Дискомфорт и скандалы в общественном транспорте – тема старая, и, по мнению многих, в плане возможного решения – бесперспективная. Мол, изменить в этом деле ничего нельзя. Но мы-то продолжаем ездить в маршрутках. Поэтому поиск компромисса между водителями и пассажирами, которые находятся в одном транспортном средстве и преследуют при этом совершенно противоположные цели, наверное, никогда не потеряет актуальности.
В «час-пик» в общественном транспорте трудно рассчитывать на получение положительного заряда эмоций
На прошлой неделе все без исключения бердянские СМИ рассказали об эпизоде, когда монтировка едва не стала последним аргументом в конфликте между одним из водителей и пассажиром. Кстати, в этом случае дело дошло до заявления последнего в горотдел милиции.
Автора же этих строк на желание пообщаться с представителями служб, регламентирующих процесс пассажироперевозок в Бердянске, натолкнул почти анекдотичный случай, непосредственным свидетелем которого я стал. Во время недавней поездки две совершенно незнакомые женщины, пользующиеся правом льготного проезда, передали водителю по одной гривне – каждая свои деньги. Им полагалась сдача – по 25 копеек, но водитель отдал 50-копеечную монету одной из них со словами: «У меня мелочи мало – сами как-нибудь разберетесь».
Естественно, возмущениям женщин не было предела. Но, слава Богу, пошумели немного, разобрались между собой и дальше поехали спокойно. В этот раз спокойно. Но ведь нередко случается и по-другому.
Пассажиры жалуются на водителей…
– Вполне объяснимо, что конфликтные ситуации, которые возникают между водителями маршрутных такси и пассажирами, вызывают наибольший общественный резонанс, – отмечает исполняющий обязанности заведующего сектором транспорта, связи и энергосбережения исполкома Александр Бельчев. – Однако в структуре обращений жителей преобладают вопросы, которые касаются внешнего вида транспортных средств. Людей очень часто интересуют моменты, связанные с количеством пассажирских мест, наличием ступенек, внешним видом и санитарным состоянием микроавтобусов. И нужно отметить, что в этом плане предприниматели достаточно активно стараются улучшить ситуацию. В текущем году они приобрели 15 новых маршруток. Причем в большинстве своем это хорошо зарекомендовавшие себя «Руты».
Также много жалоб связано с организацией перевозок в час пик. Бердянцы просят на это время сокращать периодичность движения транспорта и увеличивать его вместимость. Особенно это касается маршрутов №№ 9,21, 17, 4,4-1, 4-3.
– Самые популярные маршруты, естественно, являются и самыми проблемными, – продолжает Александр Бельчев. – Конфликты тут случаются гораздо чаще. К сожалению, нельзя отрицать, что культуры поведения некоторым нашим водителям не хватает. Особенно неприятно, когда это отражается на людях пенсионного возраста. Мы разбираемся по каждому отдельному факту, обязываем предпринимателей проводить беседы со своими работниками, иногда рекомендуем наказывать водителей. В общем, стараемся делать все, чтобы скандалов было как можно меньше. Хотя стоит заметить, что ежегодное количество обращений жителей города в наш сектор остается примерно на одном уровне.
Водители жалуются на пассажиров…
Александр Бельчев подчеркнул, что было бы совершенно неправильно утверждать, что конфликтные ситуации в общественном транспорте происходят только по вине водителей.
– Просто водители находятся на рабочем месте, и в данном случае, естественно, у них гораздо больше обязанностей, чем у пассажиров. И если по какому-либо поводу начинается спор, то они, в первую очередь, должны постараться не допустить того, чтобы он перерос в скандал. Но иногда водителей тоже можно понять. К примеру, заходит в салон группа из 5-8 подвыпивших людей, которые шумят, выражаются, при этом отказываясь платить за проезд. Любого человека поставь в такие рамки – как он себя поведет? Или же некоторые называются льготниками и пытаются проехать то ли бесплатно, то ли за полцены, не предъявляя никаких подтверждающих документов. Естественно, это путь к конфликту, – отметил он.
Именно последним фактом часто возмущаются перевозчики. По различным источникам, от 50 до 70 процентов бердянцев, пользующихся общественным транспортом, – льготники. Часть из них по каким-либо причинам не считает нужным предъявлять водителям соответствующие документы. К примеру, некоторые их просто хранят дома, чтобы не потерять. Часто случается и так, что женщины, которые то ли недавно вошли в пенсионный возраст, то ли получили группу инвалидности, просто стесняются этого факта и пытаются на словах доказать свое право на льготный проезд.
Кроме того, в последнее время участились случаи, когда неизвестные подростки, в основном в темное время суток, бросают камни в окна движущихся маршруток. Преимущественно это случается в районе улицы Морозова. По словам специалистов отдела транспорта, только за два неполных осенних месяца зарегистрированы три таких эпизода. В одном случае частный предприниматель был вынужден отправить транспортное средство на ремонт.
Благодарят нечасто, но от души…
– Естественно, в наш сектор поступают и просьбы отблагодарить, в том числе и через СМИ, некоторых водителей и предпринимателей, – отметил Александр Бельчев. – Может, это и не так часто происходит, как хотелось бы, но все равно приятно. Поводы различные: вежливо отнеслись к пожилому человеку, лишний раз остановились и т. д. Бывали случаи, когда водителям приходилось оказывать медицинскую помощь пассажирам, которым становилось плохо. Работников нашего сектора отмечают, когда на линию выходит новый вместительный транспорт.
А как в других городах?
Понятно, что скандалы в общественном транспорте – отнюдь не уникальное явление, которое наблюдается только в Бердянске.
Так с месяц назад в Симферополе водитель, у которого при последующей экспертизе установили присутствие алкоголя в крови, выбросил из своего транспортного средства престарелого мужчину.
В Запорожье дракой закончился эпизод, когда шофер отказывался везти стоящих пассажиров.
И «на закуску» о случае, произошедшем на прошлой неделе в Луганске. Депутат местного совета после многочисленных жалоб в отдел транспорта решил лично выяснить ситуацию на одном из самых проблемных маршрутов. Он некоторое время пересаживался из одного автобуса в другой. В какой-то момент между одним из водителей и пассажиром возникла ссора. Депутат решил примирить стороны и предложил всем успокоиться. Слово за слово – и всеобщий гнев перебросился на народного избранника. Тот, к слову, подлил масла в огонь, сообщив о своем статусе, который особым уважением в народе не пользуется. В итоге депутата чуть не избили, и на следующем заседании Луганского горсовета он высказал свое возмущение данным фактом, но при этом отметил, что вопросами взаимоотношений между водителями и пассажирами должны заниматься те, кому это положено по службе.
В общем: водители и пассажиры, будьте взаимно вежливы!
Жаловаться можно с 8 утра
Информацию о работе частных маршрутных такси, об интервале их движения можно получить в секторе транспорта, связи и энергосбережения исполкома по телефону 4-71-94 с 8.00 до 17.00. Претензии на качество перевозок также принимаются по этому номеру