или О том, как бердянские власти профукали 1,5 млн. грн. для городских инвалидов
Немногие из горожан, даже жителей микрорайона Лиски, знают о существовании на улице Юбилейной единственного в Украине учебно-культурного центра социальной, профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов «Академия ремесел». Между тем, центр существует уже 10 лет, он хорошо известен в Украине и даже за рубежом.
Но, как совершенно верно заметили руководители делегации государственной школы для аутичных детей из Ирландии, побывавшие в бердянском центре, здесь совсем близко соседствуют блеск и нищета: блестящие работы, настоящие произведения искусства создаются в поистине нищенских условиях. Ирландские дети-инвалиды были шокированы существующими в центре условиями. Почему же так происходит? Почему о находящемся в нашем городе уникальном центре знают в далекой Ирландии, но не знают в самом Бердянске? Почему никто в городе не слышал о талантливых людях, обучающихся и работающих в этом центре, среди которых и 18-летняя Настя Мех – дипломант и лауреат Всеукраинского конкурса «Новые имена Украины»? Ответы на эти вопросы наш корреспондент попытался найти с помощью создателя и бессменного руководителя центра, мастера традиционного народного творчества при Союзе художников Украины Людмилы Кириленко-Грабовской.
Работы учеников «Академии ремесел»
– Людмила Васильевна, давайте прежде всего познакомим наших читателей с центром. Чем вы занимаетесь? Какие задачи центр выполняет?
– Если говорить коротко, то можно сказать, что «Академия ремесел» занимается творческой реабилитацией людей с ограниченными физическими возможностями. Не секрет, что люди с инвалидностью врожденной, а тем более полученной вследствие болезни, травмы, несчастного случая, приобретают некие комплексы, не позволяющие им ощущать себя полноценными и полноправными членами общества. Здоровому человеку трудно представить себя на месте инвалида, трудно представить, каково это – постоянно сидеть в четырех стенах, ощущать себя обузой для семьи, совершенно бесполезным и ни на что не годным. Наша задача – с помощью приобщения их к творчеству, с помощью обучения творческим профессиям, с помощью их трудоустройства изменить эту ситуацию – дать им возможность почувствовать свою необходимость. И нам это удается. За 10 лет работы центра около пятидесяти наших учеников получили профессии художников, декораторов, вышивальщиц, еще около сотни прошли курс творческой реабилитации. 20 человек из них получили рабочие места в нашем центре. Кстати, среди них есть чрезвычайно талантливые люди – настоящие самородки. Не случайно нас постоянно приглашают на Всеукраинские выставки и ярмарки, не случайно просят проводить мастер-классы. Вот и сейчас мы приглашены для участия в выставке в Украинском доме в Киеве, а на декабрь мы имеем приглашение принять участие в выставке-ярмарке на Контрактовой площади столицы, посвященной Дню Святого Николая. Приглашали нас и на Сорочинскую ярмарку. Но мы вынуждены были отказаться. Все-таки у нас работают больные люди, которые очень тяжело переносят жару.
Процесс обучения приносит удовольствие
Сделано своими руками
– Людмила Васильевна, ваш центр знают в Украине и даже за рубежом, вы участвуете в различных Всеукраинских выставках, ваши ученики становятся победителями различных Всеукраинских конкурсов. Казалось бы, в городе о вас должны знать, вашими успехами должны гордиться, городские власти должны вам всячески помогать и всячески вас поддерживать. Однако этого не происходит. Скорее наоборот. Центр находится в каком-то вакууме. Очень мало кто в Бердянске хотя бы слышал о вас. Как вы думаете, почему это происходит?
– Говорить, что в Бердянске о нас не знают, было бы не совсем правильно. Городские власти очень хорошо о нас знают – ведь мы неизменные участники всех городских выставок. Только вот отношение к нам с их стороны оставляет желать много лучшего. Мне сложно судить, почему так происходит, но мы уже от городских властей никакой помощи-поддержки и не ждем – хоть бы не мешали. Нам помогает государство, да мы и сами способны зарабатывать. Но… Знаете, мне гораздо легче попасть на прием к Министру, чем к заместителю городского головы или к мэру Бердянска. Нам гораздо легче получить место для продажи наших изделий в Киеве на Крещатике, чем в родном городе. Вот, к примеру, минувшим летом мы обращались с заявлением предоставить нам место для торговли сувенирной продукцией нашего производства на улице Горького или на проспекте Ленина. Однако нам отказали. В то же время на проспекте Ленина сувенирной продукцией торговали граждане России. А мы – местные производители – летом в Бердянске лишние. Это нормально?
Еще более странная история произошла с пляжем для инвалидов. Бердянск наряду с Одессой и Алуштой стал победителем конкурса на создание такого пляжа, и государство готово было выделить на это полтора миллиона гривень. Предоставили документы в исполком. Нам вроде бы не отказали, выделили пляж в микрорайоне Слободка. Мы оформили проектную документацию. Проектом преду-сматривалось создание всех необходимых условий для отдыха и творческой работы инвалидов: и дорожка к морю для колясочников, и специальный гудок для незрячих, и раздевалки и специальная площадка для наших художников… Собрали все необходимые документы. Я отнесла их на согласование к городскому голове. Евгений Шаповалов посмотрел документы и сказал, что обязательно их подпишет. Прошла неделя, другая. А дело стоит на месте. Потом выясняется, что мэр «потерял» наши документы. Как такое возможно?
А история с помещениями, где мы работаем, – это вообще ни в какие ворота. Начнем с того, что долгое время нам продлевали аренду только на 1 год. Естественно, это являлось препятствием для получения средств от государства. В последний раз депутаты городского совета вроде бы пошли нам навстречу – продлили аренду на 5 лет, но только на одно помещение, а то, которое мы использовали под склад, находится в подвешенном состоянии. Заместитель мэра Любовь Шарай постоянно хочет его отдать под жилье. Но, во-первых, оно нежилое, никогда не было жилым и нет возможности его превратить в жилое, а во-вторых, оно находится с нами в одном дворе. А ведь наши сотрудники – это больные люди. Им надо периодически выходить во двор – отдохнуть. Есть и специфические особенности в их поведении. Бывают и приступы. Каково обычным людям будет жить в таком дворе? А что чувствуют наши работники, когда потенциальные жильцы приходят смотреть то помещение, в котором мы работаем?
В общем, к сожалению, от городских властей мы вместо поддержки видим лишь всевозможные препоны. Еще раз повторю: мне сложно судить, почему так происходит. Я могу лишь предполагать. Может, представителей городских властей раздражает наша независимость от них и невозможность использовать нас в PR-кампания. Возможно, никак не дает покоя наше помещение, находящееся недалеко от моря.
– Людмила Васильевна, а как складываются отношения центра с бердянскими предпринимателями? Тут есть какое-то взаимопонимание?
– В отношениях с предпринимателями не все просто. Часть из них верит тому нашему имиджу, который опять же по неизвестной мне причине создали городские власти: мол, мы зарабатываем на инвалидах. А потому относятся к нам довольно прохладно. Но те предприниматели, которые хорошо знают, чем мы в действительности занимаемся, никогда не отказывают в помощи. Вот последний пример, и я хотела бы выразить искреннюю признательность Елене Катрич из «Элен-такси». В пансионате ветеранов проживает инвалид-колясочник – талантливый человек, который очень хотел у нас работать и долго просился к нам. Но все упиралось в вопрос его транспортировки. Когда Елена Катрич узнала об этом, то без лишних разговоров оказала нам помощь. И вот уже более трех месяцев ежедневно такси доставляет его на работу и с работы. Постоянно помогает нам и Леонид Подколзин, выделяющий свои хлебо-булочные изделия во все наши поездки. Есть и еще целый ряд предпринимателей да и простых горожан, которые оказывают нам посильную помощь. Автор: Владимир ДЕМИН По материалам сайта http://vesvladivostok.ru