Но через некоторое время он пропадал. Автомобилист съездил в сервис обслуживания, хотя и гарантия на катализатор уже прошла. Там на его вопросы только разводили руками, причина звона так и осталась загадкой, как для работников сервиса, так и для самого владельца машины. Но автомобилист на этом не остановился, в течение полугода еще несколько раз посетил тот же самый сервис, в надежде на то, что его работники все-таки найдут проблему. Это занятие оказалось безуспешным.
Затем владелец транспортного средства отправился в российский сервис. Заглянули работники сервиса под днище и буквально рассмеялись над проблемой звона. Как оказалось, датчик катализатора установлен задом наперед! Работники перевернули, поставили как надо, завели двигатель и звон пропал. Так что, не до конца еще ясно, какой именно предпродажной подготовкой занимаются китайские автосалоны.
Конец этой истории оказался более забавным, чем ее суть. После этого к тому самому автомобилисту пришло письмо от китайского автосалона, где подробно было описано все то уважение и гордость, которые испытывают руководители сервисной службы к тому владельцу, как к клиенту.
Следовательно, о росте экспансии китайского автопрома можно еще долго задумываться. И не важно, что рынок говорит одно, а потребители совсем другое. Возможно, банальная проверка временем фактически выкинет китайские автомобили с рынка автомобильной промышленности. А возможно - наоборот, Китай решит все проблемы, связанные со своими автосалонами.
С уверенность можно сказать только одно: если Китай займет лидирующие позиции по продажам на территории России, то так же будет и со всем миром. Однако вопрос о том, сможет ли КНР это сделать, будет оставаться открытым еще как минимум несколько лет.
С одной стороны китайские товары всегда были и вероятнее всего будут самыми дешевыми на рынках, и утверждение это касается не только автомобильной промышленности. Этот факт не может не радовать автомобилистов. А с другой стороны, если вещь имеет бренд китайских производителей, то она заведомо представляет собой в глазах потребителя некачественную продукцию. Стереотипы всегда имели устойчивый характер.
В любом случае утверждение о китайской экспансии не может быть до конца достоверным и точным, ведь рынок представляет собой очень гибкую структуру, которая сегодня играет в пользу одной страны, а завтра сменит свой приоритет. И, как утверждают эксперты, один только Китай поменять рыночную структуру не в силах.
Автокранам не грозит экспансия
Существует в России ответвление рассматриваемой отрасли, которому никакая экспансия никогда грозить не будет. Если посмотреть сквозь щели во временно возведенном заборе, то можно увидеть автокраны российского производства, причем как новые, так и старенькие модели. Назвать это парадоксом нельзя, ведь рынок всегда расставлял все по своим местам. И представители строительного бизнеса никогда не будут покупать те транспортные средства, которые имеют дурную репутацию, пусть даже они будут стоить дешевле. Можно сказать больше, тенденция два десятилетия назад использовать зарубежные строительные транспортные средства проверку временем не прошла. Те же самые примитивные и недолговечные, но надежные китайские конструкции ушли в прошлое. Сейчас же в России используют только те краны иностранного производства, которые могут составить конкуренцию отечественным, например, по массе возможного поднимаемого груза, или любым другим параметрам. Этим можно гордиться абсолютно всей Российской Федерации.