Была еще надежда, что они прорвутся через несплошной пока фронт противника. Поэтому маршал С. К. Тимошенко приказал остаткам соединений и частей 38-й армии сосредоточиться в районе Решетиловки, а для прикрытия южных подступов к Полтаве перегруппировать в междуречье Псёл а и Ворсклы 169-ю и 226-ю стрелковые дивизии из 6-й армии. Однако они опоздали с занятием обороны у Старых Санжар и у Полтавы.
До 17 сентября к западу от Ворсклы прибыли лишь передовые отряды этих дивизий, главные же их силы еще находились восточнее реки. Тем временем возрастала угроза Полтаве и с северо-запада. Передовые отряды 3-го моторизованного корпуса противника повернули от Миргорода на юго-восток, угрожая отсечь наши войска у Решетиловки и ворваться в Полтаву с запада.
В связи с этим маршал С. К. Тимошенко приказал 142-й танковой бригаде, действовавшей в составе 5-го кавкорпуса, снять с позиций на р. Псёл у Белоцерковки 12 тяжелых танков для разгрома передовых отрядов 3-го моторизованного корпуса.
Учитывая меньший штатный состав
Необходимое же превосходство над противостоящим врагом не было создано вследствие того, что тогда в наших войсках еще не научились решительно массировать силы и средства на узких участках прорыва и по-прежнему распыляли их на широком фронте. Этому способствовало и отсутствие в армии единой ударной группы.
Дело в том, что в полосе от Гремячьего до Воронежа действовала вражеская группировка в составе десяти пехотных и двух танковых дивизий, имевшая значительные средства усиления и поддерживаемая крупными силами авиации. Противостоявшая же ей 38-я армия насчитывала, как уже показано, четыре стрелковые и три кавалерийские дивизии, шесть стрелковых бригад и три танковых корпуса.
Учитывая меньший штатный состав наших соединений по сравнению с вражескими, не трудно увидеть, что общее соотношение сил и средств было в лучшем случае равным.
Причем для участия в Землянской наступательной операции привлекалось немногим более 80 тыс. человек, около 1800 орудий, минометов и реактивных установок, а также 409 танков.