Правда, что Mercedes-Benz Gelandewagen (от нем. Gelandewagen – автомобиль повышенной проходимости) был и остается самым правильным внедорожником и не зря стоит на вооружении армий двух десятков стран мира.
Правда и то, что он занимает первые позиции по надежности – 80% всех выпущенных с 1979 г. гелендвагенов до сих пор в строю. Но оказывается, что такие замечательные качества, как надежность и проходимость, можно довести до запредельного совершенства.
Почти год ушел у Александра на то, чтобы превратить настоящий армейский «кубик» в мощный спортивный внедорожник соревновательного уровня. Но это того стоило. Хозяин автомобиля, уже не раз покорявший бездорожье, твердо решил сделать Мерс соучастником в своих офф-роудных приключениях. Когда приходится сражаться за километры в условиях непроходимых трасс, стандартной заводской комплектацией не обойдешься – требуется серьезная подготовка.
В нашем случае G-wagen подвергся столь масштабной модернизации, что от первоначального варианта осталась только часть внешней оболочки. 80 % работы взял на свои плечи киевский тюнинг-центр BTR – известное ателье по подготовке оффроудеров к жестким условиям эксплуатации. Остальное доделывалось уже в Виннице. Все работы в основном упирались в двигатель, коробку, мосты и редуктора – над этим потрудились особенно серьезно. Начали с того, что «гелик» избавился от лишнего веса – все ненужное попросту срезали и выбросили. Далее нарастили мышцы.
Первоначальный бензиновый карбюраторный двигатель объемом 2.3 л заменили на специально доработанный 606 «мерседесовский» атмосферный дизель. Теперь он запросто, без турбины, раскручивается до 5 500 об/мин. Нехватку тяги восполнили заменой главных пар в редукторах. На место штатных поставили редукторы с пониженным передаточным числом 6,18. Коробку передач тоже заменили – на ее месте стоит новая от грузового Volkswagen LT. Следующий этап – бодилифт и лифт подвески. Ее подъем повлек за собой развороты мостов и замену карданных валов, которые изготовили по спецзаказу на киевском заводе.
Изменения в самой подвеске свелись к замене амортизаторов. Теперь здесь стоят спортивные раллийные амортизаторы на жидком азоте, дающие возможность регулировать дорожный просвет. Тормозные трубки установили бронированные, как говорится, «на века»: вначале поменяли только передние, но когда на одном из соревнований родная «кубиковская» трубка не выдержала и порвалась, заменили и задние. В новые залили специальную тормозную жидкость с температурой кипения 320 градусов. Как известно, колеса – это 90% успеха на бездорожье. И чем они больше, тем очевиднее этот успех. Поэтому доработке подвески Мерс подвергался с учетом будущего колесного размера.
А он предполагался быть ни много ни мало – 37-й. Выбор пал на всесезонные и суперпроходимые ProComp X Terrain – фаворитов серьезных трофи-рейдов. Их принудительную подкачку, необходимую при смене дорожных условий, осуществляет сам водитель, а встроенные в кузов три ресивера постоянно поддерживают 10–12 атм. для быстрого поднятия давления в шинах. Далее последовало стандартное усиление защиты днища, всех агрегатов и двигателя.
Когда достигнут неплохой дорожный просвет, и колеса отменно вгрызаются в грязь, иногда не хватает самой малости, чтобы выбраться из болотной жижы и зависнуть на опорной поверхности. Потому без блокировок реальных параметров проходимости достичь практически невозможно. В «кубике» стоит жесткая блокировка всех четырех колес. Если хотя бы одно колесо цепляется – машина лезет без вопросов. Теперь преград, которые Мерсу не под силу, – практически нет.
В грязь – так в грязь, в горы – так в горы. Вопрос герметизации при прохождении бродов решили установкой шноркеля (внешнего воздухозаборника) и выводом вентиляции мостов, коробки и двигателя выше предполагаемой ватерлинии. А выхлопная труба, которой тоже незачем черпать воду, оснащена специальным клапаном. Для преодоления болотных хлябей и канав хозяин «гелика» держит специальные сенд-траки – металлические плиты длиной 1,4 м для выстилания колеи.
Но уж если G-wagen по уши засел в грязи – выручают две лебедки ComeUP, смонтированные на силовых бамперах. Тяговое усилие у обеих – 9,5 т, но передняя с герметичным блоком управления и более скоростная, сматывает со скоростью 19,2 м/мин., тогда как задняя – только 9 м/мин. Кевларовые троссы, одетые на лебедки, выдерживают усилие на разрыв до 6 тонн.
Ну а на крайний случай, когда бессильна даже лебедка, на помощь приходят специальные якоря, которых у Мерседеса тоже пара – один для сухого грунта, другой для болотного месива. Последней заменой был тент, поскольку родной был изрядно потрепан.
Крыши как таковой у «кубика» сейчас нет – просто две трубы. Отказавшись от жесткого кузова, пожертвовали безопасностью, но выиграли в весе.
В салоне тоже царит минимализм, из нововведений – кресла Pilot, спасающие позвоночник от вибрации, и камера заднего вида – без нее тяжело. С собой на «дело» владелец берет только самое необходимое для выживания в экстриме – бензопилу, топор, большой огнетушитель, хорошую радиостанцию.
Есть у эктремального гелендвагена одна недоработка – не выставлен каркас безопасности, но для этого машину надо везти в Киев. Да и со светом хозяин «гели» пока не определился. Но это уже мелочи, которые не мешают запускать навороченный офф-роудер в боевые условия. В прошлом году в 3 этапе 36-часового GPS-ориентирования Gorgan Trophy в Закарпатье он имел все шансы занять третье место, если бы не пара штрафных очков. Ну а в городских условиях этому мастодонту бездорожья делать нечего, при невозможности уцепиться за рельеф машина, разогнавшись, становится неуправляемой. Поэтому на своих четырех передвигаться не приходится – имея ширину колесной базы 2,10 м, «кубик» ездит с комфортом на специально изготовленном для него лафете, поскольку в стандартный с шириной 1,90 м попросту не входит.