Городской голова Бердянска о промежуточных итогах первого года работы городской власти, избранной в октябре 2010 года, о насущных проблемах, волнующих горожан, и своем видении путей их решения.
– Алексей Анатольевич, 30 октября исполняется год со дня выборов городского головы Бердянска и депутатов городского совета. Время подводить промежуточные итоги. Какими вы их видите?
– Неоднозначными. Сделано и делается много, планировали еще больше. Если говорить о положительных результатах работы моей команды, я думаю, стоит сказать о том, что сама команда состоялась. За этот год мои заместители показали себя настоящими профессионалами, способными решать поставленные задачи, организовать людей и процессы, способными учиться. Первые полгода все работали на износ – без выходных и праздников. Это нехорошо, неправильно, но выхода нет. Знаю, если сразу не создать систему работы, не отладить все управленческие процессы, не принять все первоочередные решения, потом будет еще труднее. Так же интенсивно работал и весь аппарат исполкома, за что всем сотрудникам большое спасибо. Очень активно работает и большинство депутатов городского совета – и в округах, и в комиссиях, и на сессиях. Мы все – в исполкоме и в совете – постоянно в движении, в поиске новых решений накопившихся проблем.
– Что пришлось менять в работе исполнительной власти?
– Очень многое. От схемы движения документов и почты внутри исполкома и до стратегически важных решений о перспективах Бердянска на ближайшие пять лет. Самое интересное, что первое тесно связано со вторым. Пока нет коммуникации внутри структуры управления, эта структура не способна решать поставленные задачи любого масштаба. Я не упрекаю своего предшественника, но многое в исполкоме пришлось переделывать и, образно говоря, ставить с головы на ноги. Это факт. Чтобы, благодаря народному депутату Валерию Баранову, удалось получить 47 миллионов из государственного бюджета, нам пришлось неделями без выходных обсуждать, считать, писать проекты их использования, потому что никакого задела не было сделано. Это тоже факт.
– Для многих его помощь показалась неожиданной…
– Он не скрывал своей позиции, еще в ходе выборов пообещав городу и мне всестороннюю поддержку, и слово сдержал. Мы тоже постарались не подвести народного депутата, с которым установлены хорошие рабочие и человеческие отношения. Благодаря этому в проекте государственного бюджета на 2012 год на социально-экономическое развитие Бердянска выделено уже 49 миллионов гривен. Значит, мы сможем сдать еще больше объектов, еще лучше благоустроить город.
Я очень рад, что впервые за многие годы создалась уникальная ситуация, когда выстроилась очень полезная для Бердянска «вертикаль власти». Два народных депутата – Валерий Баранов и Анатолий Степаненко – в Киеве. Глава облгосадминистрации Борис Петров и его заместитель Петр Гончарук – оба из Бердянска – в Запорожье. Мэр и городской совет – в Бердянске. И при этом никто ни с кем не конфликтует в стратегических вопросах развития Бердянска.
«О чем бы люди не говорили, они говорят о деньгах…»
– Вернемся к 47 миллионам. Много говорят, что эти деньги потрачены неправильно. Что их надо было пустить на помощь малоимущим, повышение пенсий, снижение тарифов, детские площадки…
– Раз так до сих пор говорят, значит, мы плохо объясняем. Хотя, замечу, что чьи-то деньги считать и делить легко. Тот, кто думает: вот Киев перечислил Бердянску 47 миллионов – и делай с ними что хочешь! Он сильно заблуждается. Во-первых, деньги поступали траншами – по 4,2 миллиона в месяц. Во-вторых, средства госбюджета можно потратить только на социально-экономическое развитие Бердянска, на социальные объекты, которые находятся в собственности городской громады, по строго определенным направлениям: на решение проблем, которые громада не в состоянии решить своими средствами. Например, на приобретение, ремонт и реконструкцию основных фондов громады, которые будут работать годами. Причем, тоже нельзя просто ткнуть пальцем и сказать: «Вот мы потратим на ремонт крыш 10 миллионов», – и нам их выдадут. Под каждую такую крышу должен быть сделан за деньги громады проект реконструкции, смета, проведены несколько экспертиз, пройдены тендерные процедуры. Из-за этого в первой половине года и не было видно никаких результатов получения денег.
Поэтому, с одной стороны, я рад, что получилось то, что я обещал людям в предвыборной компании – привлечение средств государства для решения проблем, которые мы сами не можем решить. Но мы оказались в ситуации, когда деньги нам дают, но говорят: «Скажите, как и на что вы их потратите и докажите, что это вам надо». А взять их мы не можем, поскольку нужны не слова, а документы: утвержденные и согласованные проекты. Поэтому хватались за те проекты давностью от двух до пяти лет, которые удалось найти, обновить и быстро подготовить. Жаль, что нашли немного…
– Теперь бесполезно в чем-то упрекать прежнюю власть...
– Я фактически запретил своим подчиненным это делать с первого дня своей работы. Мы – власть, и все, что происходит в городе с ноября прошлого года – наши проблемы и наша ответственность. И говорю об этом только в связи с разговором о стратегии развития города. Фактически, мы занимаемся двумя параллельными процессами – повседневной «текучкой» и определением стратегии развития Бердянска. Параллельно с порванными водопроводными сетями, отсутствием денег на бензин у коммунальных предприятий, плохими дорогами и текущими крышами, нам необходимо думать о том, что будет с городом через пять лет. Если не видеть перспективы – будешь латать дырки и ямы и думать, что это и есть развитие. Сейчас начали работу над планом стратегического развития Бердянска на этот срок, затем будем его увеличивать.
– Опять о 47 миллионах. На что потрачены эти деньги?
– Закончили реконструкцию актового зала в ООШ№5, который там бездействовал 15 лет. Открыли детский сад в корпусе бывшей ООШ№21 в Нововасильевке, которого там не было с 90-х годов. Закончили первую очередь реконструкции двух домов культуры – «Софита» и «Маяка». На первой очереди берегоукрепительных работ в месте размыва Косы в этом году уже был пляж. Там, где раньше вода размывала дорогу. Практически закончили реконструкцию площади перед ГДК, в разгаре – реконструкция проспекта. Там идет полная замена системы ливневой канализации, электропитания, освещения, ландшафта на отрезке от улица Победы до улица Дюмина. Установлена новая система освещения на Мелитопольском шоссе. Начаты работы по ремонту самых дырявых крыш в многоэтажных домах. На это пойдет почти два миллиона гривен. Еще миллион с небольшим выделен на ремонт внутридомовых дорог и тротуаров, чего не делалось тоже больше десятка лет.
Мне скоро предстоит официальный отчет перед горожанами за первый год работы, там уже будут точные цифры – сколько и на что потрачено.
– Год назад Вы обещали жителям Лисок, Слободки и Косы, что, благодаря вашим хорошим отношениям с руководством ЗАО «Запорожоблэнерго», будут поставлены новые трансформаторные подстанции и у них прекратятся перебои электроэнергии летом.
– Уточняю, я не обещал, что сделаю это завтра. Потому что знаю – обещать легко, а выполнить обещанное – не всегда реально. Поэтому я говорил, что вижу такой путь решения этой проблемы и буду стараться ее решить. Путь оказался правильным. «Запорожоблэнерго» нашло возможность профинансировать проектные работы и закупку оборудования, от нас требовалось согласовать проекты и выделить землю под новые ТПП. Где-то это удалось сделать быстро. На Слободке проблема, можно сказать, уже решена. А, например, на Косе мы выделили землю, а она оказалась под самозахватом, и человек, который на ней начал стройку, рассказывал мне, кто и за сколько ему разрешил там строиться. Но и эту проблему мы решаем.
Самое главное – пока не изменится ситуация, когда частный пансионат на 20 номеров с кондиционерами и холодильниками на Слободке числится домиком и платит за электричество, как одинокая пенсионерка, – страдать будут все.
– Говорят, что есть проблемы с проектами мини-котельной во Дворце спорта и реконструкцией системы кондиционирования и обогрева в ГДК?
– Действительно, строительство мини-котельной во Дворце спорта остановлено. Подрядчик начал работу, а потом сказал: «Мы, конечно, можем эту котельную поставить, но тепла в здании не будет». Начали разбираться – оказалось, руководство Дворца спорта несколько лет назад дало проектантам заниженные данные. Те сделали проект, исходя из этих данных, а в результате мы бы имели очень большие проблемы с отоплением Дворца спорта и нагревом воды в бассейне. Поэтому сейчас срочно готовятся изменения в проект, будет новый тендер на производство работ. Поэтому этой зимой Дворец спорта должен еще обогреваться «Теплосетью».
Похожая ситуация и в ГДК. Там, как многие знают, дошло до уголовного дела. Конкурс на проектирование выиграло одно предприятие, а тендер на выполнение работ – другое. И проектант с подрядчиком начали конфликтовать. В результате страдает дело, и срок окончания работ сдвинут на 2012 год.
– Еще один «долгоиграющий» проект – реконструкция РАГСа…
– Когда мы поняли, что областное управление юстиции не выполнит своего обещания финансировать реконструкцию пополам с городом, мы с депутатами на сессии решили, что не будем сдавать им это помещение за 1 гривну в год. А со строителями решили не «гнать лошадей» под красивую дату, а сделать раз и лет на 15-20 забыть о проблемах с помещением. Поэтому устроим не сдачу под праздник, а праздник сдачи обновленного РАГСа. К тому же неправильно было бы отреставрировать его фасад и оставить старую кривую треснувшую плитку перед входом. Будем реконструировать и площадь перед зданием РАГСа.
«Вода, вода, кругом вода…»
– Что с реконструкцией водовода В-1?
– Еще одна проблема, которая не решалась десятилетиями, а теперь не терпит отлагательства. Это водовод, который снабжает водой 8 марта, Колонию, Слободку и Косу. Там еженедельно было по 2-3 порыва на километр. Из-за этого там были постоянные перебои с водой. А дорога по улица Рудневой напоминает фронтовую после бомбежки. Там уже укладывают новую трубу, на это выделено почти 1,5 миллиона гривен в этом году. В следующем все работы будут закончены, восстановлено дорожное покрытие.
Тем временем обострилась еще одна проблема, которой тоже никто серьезно не занимался в последние 2-3 года – водовод В-4, который проходит по улица К. Маркса. Там тоже редкая неделя обходится без больших порывов, а мелкие уже и не считают. Причем, труба лежит на глубине свыше двух метров. По предварительным подсчетам, ремонтные работы на отрезке от улица Коммунаров до Центрального универмага «тянут» на 6-7 миллионов. Таких денег сегодня нет. А если бы и появились – освоить их до конца финансового года нереально. Поэтому принято решение в этом году сделать временную нитку прямо по зеленой зоне между дорогой и тротуаром на улица К. Маркса, уходя под землю только на перекрестках. Это позволит обеспечить бесперебойную подачу воды в район центра города, где много многоэтажных домов, детсадов, школ, поликлиника.
– А что будет зимой?
– Специалисты говорят, что большой разбор воды в этом районе и высокое давление в трубе не дадут воде замерзнуть даже в сильные морозы. А в следующем году будем делать фактически новый водовод.
Тарифные планы
– От проблем с водообеспечением один шаг до темы тарифов. На воду в том числе…
– Да, только хотел бы сначала напомнить, что сезон мы прожили без серьезных проблем с водоснабжением. Были аварии, были порывы. Я с замами выезжал на них, и мы видели, как самоотверженно работают люди по шею в жиже, как ныряют в нее, что бы устранить порыв, на какой изношенной технике они работают. Что было бы, если бы в городе оставалась «Чистая вода» с ее долгами энергетикам и «Облводоканалу» – одному Богу известно. И давайте не будем забывать «прозрачные» намеки «Чистой воды», что они работают в убыток и реальный тариф для Бердянска – около 20 гривен. А ведь тариф утверждаем не мы, – городская или областная власть – а Национальная комиссия по регулированию энергетики, которая находится в Киеве. Отвез туда концессионер свои расчеты и кое-что еще, и я уверен – уже летом мы бы с ними судились из-за новых тарифов. А тарифы действовали бы… А как они умею судиться, мы уже прекрасно знаем.
Но дело даже не в этом. Что такое тариф? Это система ставок оплаты за услуги в зависимости от их объема. Сейчас система работает так: на входе Каховского водовода в очистные сооружения «Горводоканала» стоит счетчик, который показывает, сколько воды зашло в город. За каждый кубометр этой воды «Горводоканал» обязан заплатить облводоканалу 2,86 грн. Ее доочистка и направление дальше по городским сетям требует реактивов, электроэнергии, отопления, затрат на ремонт оборудования, транспорта, прочие накладные расходы. Добавляем сюда зарплату работников «Горводоканала», которая не может быть ниже минимальной, установленной государством, налоги на нее, хоть какую-то прибыль, чтобы предприятие могло развиваться, сверху плюсуем НДС и получаем тариф. Напомню, что последний раз тариф на воду и стоки повышался в марте 2010 года. Был он тогда 7,7 грн за куб воды со стоками. Сейчас – 9,9 грн за воду и стоки для жителей города. Для предприятий и организаций – дороже. Мы хоть и не утверждаем тариф, но с момента, когда избавились от «Чистой воды», хорошо знаем, из чего он в Бердянске складывается. Знаем и то, что на сегодня он только процентов на 70 покрывает расходы «Горводоканала». То есть, при таком тарифе «Горводоканал» может стать убыточным очень быстро.
– Как тогда работала без убытков «Чистая вода»?
– А кто сказал, что они работали без убытков? Деньги собирались с бердянцев. За воду «Облводоканалу» и «Запорожоблэнерго» за электричество платили через раз, там долгов на десятки миллионов. Вкладывать средства в реконструкцию сетей, покупку оборудования никто и не думал. Концессионный платеж за 2010 год громаде так и не заплатили.
Мы же не можем так себя вести с энергетиками? Стараемся платить вовремя и всем. В результате имеем гнилые трубы, остатки техники и необходимость или повышать тарифы, или снижать расходы. А здесь главная статья – потери воды. Они у нас около 60%. То есть, из 100 литров, которые мы платим на входе в город, до вашего крана в доме доходит 40 литров. Остальные утекают в землю из дырявых труб, текущих кранов и унитазов, воруются на полив летом. Если бросить все силы на замену текущих труб, как мы это сделаем с водоводами В-1 и В-4 в этом году, потери воды упадут.
Еще один резерв – добиваться снижения стоимости воды. В начале лета в Бердянске прошла научная конференция по проблемам водообеспечения, водоотведения, мусоропереработки и энергосбережения. Я не жалею, что два дня участвовал в ее работе, много спрашивал, выслушал мнения многих специалистов. Там, например, узнал, что куб воды в Крыму, куда она идет по каналу еще более длинному, чем наш водовод, дешевле. Стали выяснять, почему? Оказалось, что им воду поставляет Государственное агентство водных ресурсов Украины, у которого есть отделения во всех областях Украины. У них куб воды отпускается горводоканалам по 80-90 копеек! Та же самая цена воды в Кривом Роге, где я недавно был на конференции мэров городов. А мы, напомню, платим, по 2,86 грн за куб. Вот вам готовая экономия!
Сейчас мы вышли с предложениями в Кабинет Министров, чтобы Каховский водовод передали в это госагентство, и мы тоже могли бы получать воду по этой цене. Очень хорошо, что в этом вопросе, как и во многих других, нас поддерживает глава облгосадминистрации Борис Петров. Хоть «Облводоканал» и принадлежит громаде области, но он понимает, что Бердянску надо уходить от таких высоких цен на воду.
Еще один резерв экономии – добиваться, чтобы за электроэнергию «Горводоканал» платил не наравне с магазином и рестораном, а как промышленное предприятие, по сниженному тарифу. Это тоже требует вмешательства государства, ведь облэнерго у нас в стране уже частные, и просто так эту проблему не решить.
– Что будет с тарифами на квартплату?
– Здесь приблизительно такая же ситуация. Цены выросли на все, значит, затраты увеличились. А доходы не могут вырасти, так как тариф низкий. Сегодня конторы жилсервисов отключают от электроэнергии за неуплату, как и в прошлом году. Первый путь – менять тариф, чтобы жилсервисы могли выживать и что-то при этом делать. Второй – создавать больше ОСМД, которые будут формировать тариф сами. Третий путь – пускать на этот рынок частников, как это сделали с «КомЭнерго-Бердянск». Пусть снижают непроизводственные расходы, оказывают услуги, конкурируют друг с другом. Пока не заработают два последних варианта, необходимо повышать тариф. До разумного, подчеркиваю, предела.
– Возмущение части горожан вызвали изменения в части перевозок льготных категорий пассажиров городского транспорта...
– Именно части. Были люди, которые звонили, благодарили, что наконец-то власть признала их право на бесплатный проезд. Некоторым не нравится, что теперь надо ждать льготного автобуса, если хочешь ехать бесплатно. Кого-то не устраивает, что график их движения не соблюдается или не совпадает с потребностями человека. Попутно всплыл ряд проблем, казалось бы, далеких от пассажирских перевозок: система талончиков в поликлиниках, время отбора анализов в больнице.
Управление труда и социальной защиты подготовило мне интересные цифры. До 2 октября правом бесплатного проезда у нас пользовались около шести тысяч пассажиров льготных категорий. А остальные 33 тысячи пенсионеров, «детей войны» и других категорий имели его только на бумаге.
В этом году мы провели конкурс на право пассажирских перевозок. Вместо 183 предпринимателей оставили 16 предприятий и физлиц. Обязали их обновить автобусный парк, убрали из города развалюхи на колесах и низкие «ГАЗели». Что мы сделали плохого?
– Почему возникла необходимость в общем режиме движения автобусов? Раньше ведь такого не было.
– По новому законодательству, которого не было пять лет назад, запрещено вводить в городе маршрутные такси, если нет так называемого общего режима движения, при котором льготники могут ездить бесплатно. Не вводить его? Нарушить закон. «Вводить» на бумаге? Мошенничество. Ни нарушителем закона, ни мошенником я быть не хочу. Я два года ходил в прокуратуру, как на работу, когда прошлая власть искала нарушения в моей работе в системе «Нафтогаза Украины». Ничего не нашли, хотя рыли очень глубоко. Поэтому и сейчас не найдут. Хотя «доброжелателей» хватает и сегодня, которые через день пишут в прокуратуру требования проверить Бакая и его окружение.
Возвращаемся к перевозкам пассажиров. За прошлую неделю мы провели три встречи с перевозчиками, представителями общественных организаций. С ветеранами и пенсионерами встречался мой первый зам Виктор Кулибаба. Я сидел на этих встречах и думал. Слева – такие, как моя покойная мама, пережившие такое, что нам и не снилось. Они сейчас обижены на нас. Думаю, справедливо. Дело ведь не только в деньгах, а в отношении. Им не нравятся отдельные места, указывающие на их, вроде бы, ущербность. Им не нравится, когда в салоне четыре льготника, а сидеть могут два-три. Они хотят, в первую очередь, человеческого отношения к себе, а не только экономии денег.
Справа – такие же, как я недавно, предприниматели. Которые считают каждую гривну. Которые обязаны соблюдать Налоговый Кодекс и перейти на общую систему налогообложения. Которые обязаны начислять 20% НДСа на свои услуги. Которым мы обещали, что если они купят новые автобусы и будут соблюдать график, мы будем их первыми помощниками в том, чтобы они кормили себя, свои семьи, помогали городу. Они бесплатно возят наших детей и внуков – учеников 1-4 классов, за полцены – 5-11-классников. Ни один закон не может их заставить это делать. Ни один закон не заставлял их возить в маршрутках пенсионеров за полцены. Они живут в одном с нами маленьком городе, поэтому идут навстречу даже там, где не обязаны. При этом они покупают один скат на автобус за 1,5-2 тысячи гривен, аккумулятор за тысячу-полторы, оплачивают ТО, зарплату водителей, платят налоги, выделяют нам транспорт, если возникает необходимость.
А мы – власть – посередине. И те, и те нас избирали. И тем, и тем мы обязаны помогать.
Я попросил сделать подборку некоторых цен 2009 года, когда устанавливался ныне действующий тариф на проезд, и сегодняшних. Так вот, в 2009 году минимальная зарплата была 610 гривен, сегодня – 985 грн. Минимальная пенсия была 544 грн, сегодня – 784 грн, с 1 декабря будет 800 грн. Бензин тогда стоил в среднем 5,1 грн, сейчас – 9,5, газ – 3,6 грн, сейчас – 6,4 грн. То есть, все выросло почти в два раза. Кроме тарифа!
А знаете, кто и как платит за льготников? Государство в лице Кабмина определило путем статистических подсчетов, что пенсионер должен ездить в автобусе 6-8 раз. Только не в день, и не в неделю. В месяц! Именно из этого расчета оно выделяет через управления труда и социальной защиты дотации перевозчикам. Так вот, даже при таком расчете в Бердянск должно поступать 5-6 миллионов гривен. За последние годы поступало чуть больше двух… Разделите два миллиона на 39 тысяч наших льготников и на 12 месяцев. Получится по 4,5 гривны на человека в месяц. Так государство компенсирует перевозчикам те потери, которые они несут, перевозя каждый день по десятку тысяч льготников.
– Какой вывод из этой ситуации Вы сделали?
– Мы мало времени отвели под объяснение изменений, не все продумали. Это наша вина. И надо уметь признавать ошибки и быстро их исправлять. Нам хватило недели, чтобы выслушать всех, оценить сделанное и сделать правильные выводы, которые устроили большинство бердянцев.
И второй – нужно договариваться. Искать компромиссы на основе закона и имеющихся договоров. Если не ошибаюсь, я и мои заместители за два месяца провели не меньше восьми встреч с перевозчиками по этому вопросу. С представителями общественных организаций, пенсионерами, ветеранами – три только за одну неделю. Нужно было еще раньше посадить всех за один стол переговоров.
Но еще более важное другое. Надо понять: тарифы и дальше будут расти. То, что вчера еще было бесплатным, сегодня учтено, а завтра будет требовать денег. Любые невозобновимые ресурсы типа газа, нефти, земли, будут только дорожать. Пытаться остановить этот процесс бессмысленно. Законы экономики действуют так же, как законы физики. Можно захотеть бросить камень вверх. Но упадет он все равно вниз, как бы мы не хотели, чтобы он повисел в воздухе пару дней.
Зато в наших силах постараться сделать так, чтобы жители Бердянска больше зарабатывали. Деньги, пришедшие в город из госбюджета в этом году, создали новые рабочие места в строительстве, люди получили зарплату, налоги за них остались тут. Мы участвуем в разных госпрограммах: подали проекты на получение так называемых «киотских» (или «зеленых») денег, за которые планируем утеплить здания больниц, школ, детских садов. Подали заявки на разные «пилотные» проекты сфере ЖКХ, что тоже позволит получить инвестиции или гранты.
Главное, не забывать, что тот, кто работает, всегда живет лучше того, кто ничего не делает и ждет у моря погоды.
Неоднозначный сезон
– Кстати, о море и о погоде… Говорят, что сезон в Бердянске был провальным и власть ничего не делала для того, чтобы изменить ситуацию.
– Давайте сразу определимся. Туризм, курортная сфера, развлечения – это бизнес. И доходный, поверьте мне, как бывшему владельцу оздоровительного лагеря и пансионата. Но доходы он начнет приносить только после расходов. Я уже говорил, сколько миллионов пришлось взять кредитов, чтобы создать нормальные условия для отдыхающих в «Райском уголке». Те, кто надеялся, что в этом году нужно в мае сесть возле своей базы и ждать, когда возле нее выстроится очередь отдыхающих, тот просчитался. И не только в Бердянске. Недавно читал интервью представителя крымской организации «Туристический актив Крыма». Он тоже говорит, что в этом году в Крым приехало, минимум, на 15-20% меньше. Они подсчитали, что недельный бюджет отдыхающего в прошлом году был около трех тысяч гривен, а в этом он сократился до двух. Так что тенденция у нас общая с Крымом – люди хотят качественный сервис, хороший отдых за меньшие деньги. Сейчас слетать в Черногорию или Турцию дешевле, чем приехать к нам на машине, например, из Львова и прожить неделю. Кто был в той же Черногории, Хорватии могут сравнить, какие там цены на жилье, и какого размера порции блюд в кафе и ресторанах, и какие у нас. В Египте каждые 5-7 лет в отелях делают капремонт, в Эмиратах вообще строят новые здания.
Я уверен, что мы, местная власть, смогли сделать самое главное. После многочисленных слухов о холере на всем побережье, мы не допустили ни единого случая настоящей холеры в Бердянске. Вот тогда к нам бы точно никто не поехал еще пару лет! И когда люди устали бояться холеры – они поехали в июле-августе именно туда, где ее не было – в Бердянск.
Мне говорили, что надо было на телевидении рассказывать о том, что холеры у нас нет. Посмотрите выпуск новостей любого канала. Что вы там увидите? Тут убили, там изнасиловали, там горит, тут заливает, тут холера, там чума… Украинское телевидение торгует страхами. Хорошие Новости про нормальных людей его не интересуют. Летом приезжали телекорреспонденты, я им говорил, что в Бердянске все отлично и никакой холеры нет, слова руководителей «Приазовкурорта», а потом в Киеве их вырезали из сюжета. Сказали: «Разве это сенсация, что холеры нет?»
Тогда мы пошли другим путем и сами стали рассылать в украинские газеты и на сайты информацию о том, как нормально сейчас отдыхать в Бердянске, как тут интересно. У нас есть архив этих опубликованных статей. Поэтому я бы не стал говорить, что мы ничего не делали.
Кстати, те, кто упрекают меня в том, что мы не пробились на телевидение, сами даже не пытались этого сделать. Поэтому все лето в бегущей строке телеканалов я видел рекламу с телефонами отелей и пансионатов Моршина, Миргорода, Трускавца и не видел ни одной бердянской рекламы. Но если владельцы пансионатов не хотят тратить денег на рекламу, чтобы она принесла им доход, какое мы имеем право тратить деньги бюджета на рекламу их бизнеса?
При этом мы понимаем, что много в прошлом сезоне было недоделано или сделано плохо из того, что могла сделать именно городская власть. Именно поэтому мы итоги сезона подведем не «по-быстрому» в сентябре, а в конце октября, основательно все проанализировав. И начнем разрабатывать мероприятия по подготовке к новому сезону не в апреле, а в ноябре. Думаю, особое внимание надо уделять уборке пляжей, улиц, ремонту дорог, продвижению Бердянска, как уютного, безопасного, культурного города и не жалеть на это денег. Чтобы каждый приезжий видел, что отдых у нас по-настоящему комфортный.
– Еще одна болезненная проблема курортного города – дороги.
– На самом деле, самая болезненная проблема – нехватка денег на решение всех проблем. По нашим подсчетам, на решение первоочередных проблем бердянской инфраструктуры – дороги, крыши, водопровод, дома – необходимо свыше 400 миллионов гривен. Поэтому состояние дорог – это следствие того, как финансируется их ремонт и реконструкция.
До нас бездарно растратили муниципальный займ, шесть миллионов которого нам надо будет отдавать из городского бюджета в следующем году. А мы за полгода за гораздо меньшую сумму сделали дорог в три раза больше, чем в 2010 году.
Есть очень показательные цифры. В 2009 г. в городе отремонтировали 9,3 тыс. кв. м дорог. В 2010 г. – 13,3 тыс. кв. м. А в 2011 г. – 40 тысяч. Разница с 2010 годом – 25,7 тысяч метров. И осенью еще продолжим работы.
В этом году мы попытались наладить четкий контроль над процессом ремонта. Поздней осенью и следующей весной будем видеть, насколько это получилось. Хочу сказать и о внутридворовых территориях. На июньской сессии горсовета мы, впервые за много лет, выделили миллион гривен на ремонт дорог во дворах. Там во многих местах уже можно ездить только на БТР. Это не решит всех проблем сразу, но в следующем году мы продолжим и эти работы.
Промежуточные итоги
– Подводя итог, чтобы Вы занесли в свой актив за этот год?
– Тот факт, что эта команда – от моих заместителей до депутатов городского совета – доказала свою работоспособность. Что стратегия, направленная на решение городских проблем за счет госбюджета, себя оправдывает. Что сданы первые объекты, отремонтированные за эти деньги. На остальных продолжаются работы. Что мы смогли добиться растор-жения договора с «Чистой водой», и теперь это наша проблема, а не киевского «дяди». Что наведен порядок в земельных отношениях. Что улицы города ночью стали лучше освещаться. Что в городских больницах появилось много нового оборудования. К началу сезона были ямочно отремонтированы все городские магистрали. Уже летом асфальтом закрывали большие участки дорог, чего уже давно не делалось. В следующем году отремонтируем еще больше. Провели большие работы по обрезке деревьев и за счет этого резко снизили процент аварий электросетей. Выполнили много работ на двух наших кладбищах. Навели относительный порядок на проспекте и Приморской площади. Тот базар товаров народного потребления и шаурмы на каждом шагу, который был в прошлом году, мы, к сожалению, до конца не победили, но остановили. В следующем, уверен, наведем там еще больше порядка.
Это все сделал не я один. Это – результат труда очень многих людей. Особую благодарность за понимание и поддержку я хочу высказать депутатам городского совета. В 95% всех возникающих проблем мы с ними приходим к согласию и все решаем сообща. Какие бы фракции и партии они не представляли, мы все члены одной партии – Бердянской. Если мы не будем менять этот город к лучшему, никто этого не сделает за нас. Поэтому у нас нет другого пути, как искать выход из всех проблемных ситуаций, спорить, доказывать, договариваться. Это касается и всех жителей Бердянска. Мы всегда выслушаем тех, кто критикует нас. Но вдвойне выслушаем и поддержим тех, кто предлагает что-то новое, дельное, полезное…Автор: Сергей Белоусов По материалам сайта http://vesvladivostok.ru