Наш гость – бизнесмен. Преуспевающий бизнесмен. Но он еще и руководит работой Молдавского культурного общества.О нуждах и заботах 2500 официально проживающих в Латвии молдаван мы беседовали с Гергием Тофаном – председателем латвийского молдавского общества «Дачия»
Когда мой сынишка узнал, что председатель латвийского молдавского общества «Дачия» Георгий Тофан приглашает нашу семью на очередное мероприятие своей организации, от радости стал подпрыгивать чуть ли не до потолка. Это пятилетний-то малыш! Ребенок, у которого в жилах нет ни капли молдавской крови. «Как же в таком случае радуются те 300–400 молдаван, которых Георгий каждый раз созывает на свои мероприятия», – подумалось мне.
В праздники и в будни
А радоваться есть чему. Описываю для тех, кто ни разу не видел, что такое молдавское раздолье. Красиво и богато убранные столы. Молдавское вино и натуральные соки – без сахара и консервантов – рекой. Веселье, не знаю в каких единицах оно измеряется, но тоже, поверьте, с лихвой. Как- то раз Георгий со своей женой Светланой рассказывали мне о задорных молдавских свадьбах, которые до сих пор проводятся по всем ритуалам. И гуляют на них (с перерывами на работу) аж семь дней и семь ночей. Как в сказках! Такое делается не только на селе, но и в городах. Доминанта праздника – танцы до упаду. Круговые. Хоро называются. Каждый раз, приходя в общество «Дачия» на праздник, у меня создается впечатление, что нахожусь на одной из таких свадеб. И все попытки не поддаться соблазну и вместе со всеми не пуститься в зажигательный общий пляс, оказываются безрезультатными. Энергетика этих танцев потрясающая – попробуй усиди на месте.
Но праздники праздниками, а ведь есть еще и будни. О нуждах и заботах 2500 официально проживающих в Латвии молдаван я беседовала все с тем же Гергием Тофаном – председателем латвийского молдавского общества «Дачия», входящим в состав АНКОЛ. Офис общества находится по адресу: Рига, улица Блауманя, 22-24. Создана сия организация еще в 1987 году. Тогда она называлась молдавско-румынским обществом «Дачия». Но к 1999 году, когда проводилась перерегистрация общественных организаций, почти все румыны, состоявшие в обществе, покинули Латвию. Поэтому и посчиталось целесообразным общество назвать молдавским. У истоков создания «Дачии» стояли Мария Бриеде-Маковей, Леонс Бриедис, Валериу Реницэ. А с 1999 года неизменным председателем общества является Георгий Тофан.
Какие цели ставит перед собой «Дачия»? «Большинство латвийских молдаван состоит в смешанных браках, – признается Тофан. – В семье им трудно сохранить язык предков, традиции, обряды, поверья…» Весь этот пробел и восполняет общество «Дачия», совет которого сплотил вокруг себя 460 человек. Разумеется, не только молдаван. «Наши двери и сердца открыты для всех, кому интересна молдавская культура», – говорит председатель. Лукавит? Отнюдь: на мероприятиях молдавского общества можно встретить русских и белорусов, грузин и татар.
Находясь вдали от Молдовы, латвийские молдаване поддерживают тесную связь с этнической Родиной, сотрудничают с департаментом межэтнических отношений и с МИД Молдовы. Налаживают также контакты с соотечественниками, проживающими в других странах. Этому я тоже недавно была свидетельницей. По приглашению общества «Дачия» на празднование традиционного молдавского праздника «Мэрцишор» приехала большая группа молдаван из Вильнюса. Рижане восхищались хором гостей, исполнявшим исключительно молдавские песни, а вильнюсцы – самодеятельным фольклорно-танцевальным ансамблем хозяев, называющимся «Дойна» и популяризирующим старинные молдавские обряды. Вот радости-то было!
Тофан, призывая латвийских молдаван вступать в ряды общества «Дачия», акцентирует их внимание на том, чтобы люди вместе решали наболевшие проблемы. Например, вопрос открытия в Риге молдавской воскресной школы. «Ох, как она нужна!» – считает председатель. Зная положение дел в воскресных школах нацменьшинств Латвии, я вижу, что во многих существует одна и та же проблема: отсутствие учебников, словарей и т. д. У молдаван дело обстоит иначе. Похоже, Тофан из тех людей, которые вначале покупают седло, потом только обзаводятся лошадью. Идея молдавской воскресной школы пока только витает в воздухе, а Георгий давно уже привез из Молдовы все необходимые учебные пособия. Снять помещение для школы – тоже не проблема. Дело за малым – найти квалифицированных преподавателей молдавского языка. В этом вопросе Тофан рассчитывает на помощь молдавской стороны. И думает открыть школу уже в ближайшее время.
Общественник со стажем
Мне было интересно узнать, откуда у Теофана организаторская жилка? «Я общественник со стажем, – смеется Георгий. – После службы в армии поехал в Мурманск. Работал на флоте. Ходил в загранплавания. Экипажи больших судов, в которые я входил, по шесть, восемь месяцев не видели суши. Вы скажете: «Не они одни: такова участь всех моряков». Конечно, но от этого легче не становится людям, часто даже праздники встречающим на море. И командный плавсостав всеми силами старался скрасить их жизнь. Мне вменялось в обязанности веселить людей на праздники. Какие только скрытые таланты не проявились во мне тогда: оказалось, что я и петь умею, и плясать, и даже стихи писать. И получилось, как в фильме «Служебный роман»: выдвинули однажды на общественную работу, теперь никак обратно задвинуть не могут». Шутки шутками, но я лично не раз убеждаюсь, что у Георгия потрясающие организаторские способности. Он из тех, кто умеет сплачивать вокруг себя людей. И еще. Георгий Тофан – бизнесмен. Преуспевающий бизнесмен. Его фирма ООО ВТС Moldova в Латвии занимается продажей молдавских соков Basarabia, которые в Европе пользуются большим спросом. «Наши соки заказывают сети магазинов, таких как Rimi, Nelda и т.д.» – не без гордости констатирует Георгий. Фирма Тофана занимается также поставкой иной продукции из Молдовы, в частности всевозможных консервов, которые тоже не залеживаются на полках магазинов. И вот такой удачливый Бизнесмен Георгий Тофан руководит работой Молдавского культурного общества. Должна заметить, что подобное – большая редкость. Бизнесмены, как правило, отстраняются от проблем соотечественников в области культуры. «Никогда от них не дождешься существенной помощи на духовные нужды»,– сетуют представители многих меньшинств. Тофан же сетует на другое. «Какое счастье, что моя жена не знает, сколько денег в месяц я трачу на обеспечение жизнедеятельности молдавского общества», – шутит бизнесмен. Между прочим – при жене. Не разглашая никаких тайн, скажем только: много. Много тратит. Щедро и бескорыстно финансирует то одно, то другое мероприятие общества. Других состоятельных молдаван уговаривает сделать то же самое. Чтобы у людей была возможность пообщаться друг с другом, поговорить на своем родном языке, вспомнить любимые мелодии, закружиться в лихой пляске... «Ведь для многих моих соотечественников сегодня проблематично стало ездить на свою этническую Родину. Так пусть они кусочек этой Родины видят здесь. В Риге. На улице Блауманя...»