Комитет по транспорту Государственной думы РФ готовит поправки к закону «О безопасности дорожного движения» и Кодексу об административных правонарушениях, отменяющие сухой закон для водителей. Шокирующую инсайдерскую информацию передал газете «Аргументы недели» источник в комитете, пожелавший остаться неизвестным. По его словам, норма содержания этанола в крови будет возвращена к дореформенным 0, 3 промилле или, возможно, уменьшена до 0, 2 промилле, – так или иначе, обязательных нулевых показателей больше не будет. Поправки могут быть рассмотрены Госдумой уже в этом году.
Такой шаг назад, по словам источника, вызван скорее имиджевыми соображениями для России: дело в том, что наши законы вступили в противоречие с международными, в частности – с Венской конвенцией о дорожном движении, определяющей, что в организме любого человека имеется некоторое естественное количество этанола. Согласно ст. 8 Конвенции, допускается наличие алкоголя в крови водителя в объеме до 0, 8 г чистого алкоголя на 1 л крови, или 0, 4 мг на 1 л выдыхаемого воздуха. При введении этой нормы зарубежные законодатели руководствовались исследованиями Всемирной организации здравоохранения, которая пришла к выводу, что такое содержание алкоголя в крови не влияет на координацию, моторику и внимание водителя.
Интересно отметить, что это противоречие было предано огласке далеко не вчера. Еще летом прошлого года, практически сразу после того как президент подписал закон «О внесении изменения в ст. 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», в Конституционный суд РФ обратились почти одновременно два адвоката: казанец Лаврентий Сичинава и челябинец Лев Воропаев. Оба они требовали вернуть законодательство к прежней норме, допускающей наличие алкоголя в крови водителя, поскольку новая норма отчасти противоречит ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей высшую ценность гражданских прав, и ч. 4 ст. 15 Основного закона, которая провозглашает приоритет норм международного права перед национальными законами. В качестве норм международного права приводилась как раз Венская конвенция. Однако в конце октября 2010 года иски обоих юристов были отклонены в связи с несоответствием обращения требованиям закона «О Конституционном Суде РФ». Тем не менее, как можно понять по реанимации этого довода, он не прошел незамеченным для законодателей.
Источник в комитете назвал еще одну причину возможной отмены сухого закона – высокую коррупциогенность этой нормы в то время, как борьба с коррупцией в рядах МВД и конкретно ГИБДД набирает обороты. Интересно, что и этот довод уже звучал ранее. Например, в начале октября прошлого года новый закон публично раскритиковал не кто-нибудь, а глава комитета Государственной думы по безопасности Владимир Васильев. Он также рассказывал о естественном фоне алкоголя в крови, об опасности для водителей проходить проверку после употребления кваса или кефира и в заключение провел эксперимент на себе. Он выпил полстакана кваса живого брожения, и тест на алкоголь показал содержание алкоголя в крови В. Васильева на уровне 0, 021 промилле. Тогда депутат признал, что Дума переборщила и может отменить этот закон.
Однако на пути общественных и думских инициатив стоит практически непреодолимое препятствие в лице президента РФ Дмитрия Медведева. Дело в том, что «сухой закон» – его личное детище: президент начал разрабатывать его еще в 2009 году, готовя стратегию повышения безопасности на транспорте, и собственноручно внес на рассмотрение законодателей. Переубедить Медведева могли бы только печальные цифры дорожной статистики, но на этом фронте в России все действительно благополучно. На этой неделе глава ГИБДД В. Кирьянов отчитался, что за минувший год число «пьяных» ДТП сократилось на 4%, а число погибших в них – на целых 15% (при том что закон был подписан лишь 23 июля, а значит, фактически работал меньше шести месяцев). Поэтому необходимо признать, что перспективы думского комитета по транспорту «протолкнуть» отмену закона весьма туманны.