С 1-го июля вступает в силу таможенное законодательство, адаптированное под единое экономическое пространство. В среде автомобилистов упорно ходят слухи о надвигающемся увеличении цен на ГСМ чуть ли не в два раза. Автолюбители мотивируют свои предположения ощутимой разницей в стоимости топлива у нас и у наших соседей. К примеру, в Алматы средняя цена на АИ-92 составляет около 91 тенге (примерно 0,63$). В России цена на топливо того же октанового числа равна примерно 24 рублям (около 0,86$). По условиям Таможенного Союза все участники единого экономического пространства обязуются сохранять единые цены на товары, в том числе и на ГСМ.
Отвечая на многочисленные вопросы касательно подобных слухов, официальные лица Министерства нефти и газа РК поспешили успокоить казахстанских автомобилистов и заявили, что оснований для подъема цен нет. По их словам, ощутимого повышения цен на топливо в нашей республике не предвидится, и в рамках единого экономического пространства Казахстан сможет удержать цены на 10–12% ниже, чем в России, за счет внутреннего акцизного и налогового регулирования.
Но если слова чиновников из Министерства соответствуют действительности и цены в Казахстане будут ниже российских всего на 12%, то получается, что цена на тот же АИ-92 составит примерно 110 тенге.
И потом, с 1-го июля упраздняются таможенные посты между странами-участниками Союза. Как намереваются власти при такой разнице в цене и свободных границах удержать казахстанский рынок ГСМ от чрезмерного экспорта, пока непонятно.
Расчет розничной стоимости топлива произведен по состоянию на 14 апреля 2011 г.