По данным, представленным в письме президента союза автостраховщиков в адрес министерства экономического развития правительства РФ, в результате начального этапа действия новых правил техосмотра автомобилей удалось, значительно увеличить число пунктов проведения технического осмотра, сократив тем самым многочасовые очереди автовладельцев.
Так, число пунктов проведения техосмотра выросло, более, чем в полтора раза с 2014, насчитывающихся к началу 2012 года, до 3289 по состоянию на начало февраля 2013 года. При этом, несмотря на, казалось бы, позитивные результаты реформирования системы, правительство получило предложение вернуть проведение техосмотра вновь под контроль государства.
Стоит напомнить, что новая редакция закона о проведении технического осмотра автомобилей стала действовать с 1 января 2012 года. До этого момента вопрос проверки технического состояния автотранспорта находился в компетенции органов ГИБДД, чьи сотрудники выдавали талоны техосмотра. С вступлением в силу нового закона с 2012 года заниматься проверкой технического состояния автомобилей имеют право и компании частного бизнеса, прошедшие аккредитацию и получившие лицензию оператора техосмотра в российском союзе страховщиков. При этом закон предусматривает, что до 2014 года частные операторы и пункты техосмотра ГИБДД будут функционировать на рынке совместно, а вот, начиная с 2014 года на рынке должны остаться только лишь частные операторы. Из нововведений стоит отметить и то, что пресловутый талон техосмотра, за отсутствие которого автовладелец подвергался административному наказанию, заменён на диагностическую карту, которую "привязали" к полису ОСАГО. Так, без наличия карты оформить договор страхования "автогражданки" не получится.
Мнение специалистов
Главными целями, которые преследовались реформой системы техосмотра, являлись сокращение массовых очередей в пунктах проведения техосмотра и, конечно же, снижение уровни коррупции в данной сфере. Как показал анализ первого года реализации реформы, первую проблему действительно удалось побороть. С увеличением числа пунктов техосмотра и началом действия новой процедуры проведения техосмотра, которая теперь расписана практически по минутам, очереди автовладельцев сократились. И это подтверждает высокопоставленные чиновники из Минэкономразвития.
Естественно, что идеальной ситуация с прохождением техосмотра не стала. Как отмечает вице-президент союза автостраховщиков, С. Никитина, многие отечественные автомобилисты по старинке пытаются действовать при прохождении технического осмотра в обход, не осознавая до конца суть реформирования.
Что касается второго аспекта, ради которого затевалось реформирование, то, по мнению многих специалистов, уровень коррупции в отрасли не только не уменьшился, но и значительно вырос. Так, по словам генерального директора некоммерческого партнёрства "Союз предприятий технического осмотра" Игоря Волчека, из менталитета российских граждан очень сложно искоренить расположенность тягу к игнорированию и нарушению установленных правил. По мнению специалиста, немало страховщиков реализуют полисы ОСАГО без подтверждения предварительного прохождения техосмотра:
"Недобросовестные страховщики, после выдачи полиса ОСАГО передают соответствующую информацию о нужном автомобиле "прикормленному" оператору ТО для того, чтобы тот внёс нужные данные в реестр транспортных средств, которые прошли техосмотр". Игорь Волчек уверен, что подобная ситуация будет сохраняться до тех пор, пока государство не обретёт контроль за частными операторами пунктов техосмотра. Ведь на сегодняшний день какого-либо контроля не существует вообще. Порочная ситуация провоцирует небольшие компании, пытающиеся работать честно, к закрытию, ведь выдержать конкуренцию при таких обстоятельствах практически невозможно. Правда, российский союз автостраховщиков наделен полномочиями приостанавливать действие лицензий операторов - нарушителей. При этом проводиться проверки могут и на основании жалоб автомобилистов на работу того или иного оператора. Так, в вышеуказанном письме президента союза автостраховщиков указывается, что в течение 2012 года РСА проверил 74 операторских пункта в более чем сорока регионах страны. По результатам проверок временно закрыты 19 пунктов, из которых тринадцати удалось быстро устранить нарушения и вернуться к работе.
Мнение чиновников правительства РФ
Кроме союза автостраховщиков, проверками на рынке обязательного автострахования после начала реформирования системы техосмотра занимались и государственные контролирующие органы. Так, результаты проверок Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) показали, что не менее 10% полисов ОСАГО продаются без предварительного прохождения владельцами машин техосмотра. При этом стоит отметить, что заниматься проведением проверок ФСФР стала после участившихся обращений в правительство РФ операторов техосмотра о нарушениях страховщиками установленных правил. Результатами мероприятий стали штрафы страховых компаний - нарушителей на общую сумму в 6 млн. рублей.
Однако подобные данные выглядят весьма сомнительными, ведь по данным коллективной жалобы, которую направили осенью 2012 года ряд операторов технического осмотра автотранспорта вице-премьеру И. Шувалову, курирующему в правительстве России рынок страхования, порядка 90% водителей не проходят процедуру техосмотра, приобретая страховые полисы. Как заявил правительственный чиновник, правительство поручило МВД разработать комплекс мероприятий проверочного характера в отношении деятельности страховых компаний. К началу 2013 года по инициативе министерства внутренних дел, закрыло несколько десяткой интернет - ресурсов, рекламирующих услуги по приобретению полисов ОСАГО в обход техосмотра.
Кроме того, по словам руководителей аппарата правительства и профильных ведомств, их сотрудники лично выезжали на собственных автомобилях для прохождения техосмотра, чтобы объективно оценить сложившуюся ситуацию. Несмотря на выявление немалого количества нарушений, официальные представители правительства РФ считают, что ситуация с проведением процедуры техосмотра после старта реформы значительно улучшилась. По их мнению, раз в цепочке прохождении техосмотра не участвуют чиновники, коррупционная составляющая устранена. Кроме того, услуга стала заметно дешевле. А проблему тех водителей, которые хотят обойти закон, получив полис "не выходя из дома", можно решить силами правоохранительных органов.
Что в итоге?
Таким образом, ситуация с проведением техосмотра и получением полиса ОСАГО сложилась совершенно абсурдная. Правительство во всеуслышание заявляет, что инициированная президентом страны и реализуемая в настоящее время реформа удалась и уже даёт положительные результаты. А вот эксперты рынка расценивают реформу полностью провалившейся и принесшей, в основном, негатив. Исчезновение же очередей в пункты ТО, эксперты увязывают не с увеличением таких пунктов и упрощением процедуры прохождения техосмотра, а с тем, что к операторам попросту никто не едет.
Купить диагностическую карту сегодня не составляет труда, а в ряде случаев, как указывалось выше, страховщики - нарушители обходятся при выдаче полисов и вовсе без диагностических карт. Борьба органов МВД и ФСФР с нарушениями малоэффективна, ведь суммарные штрафы в несколько миллионов рублей являются каплей в море, в сравнении с многомиллиардными доходами страховых компаний.
Ситуация в Архангельской области
Не стала исключением ситуация с проведением реформы техосмотра и выдачи полисов ОСАГО и в Архангельской области. Одно из печатных изданий города Котласа - газета "Двинская правда" неоднократно поднимала проблему проведения техосмотра и последующего получения полиса по вновь установленным правилам. При прохождении станцией техосмотра аккредитации в российской ассоциации автостраховщиков от будущего оператора требуются лишь документы, подтверждающие наличие необходимого оборудования и технических экспертов в штате. Проверок самих пунктов на предмет соответствия таким документам не проводится. Этим воспользовались предприимчивые представители компании ЗАО "Техосмотр", располагающей рядом пунктов техосмотра во многих российских регионах. В то время, пока другие организации ожидали получения заветных талонов, ЗАО "Техосмотр" давным-давно ими располагало, а в реестр операторов по проведению техосмотра было занесено, аккурат 01.01.2012 года.
На деле, приехав по адресам пунктов техосмотра ЗАО "Техосмотр", в Котласе, водители не обнаруживают никаких диагностических линий, вместо которых свои двери радушно открывает офис одной из самых крупных в регионе страховых компаний, где получить технический талон о прохождении ТО и полис ОСАГО можно без проблем. Кстати, именно скандальная ситуация с ЗАО "Техосмотр", как считается, стала причиной того, что в отставку подал президент российского союза автостраховщиков П. Бунин. Правда, президиум союза пока отставки не принял, но на 20 марта назначено проведение общего собрания членов союза автостраховщиков.