В столице, Санкт-Петербурге и других крупных российских городах, преимущественно в северной части страны, началась обработка дорог реагентами, предотвращающими гололед. Обработке подверглись в первую очередь наиболее опасные участки трасс и магистралей.
Дело в том, что в отсутствии снега или льда реагенты растекаются по дорожному покрытию, образуя скользкую пленку, вследствие чего понижается коэффициент сцепления с трассой. Напомним, что в конце октября в Подмосковье произошло крупное ДТП, в котором столкнулось 13 автомобилей. Причиной ДТП стал асфальтоукрепляющий реагент, который резко понизил сцепление шин с дорогой. Теперь водители, завидев такую "масляную" пленку, стараются максимально снизить скорость, чтобы обезопасить себя и остальных участников дорожного движения.
История реагента
Начиная с 2001-2002 годов, ЖКХ крупных российских городов начали применение инновационных на тот момент антигололедных реагентов для обработки дорог в зимний период. Отказ от традиционной соли обуславливался жалобами водителей и пешеходов. И те и другие ссылались на вредное воздействие соли. Соль действительно обладает разъедающим свойством. При этом под ее действие попадали не только снег и лед, но и автомобильные шины, различные детали из резины, а также обувь пешеходов.
В результате стали использоваться химические реагенты, в разные составы которых входят хлористый кальций, магний, натрий и другие вещества. Эти реагенты прошли проверку и были признаны экологически безопасными и в то же время эффективными антиобледенителями. Однако, эксперты признали, что использование новых реагентов приводит к уменьшению коэффициента сцепления с дорогой на 30-50 процентов.
Несмотря на это, использование реагентов не прекратилось. Наоборот, они приобрели особую популярность, так как их можно применять при любых погодных условиях и температурах, а особенно во время снегопадов. Наиболее используемыми антиобледенителями стали жидкие и твердые антигололедные реагенты на основе модифицированного хлористого кальция и магния.
Виды реагентов
На сегодняшний день наиболее популярным реагентом является 28-процентный раствор хлористого кальция модифицированного. Данный реагент способен быстрее и эффективнее остальных средств растапливать лед и предотвращать образование гололеда. Кроме того, этот реагент можно использовать не только во время снегопада, но и до и после него в качестве профилактики. Так, лабораторные исследования показали, что проникая в почву, кальций улучшает ее состояние, а расход этого реагента и экологическая нагрузка намного ниже поваренной соли.
Тем не менее, несмотря на все преимущества данного реагента, он обладает и недостатками. К одному из минусов можно отнести непродолжительный срок действия, равный в среднем 3 часам. Таким образом, дороги приходится обрабатывать несколько раз за сутки. Также ученые выявили, что данный реагент на 30 процентов уменьшает коэффициент сцепления шин с дорогой. Оказалось, что жидкий модифицированный хлористый кальций притягивает влагу, а если на асфальте есть следы машинного масла, бензина или поры забиты резиновыми крошками, тогда коэффициент сцепления с дорогой падает еще больше.
Эксперты и медики в свою очередь выявили, что данный реагент вызывает аллергию не только у людей, но и у животных. В зимнее время года ветеринары наблюдают увеличение числа животных в ветлечебницах с химическими ожогами лап. А у людей, страдающих аллергиями и астмами, наблюдают обострение заболеваний. Кроме того, этот реагент пагубно влияет на кузова автомобилей и обувь пешеходов.
Вторым по популярности реагентом является раствор модифицированного хлористого магния, но в последнее время его стараются не использовать из-за губительного влияния на почву. Тем не менее, данный реагент эффективен даже при низких температурах и предотвращает образование гололеда в течение нескольких дней, что существенно сокращает нормы его расхода.
Как отмечают ученые, он более безопасен для людей, растений и животных, по сравнению с хлористым кальцием. К тому же данный реагент не образует скользкой пленки на дорожном покрытии при таянии льда. Он способен впитывать в себя влагу из окружающей среды. Эти свойства позволяют реагенту не сильно снижать коэффициент сцепления шин с дорогой.
На третьем месте находится жидкий реагент, состоящий из ацетата калия. Он особенно подходит для применения на Крайнем Севере страны, так как не теряет свои свойства даже при температуре -60 градусов. Этот реагент не только активно борется с гололедом и предотвращает его образование, но и не ухудшает сцепление с дорогой, а срок его действия длится вплоть до 3-7 суток с момента нанесения.
Еще один эффективный реагент разработан на основе солей уксусной кислоты и смеси ацетатов калия, кальция и магния. Он эффективен при низких температурах и не вызывает коррозии металлов. Коэффициент сцепления при обработке этим реагентом остается высоким, а минеральные свойства входящих в состав веществ удобряют почву.
Следующий реагент состоит из смеси твердых хлоридов металлов таких, как калий, магний, натрий и кальций. Этот реагент считается наиболее щадящим по сравнению с остальными, так как не разъедает резину и металл. И последний реагент разработан на основе смеси хлористый кальция и натрия. Эти вещества глубоко проникают в слой льда, разрушая его, и увеличивая скорость таяния. У него замедленное, но вместе с тем, более длительное время действия.
Опыт зарубежных стран показывает, что все вышеперечисленные реагенты не прошли испытаний и были сняты с эксплуатации. В Европе и США предпочитают не пользоваться никакими химическими реагентами, а попросту вовремя убирать снежные заносы. К такому решению европейские страны пришли после выявления губительных действий этих реагентов на окружающую среду и металл, а также резкого снижения коэффициента сцепления с дорогой.
Вред и польза реагентов
Польза реагентов очевидна: они разрушают гололед на дорогах и препятствуют их повторному образованию. Но есть и оборотная сторона медали. И это не только коррозия металлов и разрушение асфальтовых покрытий. Вредоносное воздействие антигололедных реагентов ощущают на себе и люди, и животные. Экологи давно уже бьют тревогу, особенно в крупных городах страны, где и без того экологическая составляющая оставляет желать лучшего. Теперь свои опасения высказывают и водители, которых беспокоит тот факт, что реагенты сильно уменьшают коэффициент сцепления с дорогой, вследствие чего возрастает риск ДТП.
Как отвечают эксперты, абсолютно безопасных реагентов не бывает. Все дело в нормах распределения. Если применять реагенты строго указанной дозировки, считают эксперты, то никакого вреда они не принесут. Однако мнение экспертов разделилось. Многие из них считают, что дело не в количестве, а в составе химических реагентов. Так, они приводят в пример раствор хлористого кальция. Сначала он превращает лед в воду, а затем происходит обратный химический процесс, гидролиз соли, в результате чего образуется малорастворимый в воде осадок. А это в свою очередь приводит не только к грязи, но и уменьшению коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием.
Кроме того, входящие в состав реагентов химические вещества вызывают неспецифические реакции кожи, слизистых и бронхов людей и животных. Обостряются заболевания у аллергиков и астматиков. А Московское Общество Защиты Прав Потребителей давно борется за отмену использования химических реагентов. Их клиентами все чаще становятся граждане, которые в доказательство губительного воздействия реагентов приносят испорченную обувь и верхнюю одежду. Однако, для возмещения ущерба со стороны властей столицы ничего не делается.
Безопасны ли антигололедные реагенты для дорожного движения?
Коллегия Правовой Защиты автовладельцев считает, что большинство ДТП в зимнее время года происходит по вине реагентов. Представители Коллегии заявили, что применяемые реагенты не проходят экспертизу на сцепление шин с обработанной антиобледенителями дорогой. В результате безопасность дорожного движения в зимний период уменьшается на порядок.
Однако чиновники уверяют, что материалы, используемые для строительства, ремонта и содержания дорог, проходят входной контроль. Этот контроль подразумевает, что при закупке реагентов, они проходят испытания в лабораториях. Если реагенты не удовлетворяют нормативным стандартам и требованиям безопасности, их не закупают. Прошедшие испытания реагенты подвергаются дальнейшим исследованиям на предмет пригодности использования в зимний период.
Но слова чиновников звучат как-то неубедительно, так как практика показывает совсем иное. Безусловно, все химические реагенты не могут быть абсолютно безопасными для дорожного движения. Но, несмотря на всю пользу и вред антиобледенителей, альтернативы им пока не придумали. Другого способа борьбы с гололедом пока не изобрели, поэтому от антигололедных реагентов никуда не деться. Остается быть особенно внимательными и осторожными в зимнее время года.