Буквально на днях обнаружила засунутую в щель двери записку без конверта. Оказалась она требованием некоего Столичного коллекторского агентства погасить имеющуюся задолженность в размере более сорока тысяч рублей.
Столько денег сразу я в глаза уже года два как не видела, поэтому запаниковала, конечно: мало ли кто и каким образом мог добыть мои паспортные данные и получить таким образом потребительский кредит. И только после того, как еще раз внимательно прочла документ, обнаружила, что не мне он адресован, а соседке снизу. Ошиблись, не иначе.
Однако при ошибке можно было бы и почтовым ящиком воспользоваться, и конверт употребить... Нет, кто-то наверняка специально так ошибся, чтобы сведения о соседкином долге стали мне известны доподлинно, чтобы я спустилась к ней передать письмо, а она почувствовала неловкость от ситуации, стыд перед знакомой и покрепче призадумалась о том, где взять необходимую сумму. Такой вот тонкий психологический подход. И ведь упрекнуть некого в разглашении информации частного характера. Ошиблись люди, с кем не бывает.
Разговор по существу
Ну а я отчего-то не пошла к соседке, а решила позвонить по указанному телефону и поинтересоваться, зачем это мне в двери засунули чужое письмо без конверта и тем самым сообщили не предназначенные мне, совершенно конфиденциальные сведения. Я ведь, на минуточку, журналист и работаю в самой рейтинговой газете в республике. Мне не просто нельзя лишнюю информацию сливать, а оберегать ее от меня надо тщательнейшим образом!
Все это я и изложила в телефонном разговоре некоему Максиму Сергеевичу, контактный телефон которого без указания фамилии был в письме. Как выяснилось из нашей бестолковой беседы, Максиму Сергеевичу уже стукнуло 30 лет от роду, он имеет настоящее юридическое образование и вершит, на основании заключенного с ним контракта, правосудие от имени коллекторского агентства, находящегося в Москве, непосредственно на территории Абакана. Представилась я корреспондентом Нашей газеты и минут двадцать настойчиво напрашивалась на встречу.
– Скажите, где ваш офис? – спрашиваю. – Когда вы там будете, как ваша фамилия?
– Я сейчас не в офисе! Не буду я вам фамилию свою называть! И вообще, с чего это я с корреспондентами разговаривать должен? На каком основании вы мне вопросы задаете? От интервью я отказываюсь, так и напишите.
– Мужчина, интервью еще заслужить надо! Вы же, простите, не ребенка спасли, а совершили должностное нарушение. А я, в свою очередь, действую на основании закона о средствах массовой информации. Вот и прокомментируйте свои действия. Запишите мой сотовый телефон и позвоните, когда будете свободны...
Не позвонил.
А мне вспомнился другой случай, когда несколько лет назад некая частная фирма вместе с судебным исполнителем прорвалась в квартиру, которую снимал должник, описала мебельный гарнитур хозяйки квартиры, которая ничего никому была не должна, и вывезла его через месяц на каком-то грузовичке. Хозяйка квартиры, заламывая руки, причитала, что это ее имущество, а вовсе не жильца. Просто документы о приобретении мебели у нее не сохранились. А я наблюдала картину безмолвно, поскольку здоровые мужики с комодами, плачущая пожилая женщина и растерянный квартирант в майке с грудным ребенком на руках вообще не укладывались в мои понятия о разумности, законности, порядочности и принципах мироустройства.
Дальнейшая судьба того мебельного гарнитура – тайна, покрытая мраком. Оценили его в пару тысяч рублей, что не соответствовало никаким расценкам, до торговой площадки судебных приставов он не добрался. Так его больше и не видели.
Еще одну историю поведала мне на прогулке одна "собачница". Рассказала, как приставы вынесли микроволновую печь у безработной девушки с ребенком – ее племянницы. А как же! Долги надо отдавать.
Немного о правилах
Не сомневаюсь, что подобных историй вы знаете куда больше. Так сложилось... Это, видимо, правила какой-то не очень интересной игры, непонятно кем придуманной. А с правилами бывает нелишне и познакомиться. И мы расскажем, как правильно себя вести при возникновении на пороге квартиры судебных исполнителей с решением, вступившим в законную силу.
Во-первых, сразу скажу, что этому возникновению должны предшествовать определенные обстоятельства вроде небрежно брошенных в почтовый ящик конвертов. Это в старые времена на суд приглашались все участники процесса под расписку. Сегодня законодатель зачем-то упростил процедуру уведомления и в ряде случаев судебные решения выносятся заочно, в отсутствии самого главного фигуранта по делу. Того же должника. Суду достаточно почтовой квитанции о направлении в его адрес заказного письма, а получено ли оно, проживает ли адресат по месту прописки – для суда теперь значения не имеет. Таким образом, о признании вас должником, взыскании задолженности и обращении взыскания на имущество вы можете узнать совершенно неожиданно.
Так вот, правило первое – в ваших интересах как можно дольше об этом не узнавать, отсутствовать дома в момент появления приставов, находиться в длительных командировках, разъездах, выйти замуж и переехать к супругу, предварительно сменив фамилию и так далее. В игре под названием "арест имущества" главное – выиграть время.
Если вас все-таки нашли и требуют оплатить долг, первоначально следует выяснить, кто этот взыскатель. Таковым может быть только судебный пристав-исполнитель со служебным удостоверением и исполнительным листом. Если это он, самое правильное – достать необходимую сумму и рассчитаться на месте, получив соответствующую квитанцию, которые обычно приставы имеют при себе. Как правило, сложности с оплатой долгов возникают в результате отсутствия денежных знаков. Это где-нибудь в благополучной Европе, окажись добропорядочный гражданин в сложной жизненной ситуации, к нему на помощь кинутся социальные службы с дотациями, субсидиями, льготами, страховые компании выплатят страховку, а кредитные организации пересмотрят условия договора. У нас все обстоит несколько иначе. Оказавшись, скажем, без работы или без постоянного денежного довольствия, человек остается наедине со своими проблемами, голодными детьми, коммунальными платежами и просроченными кредитами. В этой ситуации главное – сохранить разум и собственное достоинство. Пытаться ограбить банк тоже не стоит. Но мы – о правилах.
Главное –
договориться
Второе правило – после того, как убедились, что перед вами именно судебный пристав-исполнитель с соответствующими документами, а не коллектор без каких-либо полномочий или иное третье лицо, лично которому вы ничего не должны, попытайтесь заверить, что как только у вас появится необходимая сумма денег, вы сразу же рассчитаетесь по данным долгам, однако сейчас имеются некоторые затруднения. При этом лучше все изложить письменно, вручить исполнителю и попросить его расписаться в получении данного заявления. На этом этапе исполнительное производство начинает слегка тормозить. То есть к вам время от времени приходят исполнители, приглашают вас к себе и во время этих встреч вы, как цивилизованные люди, ведете переговоры.
Суть их заключается в следующем. Вас спрашивают, когда вы рассчитаетесь с кредиторами, а вы отвечаете, что готовы это сделать сразу, как только необходимая сумма появится, долг признаете, однако есть сложности. Гасить задолженность частично, небольшими суммами вы готовы и можете сделать это немедленно. Такие переговоры по цене от 200 рублей и выше могут продолжаться достаточно долго, но, конечно, не до бесконечности. В какой-то момент приставы все-таки приходят к вам вместе с понятыми с целью описать имущество и оставить его вам на ответственное хранение вплоть до полного погашения имеющейся задолженности.
В этой ситуации можно выиграть время только в том случае, если у вас или у кого-то из домашних в результате сложившейся ситуации возникли экстренные проблемы со Здоровьем. В этот момент вы вызываете "скорую", фиксируете вызов надлежащим образом, а всех должностных лиц и понятых просите освободить помещение и прийти в другое время. Любые возражения и возможное хамство нелишне будет зафиксировать на диктофон, видеокамеру и, не теряя времени, обратиться в суд с требованием защитить вас и вашу семью от произвола.
В случае, если проблемы со здоровьем не предвидятся, к приходу приставов для описи имущества необходимо подготовиться. Как известно, имущество может быть в собственности и в пользовании. Так вот, если, скажем, новый мебельный гарнитур принадлежит вашему дальнему родственнику и он вам разрешил пока им попользоваться, то по вашему долгу описывать и изымать его несправедливо. Чтобы установить личность собственника, достаточно предоставить приставу документы о приобретении данного имущества. Это может быть товарный чек или гарантийный талон, в котором продавец, как правило, оставляет графу "ФИО покупателя" незаполненной. Заполните ее надлежащим образом заблаговременно, тем самым спасете особо ценные вещи. Если у ваших родственников или соседей имеется морально устаревшая, надоевшая или слегка неисправная бытовая техника – займитесь ее утилизацией новым способом: перед предстоящей описью имущества живописно распределите ее по своей квартире и попросите обратить взыскание в первую очередь именно на эти вещи. На это вы имеете полное право в соответствии с законом об исполнительном производстве.
Кстати, если предстоят проблемы с судебными исполнителями, этот закон необходимо почитать, а особо понравившиеся вещи заучить наизусть. Ну вот хотя бы статью 85, регулирующую оценку арестованного имущества.
Кто хоть раз сталкивался с процедурой оценки имущества судебными приставами, долго испытывает недоумение, отчего они, стервецы такие, жидкокристаллическую плазму стоимостью более 50 тысяч рублей оценили в 2-3-5 тысяч целковых. На всевозможные возражения собственников служивые заявляют: "Не имеем мы права оценивать имущество стоимостью более 30 тысяч рублей, поэтому вот здесь распишитесь". Действительно – не имеют. Только в этом случае они вовсе не обязаны занижать эту стоимость. Закон требует привлечения к оценке имущества аккредитованного оценщика. А подпись ваша под смешными цифрами – не что иное, как ваше согласие с произведенной оценкой. А уж не соглашаться с ней и требовать полноценной оценки имущества квалифицированным специалистом вы имеете полное право.
Одним словом, оказавшись в сложной ситуации, знайте – выход есть всегда, как бы ни убеждали вас в обратном. А киллеры с коллекторами пока что все еще вне закона.