Первый квартал 2013 года отметился активной нормотворческой деятельностью в сфере, касающейся правил дорожного движения и некоторых других вопросах, связанных с владением и управлением транспортными средствами. Казалось бы, ещё не утихли бурные обсуждения по поводу запрета или разрешения минимально допустимого показателя наличия алкоголя в крови, как членами Совета Федерации был подготовлен и направлен в Государственную Думу проект закона, значительно ужесточающий наказание за двукратное и более превышение скорости. И вот стало известно, что в недрах ГИБДД разработан и представлен на дальнейшее рассмотрение Административный регламент исполнения государственной функции по регистрации транспортных средств.
В настоящее время этот документ является проектом, предусматривающим правила исполнения органами ГАИ государственной функции, касающейся регистрации авто и мототранспортных средств, а также прицепов к ним. Проект регламента включает в себя ряд любопытных новелл. По словам официальных представителей МВД, главным нововведением является оптимизация и упрощение применяемой процедуры регистрации транспорта. Так, в пресс-службе ГИБДД отмечают, что представленный проект призван в значительной степени оптимизировать процесс по регистрации авто- и мототранспорта, уменьшив документооборот и сократив количество проводимых административных процедур. Тем самым разработчики надеются существенно снизить временные затраты, как сотрудников МРЭО, так и обратившихся граждан. Новая редакция регламента учитывает изменения не только отечественного законодательства, но и международных норм права - подчёркивают в автомобильно-дорожном ведомстве МВД.
Основные моменты проекта
Сегодня владелец автомобиля по своему желанию имеет право продажи автомобиля с уже имеющимися номерными знаками, предварительно не снимая машину с учета. Однако такая процедура не слишком востребована, да и действует только в границах одного субъекта России. С принятием нового варианта Административного регламента, гражданин получит возможность по приобретению автомобиля не снятого с учета, с последующей его регистрацией в нужном регионе. Такая норма объясняется необходимостью непрерывного наличия регистрационного номера у автомобиля.
Другим важным новшеством является то, что по предложению самих представителей автомобильной инспекции, поставить автомобиль на учёт можно будет не только по месту регистрации его нового владельца, а в любом территориально подразделении МРЭО по всей стране. Правда, подобная свобода действий предлагается только для физических лиц. Юридических лиц, оформляющих на себя автотранспорт, ограничивают при постановке его на учёт рамками соответствующего субъекта федерации. По словам одного из высоких федеральных чиновников автоинспекции, граждан решено не ограничивать рамками места их проживания, поскольку, нередки случаи, когда автомобиль приобретается и в последствие используется в другом регионе, отличном от места постоянной регистрации его владельца. И для того, чтобы, человек, например, проживающий в Нижнем Новгороде, но работающий или обучающийся в Москве, купив машину, не должен был гнать купленный автомобиль для его регистрации, обратно домой, проект новых правил разрешает ставить автомобиль на учёт в любом месте страны. При этом, автомобиль получает номерные знаки того региона, в котором будет осуществлена регистрация, а в единой федеральной электронной базе автоинспекции будет указано постоянное место проживания его владельца. В дальнейшем, эксплуатация такого автомобиля будет производиться без дополнительных действий по регистрации, а необходимость в получении автовладельцем транзитных номеров, практически полностью отпадет. Транзитные номера потребуются только, если продажа автомобиля влечёт его выезд за границу. Решен вопрос и в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства. В этом случае предусматривается регистрация автомобиля на ограниченный срок.
Четыре часа на всё
И хотя разработчики проекта Регламента декларируют его, как "революционный" документ, имеющий целью сократить продолжительность бюрократической тягомотины, которая неразрывно сопровождает процедуру регистрации автомобилей в любом из регионов страны, тщательно изучение проекта документа показывает, что никакой "революции" в этой сфере нет. Речь и идёт об установлении обычных "человеческих" правил проведения регистрации автомобилей. Если регламент заработает на деле, то обычного автомобилиста будут ожидать определенные плюсы.
Так, помимо исключения границ регистрации автомобиля внутри страны, проект позволяет владельцу машины не снимать её с учета перед продажей в подразделении ГИБДД. А необходимые изменения в базу данных будут внесены при постановке на учёт автомобиля новым владельцем. Среди других, обращающих на себя нововведений, стоит отметить уменьшение времени, предусмотренного для того, чтобы полицейские выполнили возложенные на их обязанности по регистрационным действиям.
В случае если новый документ заработает, с момента предоставления в окошко инспектору всех необходимых документов до момента получения новых номерных знаков на автомобиль не должно проходить более двух часов. Регламентирует проект и организацию работы регистрационных подразделений ГИБДД. Предписывается, чтобы работа МРЭО, вне зависимости от его территориального нахождения, была налажена таким образом, чтобы, обращающиеся к инспектору по вопросу регистрации автомобиля граждане не тратили в очереди более двух часов времени.
Таким образом, при наличии необходимого комплекта документов, с момента приезда владельца автомобиля в МРЭО для его регистрации, до момента получения новых "номеров" не должно пройти более четырёх часов. Подтверждением того, что время, проводимое в ГИБДД автовладельцами, желающими зарегистрировать свой автотранспорт, станет меньшим, является то, что новый Регламент, наконец - то четко определяет перечень необходимых документов, предоставляемых в регистрационные подразделения Госавтоинспекции. Другая новелла исключает требование в наличии соответствующих отметок военных комиссариатов в документах на регистрацию автомобиля юридических лиц.
А вот период времени, в течение которого, новый владелец машины должен зарегистрировать свою покупку в ГИБДД, предлагается увеличить с нынешних пяти суток до десяти. Этим разработчики проекта планируют уменьшить очереди людей, спешащих поставить на учет свои автомобили.
Стоит отметить ещё одно любопытное нововведение, заключающееся в требовании по обязательной постановке на учет транспорта, временно ввезенного на территорию Российской Федерации. Руководство ГИБДД предлагает вариант, при котором, временно возимый на территорию России автомобиль должен быть поставлен на временный учет с получением временных российских номерных знаков. В этом случае, на автомобиле можно будет ездить по стране относительно длительный период времени, в течение которого, иностранные регистрационные знаки будут храниться в автоинспекции. По окончании определенного срока ввоза машины в Россию "родные" номера попросту вернут хозяину автомобиля.
Новое - недовведенное до ума старое
Все инициативы дорожных полицейских, которые при разработке нормативного акта впервые сделали шаг на встречу автовладельцам, несколько облегчив процедуру регистрации автомобиля, выглядели бы здорово, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что назвать представленный проект Административного регламента новым документом нельзя. Подобные нормы были озвучены чиновниками в полицейской форме ещё в мае 2012 года, когда на официальном сайте министерства внутренних дел РФ появилась информация о разработанном документе, "облегчающим жизнь автовладельцев" (mvd.ru/news/item/153132/). Тот документ содержал всё те же предложения, основными из которых являлась возможность регистрации автомобиля в любом регионе страны, независимо от проживания владельца авто, а также сокращения времени на осуществление всех регистрационных процедур.
Более того, впервые предложения о предоставлении права постановки купленного автомобиля на учёт в любом из подразделений ГИБДД по всей России, без привязки к регистрации владельца такой машины, высокие чины ГИБДД заявляли еще в далеком 2009 году. Остаётся непонятным, почему же документ до сих пор не принят в какой-либо из редакций и почему, руководство Госавтоинспекции выдаёт уже известный проект документа, как свои новые инициативы?
Ситуация в Архангельской области
Что касается Архангельской области, то проблема с регистрацией автотранспорта в регионе может и не самая острая по стране. Однако, как показывают опросы автовладельцев, для того, чтобы пройти всю процедуру с постановкой автомобиля на учет с момента его покупки и до момента выдачи номерных знаков, в лучшем случае, потребуется потратить целый день. Особенно много нареканий у автовладельцев областного центра на то, что для регистрации автомобиля нужно обратиться в местный МРЭО не в удобное для владельцев автомобиля время, в течение рабочего дня, а занять очередь у входа в ГИБДД с раннего утра, задолго до открытия.