Основоположник учения о коллективном бессознательном, Карл Юнг, прилежно изучавший парадоксы пространства-времени незадолго до кончины в 1961 году пришел к выводу, что переносы физических тел за горизонты событий нынешних, то есть в прошлое и будущее - не так уж редки.
Феномен этот ученый метко назвал играми с реальностью, когда сами их участники далеко не всегда осознают то, что были вовлечены в фантастические события не во снах, а наяву. Дабы убедиться в том, что мэтр аналитической психологии в умозаключениях и оценках ничуть не ошибался, обратимся к коллекции «золотых фактов», иллюстрирующих то, что отдельные представители человечества мало-помалу осваивают реалии иных времен и пространств.
Факты, расположенные в хронологической последовательности, примечательны тем, что прошли всесторонние экспертизы специалистов - физиков, математиков, психиатров, историков, этнографов. Признаны соответствующими действительному положению вещей. Заверены нотариально.
Зима 1950 года на Аляске была особенно снежной. Катанием на коньках и лыжах увлекались и взрослые, и дети. Потому в окрестностях города Кетчикан был возведен ледовый дворец с крутыми горками и катками, который никогда не пустовал. Видимо оттого событие, произошедшее там 14 января, когда время-пространство произвольно несколько раз менялись местами, наблюдали около тридцати человек. Джура Канн, наставница юных конькобежцев, двумя днями позже под присягой показывала, что мощные дуговые лампы, освещавшие каток, вспыхнув сине-голубым светом и загудев, взорвались. Наступившая кромешная тьма длилась недолго - полторы-две минуты. Каток залило солнце. Да и каток уже не был катком, потому что на его месте теперь раскинулось то ли озеро, то ли болото, поросшее огромными тропическими папоротниками. Дышать из-за «давящей» влажности, мгновенно сделавшей одежду мокрой, было трудно.
Фантастический водоем был обитаем. В нем неподвижно застыли животные-монстры.
Точно такие, как рисуют в книгах доисторической зоологии. Складывалось впечатление, что великаны отлиты из серого воска. Но если животные казались не живыми, искусственными, то вода, в которой они стояли, жила, бурлила, выбрасывала фонтаны грязи и пахучего сернистого газа. «Представление» закончилось, как только в воздухе раздались звуки огромных хлопающих крыльев, щелкающий клекот, и над водою пронеслись гигантские когтистые ящеры. Они, как показалось Джуре Канн, и вернули действительность ярко освещенного катка. Взрослые и дети, сгрудившись, принялись выспрашивать друг друга, кто что видел.
Эти «перекрестные допросы» трижды прерывались короткими «бросками» в доисторические времена. Доктор Стив Грейден, собирающий и изучающий документы, свидетельства участников событий в ледовом дворце, пару лет назад на пресс-конференции в Анкоридже заявил, что «ни о каких коллективных галлюцинациях говорить не приходится. Все очевидцы дали детальное описание событий, совпадающее в деталях, не выходящее за рамки этих деталей». Как же это понимать? Некоторые исследователи, персонифицируя Время, полагают, что оно делами отзывается на скрытые либо явные мысли и желания людей».
Тогда возможно невозможное, чему в дважды, в 1955 и 1965 годах, «вопреки явным хотениям», был подвергнут преуспевающий коммивояжер Эрксон Горике, много путешествовавший, побывавший везде, кроме Норвегии и ЮАР. Первую и вторую мечту он с интервалом в два десятилетия сделал явью, убедившись, что явью является то, что здесь он прежде точно бывал, «о чем сам не помнит, но помнят те, с кем подружился и завел деловые связи, когда пространство и время лихо шутили». Шутки и впрямь иначе чем лихими назвать трудно. Ведь когда Горике прилетел в Осло, то, не зная города, попросил водителя такси отвезти в отель не слишком дорогой, приличествующий репутации солидного делового человека.
Таксист доставил его в крохотную гостиницу «Стела», расположенную на окраине пихтового леса. Горике, любящий целебный запах хвои, поблагодарил водителя за столь удачный выбор. Когда юноша-прислужник внес чемоданы в холл, он был крайне удивлен приемом, оказанным клерком регистратуры. Обратившись к Горике по имени, выказав радость повторным визитом, клерк осведомился, как поживают жена и трое дочерей.
И супруга коммивояжера, и дети были названы по имени. Сразу у вновь прибывшего постояльца окрепло ощущение, что он уже бывал здесь, и пребывание было весьма приятным. Не выказав недоумения, ответив любезностью на любезность, Эрксон направился в комнату, в которой, по словам клерка, останавливался прежде. Затворив за собою дверь, он, словно прозрев, убедился, что обстановка комнаты знакома ему в мельчайших подробностях. Мучиться в догадках не пришлось. Выразить почтение явился хозяин отеля, господин Штамерт. Сердечно пожал руку и пригласил отужинать, повторяя, что рад возвращению старого приятеля, что не менее рада будет супруга, которую в прошлый приезд Горике очаровал.
Эрксону пришлось снова не выказывать удивления. Единственное, чем он поинтересовался, так это тем, куда подевалась старинная дубовая кровать, и почему кровать другую, модерновую, отодвинули от окна, переместив к стене противоположной. Господин Штамерт, умилившись тому, что, несмотря на бесконечные разъезды, приятель отлично запомнил месторасположение мебели в его гостинице, пояснил, что от старой кровати избавились, так как она тяжела и неподъемна при уборке комнаты, полы в которой три раза в день натирают хрупкие горничные. Касательно того, что кровать убрали от окна, он сказал, что при сильных здешних ветрах, в окно порой изрядно задувает, и, чтобы не простужать уважаемых постояльцев, новую кровать переставили к стене, еще для верности утеплив рамы. Эрксон, не сдержав эмоций, воскликнул: «Похоже, я и впрямь бывал в Осло! » Сочтя эту выходку за шутку, господин Штамерт подыграл ему: «Вот об этом вы спросите вашего друга и компаньона, господина Милянски. Его я часто встречаю. Он, кстати, и сказал, что ожидает, как было условлено, вашего появления со дня на день».
Встреча с Милянски была полна сюрпризами. Компаньон с ходу уведомил, что ему удалось выгодно продать все пятьдесят китайских фарфоровых сервизов, которые любезный Эрксон оставил для реализации в прежний свой приезд. Разыграв забывчивость, коммивояжер попросил напомнить, что это за фарфор. Милянски ответил, что один некомплектный сервиз все же остался, и на него можно взглянуть. Эрксон, у которого при виде чашек и блюдец внутри похолодело, убедился, что сервиз, действительно, из партии эксклюзива, закупленной им три года назад - на коробке стояли его инициалы. Бизнес есть бизнес. Компаньоны подписали очередной контракт. Эрксон стал наведываться в Осло довольно часто, то и дело встречаясь с людьми, которые узнавали его, но которых, как казалось, он встречал впервые.
Подобные несуразные приключения с некоторыми вариациями повторились в столице ЮАР Претории. Желая разобраться в хитросплетениях этих чудес, Эрксон Горике, как по заказу, наткнулся на пахнувшую нафталином, однако не утратившую актуальности датированную 1917 годом серию статей о так называемом Варгдоре - мифическом персонаже, «специализирующемся» на переносе людей и вещей в другие эпохи, страны, даже планеты. Статьи, вышедшие из-под пера Вире Иексена, издателя «Норвежского журнала физических исследований» полностью удовлетворили коммерсанта, припомнившего некоторые странные события, предвещавшие начала метаморфоз с пространством-временем. Значит, сказка о Варгдоре - не совсем сказка или совсем не сказка. Варгдор в норвежском фольклоре олицетворяет нелинейное, капризное, причудливое течение времени, заносящее героев бог весть куда.
В роли участников игр с реальностью могут выступать не только земляне. Обитатели иных миров тоже иногда оказываются заложниками глобального Времени, о чем свидетельствует недавняя сенсационная археологическая находка в египетской Долине царей, когда рядом с «нормальной мумией французские ученые нашли мумию нетипичную». Рост более двух метров, уши, нос отсутствовали. Рот без языка, ще-левидный, «растянутый в кривую улыбку». Рядом лежал до блеска отполированный диск, покрытый какими-то письменами и изображениями звездных систем. Но если диск был изготовлен из нержавеющего металла, то «доспехи» мутанта, уложенные в гробнице рядом, были сделаны из жаропрочной керамики и проеденного ржавчиной железа. Возглавивший экспертизы необычной мумии известный биохимик Жан Люк Дюрме, по учебникам которого занимаются студенты европейских и американских университетов, высказал твердое мнение, что органическая структура мумифицированного существа приспособлена для жизни на планете с иными, нежели земные, условиями. Как этот «человек» попал на Землю, приходится гадать. А вот погиб он от отрицательных, несовместимых с его биологией, факторов атмосферы нашей планеты. То есть - задохнулся. Ученый выдвигает гипотезу, что инопланетянин стал жертвой неудавшегося эксперимента с временем-пространством. Погиб, был обожествлен и погребен землянами с царскими почестями.
Что и говорить, подарки, подносимые временем, даже не удивляют, они шокируют. Не напрасно летописец игр с реальностью Джон Кил справедливо заметил, что год за годом с удивительной регулярностью повторяются необычные манипуляции со временем. Мы располагаем определенным числом сообщений о пропавших людях, которых, похоже, поглотило время, а не какая-либо другая сила.