Наступившая в Хакасии жара традиционно заставила рабоче-крестьянское население республики задуматься о смысле жизни, глядя в открытое окно душной "маршрутки" на проносящийся мимо "Лексус". Так было, есть и будет...
Впрочем, сейчас разговор не о классовом антагонизме, раздирающем капиталистическое общество. В то время, как все пассажиры "маршруток" Хакасии разделились на тех, "кому жарко", и тех, "кому дует", наш корреспондент решил выяснить, на чем конкретно возят нас радушные водители, а также на чем больше шансов доехать в намеченный пункт.
Рикши пригородного
назначения
На подходе к абаканскому автовокзалу вашего покорного слугу окликнул мужчина, облаченный в традиционный шоферский "прикид" в виде брюк неопределенного возраста, жилета "а-ля Анатолий Вассерман" и кепки, похожей на те, в которых бейсболисты "Техас Рэйнджерс" выиграли чемпионат США 1961 года. Предложил мужчина проехать в Черногорск за определенную сумму денег, что, в общем-то, и не удивило – таких предложений на вокзале можно выслушать великое множество. Правда, в руках у "бомбилы" была тележка, на которой обычно перевозят ручную кладь, с металлической ручкой и на колесиках. Эта деталь, признаться, смутила: возможно, в Хакасии уже сказано новое слово в транспортном бизнесе, и рикша домчит вас в соседний город дешево и с ветерком. А, дабы не изменять истине "в хозяйстве все пригодится", решили для перевозок использовать старые чемоданы на колесах.
Если серьезно, то до рикшей мы пока не доросли, тем более, что и расстояния российские требуют уж очень выносливых носильщиков. Неизвестно, существуют ли в природе такие вообще.
На самом деле в пригородных перевозках работают два вида транспорта: автобусы и микроавтобусы. Несмотря на старания злопыхателей, порочащих честь отечественного автопрома, по-прежнему среди микроавтобусов самой популярной маркой является "Газель". Средний возраст "Газели" на абаканском автовокзале – приблизительно пять лет: самые старшие – 2004 года выпуска, а есть почти "свежие" автомобили, 2010-2011 года.
Впрочем, год выпуска точно так же, как и пробег, применительно к "Газели" не столь важны, потому что главные особенности этого автомобиля видны сразу, с момента его изготовления. К примеру, журнал "За рулем" провел краш-тест: в "Газель" посадили водителя и шестерых пассажиров. Тест показал: при ударе с перекрытием 40% на скорости 54 км/ч очень сильно пострадали все седоки, при этом двое практически на 100% – трупы и двое – в предсмертном состоянии. Из пассажиров наибольшие и не совместимые с жизнью травмы получили те, которые сидели непосредственно перед сдвижной дверью. Меньше всего же травм получил пассажир, сидевший в задней части салона. Жуть!
Кроме того, каждый, кто хоть раз ездил в маршрутной "Газели", не даст соврать: комфорт пассажира и автомобиль автозавода имени Горького – понятия, если можно так выразиться, не очень совместимые.
Водители "маршруток" скепсиса по поводу аварийной опасности "Газели" не разделяют: при мощном ударе точно такие же травмы получили бы пассажиры, скажем, микроавтобуса "Ford" или любого другого. По поводу комфорта "народной маршрутки" водители только повздыхали, а также пообещали, что "Газели" 2011 года – последние новые, которые будут передвигаться по хакасским дорогам с пассажирами на борту. Тенденция видна уже и сейчас: первой маркой, которая стремительно вытесняет "Газель", становится немецкий "Mercedes". Водители чуть ли не с сожалением говорят: "Люди решили, что "Газель" не годится, а на "Мерседесах" удобнее ездить". Словом, если не придумает "ГАЗ" очередного шедевра, быть нам заполоненными.
Самым старым микроавтобусом на автовокзале, который удалось найти, была "Toyota Hiace" 1991 года рождения, работающая по маршруту "Абакан – Белый яр". Хозяин, он же действующий водитель, расхваливал авто, что в сказке про "такая корова нужна самому": мол, автобус самый что ни на есть отличный, "Мерс" и "Форд" рядом не ездили даже, а про "Газель" так и вообще говорить нечего.
Для пенсионеров — з... ись!
Пригородные автобусы – в основном, "Пазики". Хвала разуму, но самое ближнее расстояние, куда это чудо техники возит пассажиров, — село Боград. "Пазики" есть новые 2011 года, а есть не такие старые, то есть 2007-2008 года выпуска, однако выглядящие так, будто им лет 30, то есть откровенно ржавые.
Водители "пазитронов" утверждают, что срок службы этого автомобиля — не больше пяти лет, после их, как правило, меняют.
Впрочем, есть на вокзале и гораздо более старые "Пазики", их немного, но все же присутствуют: к примеру, автобус 2002 года выпуска ездит в Минусинск.
– У меня автобус 2007 года, потом хозяева мне новый будут покупать. Тоже "Пазик". Это для тебя он, может, плохой, а для пенсионеров — з... ись! – рассказал водитель сорского автобуса.
В самом деле, альтернатив "Пазику" не так много. Особенно немного их предлагает отечественный производитель. 40-местный автобус производства Курганского автобусного завода на автовокзале в Абакане был замечен в единственном экземпляре и на фоне многочисленных азиатских аналогов выглядел экзотикой.
Сам завод едва не погиб в ходе недавнего кризиса, но мы прекрасно помним старые "Кавзы", отдаленно напоминающие "Фердинанд", в котором Глеб Жиглов и Володя Шарапов наводили ужас на преступность. Оправившись после финансовых неурядиц 2008 года, "Кавз", начал выпуск автобусов нового образца: в Абакане катается авто 2010 года выпуска.
Водитель "курганского чуда" при виде фотоаппарата вскричал: "Ой, не фотографируй, я тебя боюсь". Видимо, управлять русским автомобилем по-прежнему не слишком почетно.
Междугородное сообщение отдано на откуп азиатским производителям: большая часть автобусов марок "Hyundai", "KIA", "Sang Yong". Русским здесь, похоже, не место. Опровергая слова коллег о том, что автобус после пяти лет использования можно списывать, водители "стайеров" презентуют свои авто: этот "Hyundai" ездит с 1999 года, из них около пяти – по России, а этот "Sang Yong" – с 2000-го. Многие из таких автобусов смотрятся не плачевно, конечно, но "видавшими виды", как минимум. По крайней мере, то, что касается кузова. Водители автобусов в общем и целом разделяют философию всех отечественных автолюбителей: пусть машина и старая, но ездит исправно, с русской все равно не сравнится, а внешний вид неказистый по нашим дорогам — так это вообще очень логично, не жалко зато.
– На таких автобусах ездить можно, я не жалуюсь, а то, что касается поломок, то они, конечно, будут, если дверью хлопнул и пошел, а если крутишь его постоянно, то он и ездить будет.
Вполне справедливо сразу вспомнилось, как во время недавней поездки в Красноярск ваш покорный слуга всеми силами пытался "покрутить" пассажирское кресло, дабы привести его в нужное положение, однако вредное приспособление так и не поддалось, поэтому пришлось просто "выйти и хлопнуть дверью", правда, через четыреста с лишним километров в позе йога-любителя.
Формации
Тот факт, что водители вынуждены возиться со своими аппаратами, аки дети неразумные с конструктором, поневоле возвращает к мысли о смене формаций, озвученной в начале. Социализм, или вернее, совок, все еще борется с наступающим капитализмом. Получается весьма любопытная субстанция: комфорт пассажиров, которые, на секундочку, платят деньги, пока явно не во главе рейтинга условий, стоящих перед перевозчиками, а водители автобусов при виде кружащего в небе самолета по-старинке говорят, мол, топливо по путевке расходует. Это социализм. Капитализм еще проще: комфортабельные немецкие автобусы ездят туда, где это приносит деньги, а вот для пенсионеров — ржавые "Пазики". На итоговую победу капитализма, а главное — поражение "советского" как бы намекает надпись на железном баке у автовокзала. Так и написано там: "Про... л ты свою краску, Ильич".