Сегодня более чем у половины из 311 лифтов, установленных в жилых домах Бердянска, истек срок эксплуатации, который составляет 25 лет. Для полной замены отработавших положенное время подъемников необходимо около 40 миллионов гривень. Нужно ли говорить, что в ближайшее время таких финансовых вливаний в эту сферу не предвидится.
Директор КП «Горлифт» Владимир Чередниченко
Старые лифты ремонтируют
Большинство высотных домов Бердянска возводили как раз на рубеже конца 70-х – начала 80-х годов. Поэтому и срок эксплуатации установленных в них лифтов закончился почти синхронно. Конечно же, данный факт не может не беспокоить, поскольку это объекты не только особой необходимости, но и повышенной опасности.
– В 2008 году еще у 15 лифтов завершился срок эксплуатации, – отметил директор КП «Горлифт» Владимир Чередниченко. – Стоимость одного подъемного механизма вместе с установочными работами составляет около 300 тысяч гривень. Точно такую же суму предприятие получило из городского бюджета для поддержания лифтового хозяйства на весь прошлый год. Естественно, с нашей стороны было бы неправильно заменить один лифт, при том, что другие бы просто остановились. Поэтому мы уже не один год проводим экспертизы лифтов и делаем капитальные ремонты, которые позволяют продлевать срок эксплуатации механизмов от четырех до 16 лет. На сегодня нам осталось отремонтировать один объект, и я с полной ответственностью могу заявить, что у горожан нет оснований волноваться за состояние лифтов.
Предприятие в такой непростой ситуации обеспечивает должный уровень безопасности передвижения пассажиров. На протяжении последних нескольких лет в Бердянске одновременно не работают не более 2-3 лифтов, а в случае поломки срок их ремонта редко когда превышает 10 дней.
Горожане варварски относятся к лифтам
Владимир Чередниченко с сожалением отметил, что очень часто причиной поломок лифтов является человеческий фактор.
– Достучаться до сознания наших людей с призывом не наносить вред нам и, в первую очередь, самим себе не получается, – отметил он. – К слову, производители лифтов уже некоторое время используют антивандальные элементы. Меняют кнопки на железные, убирают алюминиевые конструкции и т. д. Это все дополнительные затраты, без которых можно было бы обойтись. Кроме того, много проблем нам доставляют те, кто делает ремонт. Люди перевозят лифтами такие грузы материалов и строительного мусора, что механизмы просто не выдерживают и выходят из строя.
Директор КП «Горлифт» рассказал, что в этом плане более выгодно выглядят ОСМД. По его словам, жители этих домов понимают, что поломки лифтов ударят по их карману, и поэтому следят за тем, чтобы кабины были чистыми, ухоженными и, главное, целыми.
Откуда ждать помощи
Стоит отметить, что «лифтовая» проблема Бердянска отнюдь не уникальна. Примерно такая же картина наблюдается во всех городах Запорожской области, да и Украины в целом. Но, как оказывается, на помощь от государства рассчитывать не приходится.
– В Украине существуют государственные программы замены и капитального ремонта лифтов, но они не финансируются, – отметил Владимир Чередниченко. – В прошлом году нам из госбюджета не выделили ни копейки. Уже можно почти с абсолютной уверенностью утверждать, что не дадут и в следующем году. Город сам эту проблему не потянет. Огромное спасибо местным властям уже за то, что последние пять лет они выделяют нам средства на экспертную оценку и капитальный ремонт лифтов.
В 2009 году истекает срок эксплуатации еще у 44 подъемников. Для того чтобы они не остановились, предприятию нужно более миллиона гривень.
– Положение усугубляется тем, что наши тарифы уже давно не соответствуют затратам. В последний раз они изменялись в октябре 2006 года. А за это время существенно поднялся уровень минимальной зарплаты и цена запчастей. Мы выживаем только за счет того, что выполняем дополнительные работы: монтируем лифты на новых домах, в торговых центрах, павильонах, проводим ремонтные работы на базах отдыха и т. д. Это позволяет нам не допускать той ситуации, которая наблюдается в других городах, где происходят несчастные случаи и массово стоят лифты. Но, естественно, отрасль должна финансироваться намного лучше. И прежде всего государством. Без этого нормальное функционирование и развитие лифтовой отрасли ставится под большой знак вопроса. Автор: Виктор КОВАЛЕНКО По материалам сайта http://vesvladivostok.ru