Кабинет министров Украины одобрил проект постановления «О запрете ввоза на таможенную территорию Украины как давальческого сырья одежды и других изделий, которые использовались». Данное постановление разработано с целью защиты внутреннего рынка товаров легкой промышленности и недопущения уклонения от уплаты налогов.
В связи с этим на территории Украины планируется закрытие магазинов, торгующих дешевой одеждой, бывшей в употреблении.
Давайте попытаемся разобраться
Что же это за явление, «Second Hand», и как с ним «борются» в мире и в Украине.
Торговая система скидок «секонд-хенд» (в переводе «вторые руки») существует в мире уже 100 лет. Носить вещи «секонд-хенд» во всем мире – нормально, это одежда не бедняков и нищих, но экономных и бережливых и, как это ни покажется странным нашему скептику, людей со вкусом, склонных к экспериментам со своим гардеробом. А в нашей стране это еще и возможность одеться для тех, кому не по карману одеваться в дорогих магазинах. Можно, конечно, покупать одежду на рынке, но она не всегда качественна, поскольку торгуют там в основном китайскими и турецкими товарами, далеко не самыми лучшими. Да и стоят они не слишком дешево. А в «секонд-хенде» вещи хоть и не новые, но, как правило, фирменные.
На сегодняшний день «секонд-хенды» для многих наших граждан – это основной способ приобрести качественную и удобную одежду, составить свой гардероб за сравнительно небольшие деньги. Основные клиенты, посещающие наши магазины, – это не только пенсионеры с небольшим достатком, а и «продвинутая» молодежь, студенты, люди творческие, бизнесмены и простые люди, стремящиеся одеваться необычно, эксклюзивно! Молодежь «нарывает» в «секонде» модный «прикид» за копейки. Что уж говорить о многодетных семьях, которые заботятся об улучшении демографической ситуации! Только здесь родители имеют возможность одеть малышей. Покупая одежду в «секондах», можно значительно сократить статью этих расходов. А если порыться немного в интернете, то можно отметить, что и многие украинские модельеры используют в своих коллекциях вещи из «секонда».
Слухи о том, что рынки и магазины «секонд-хенд» прекратят свою работу, витают с середины лета, и вот наконец чиновники решились воплотить в реальность свои буйные фантазии. Сторонники такого решения называют несколько причин.
Причина первая – заграничный хлам якобы оскорбляет национальную гордость. По данным статистики, за последнее время в страну ввезено 300 млн. единиц бэушной одежки (то есть на каждого «маленького украинца» приходится по семь ношеных вещей).
Да, многим унизительно носить «империалистические обноски загнивающего Запада». Однако ношеная одежда там – такой же товар, как и любой другой. Франция во все века считалась законодательницей мод, однако многие француженки (особенно в почтенном возрасте) с удовольствием роются в «секонде», а Франция как стояла, так и стоит с гордо поднятой головой. В Европе по поводу ношеных вещей вообще никто не высказывает возмущения или удивления. В США за сданную одежду еще и снижают налоги.
Никто насильно не заставляет одеваться в импортном «секонде». Раз не все еще имеют возможность ходить в бутики, давайте возродим безвременно почившие комиссионки – будем покупать те же обноски, но украинские. Зачем из сбыта подержанных вещей делать философию с идеологией?
Причина вторая – антисанитария. Якобы, покупая грязные вещи, наши соотечественники заражаются разными нехорошими болезнями.
В одном из магазинов бэушной серии неопрятная женщина, зло поджав губы, кричала: «Это же с мертвых снимают!» На что продавец парировала: «Так чего вы сюда пришли? Идите туда, где снимают с живых!» По мнению брезгливого большинства, бэушные шмотки непременно носили умершие наркоманы, больные СПИДом, а также педикулезные бомжи.
Почему тогда не возникает подозрений по поводу проката свадебных платьев? Десятки, сотни невест их меняют – кто знает, чем барышни болеют, какая у них аура? А вдруг предшественница – иностранка? На рынках турецкие кофточки-брючки висят с утра до вечера, покрываясь родной пылью. Многие продавцы перед тем, как сбыть вещи, опробуют их на себе. Затем стирают и продают. Чем это лучше сэконд-хенда? Там товар хоть обрабатывают. А чесотку и вшей можно заиметь где угодно, начиная от больниц, заканчивая общественным транспортом.
Один из мифов – то, что в секонд-хенде продают исключительно бэушные тряпки. Это не так, тут продают и неношеные вещи. А уж качество иных – гораздо выше, нежели у турецко-китайского ширпотреба, который после первой стирки теряет товарный вид.
Причина третья – супербизнес на товарах «второй свежести» якобы наносит удар по экономике Украины. Действительно, покупая кофточки, сорочки и кроссовки на секонд-хендовских раскладках, народ тем самым не идет за отечественной продукцией, лишая производителей доходов. Но покупатели не виноваты: продукция украинских фабрик слишком дорога (к примеру, на выставке товаров «вітчизняних виробників» дамское пальто стоит 700 гривень, кожаные перчатки -– в районе сотни), а зарплата и пенсия – сами знаете, какие... И будем смотреть правде в глаза: в «секондах» отоваривается меньшинство граждан, а основная сумма наших «семейных бюджетов» оседает в продовольственных магазинах и на жэковских счетах. Поэтому говорить о том, что от секонд-хенда страдает целая экономика, несерьезно...
На смену «секонду»
Еще два-три года назад в Бердянске не было ни одного «стокового» магазина, сейчас же их, как минимум, три. Понятие «сток» происходит от английского «stock», что в переводе означает «запас». Стоковым товаром может быть не только одежда, хотя в данной статье речь идет именно о ней. Стоковые магазины реализуют вещи с фабричным браком, а также остатки нераспроданных коллекций и рекламацию (возвращенный товар). «Проблема» в том, что вещи в стоковые магазины завозятся на таких же условиях, как и в обычный «секонд», а прибыль от продажи такого товара несравнимо выше.
Несмотря на то, что вещи стоят недешево, они пользуются огромной популярностью. Что и говорить, купить фирменную качественную вещь, пусть и не за копейки, все же приятнее, чем турецкое барахло за те же деньги, а то и дороже. Живой пример тому – мой друг, который работает строителем и зарабатывает по нынешним временам весьма прилично. Купив в «стоке» абсолютно новые туфли за 150 грн., он, было, сомневался, пока не встретил такие же в бутике за 600.
Где же выход? С одной стороны, закрывать «секонд-хенды» негуманно, ведь для малообеспеченных они — хорошее подспорье. С другой — оставлять все, как есть, нельзя. Только вот у нас в стране принято сначала разрушить, а уже потом что-то придумывать новое. А в конечном итоге все равно страдают простые люди.
Что же касается подъема отечественной экономики, то закрытие магазинов «секонд-хенд» скорее поднимет экономику Китая и Турции. Есть и еще одно интересное обстоятельство. Оказывается, на сегодняшний день отечественная легкая промышленность работает в основном на внешний рынок — 80—85% продукции «уходит» в страны Западной Европы. Особым спросом пользуется одежда нашего производства в Германии, Франции, Италии и Испании. А ведь это те государства, которые забрасывают нас своим изношенным тряпьем! Не правда ли, странный кругооборот?
Как Вы относитесь к решению кабмина о закрытии «секонд-хендов»?