Игорь Эльгардт — главный врач областного кардиологического диспансера, Заслуженный врач РФ. Кроме того, он же — председатель Еврейской национально-культурной автономии Тверской области, председатель комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести, член Тверского клуба Ротари, а также комиссии по здравоохранению, экологии, демографии и здоровому образу жизни.
Игорь Абрамович показался мне человеком неспешным, с тонким, не бросающимся в глаза чувством юмора, обладающим здоровой самоиронией и здоровой же самоуверенностью. Образец человека, все про себя понимающего и прекрасно знающего, куда двигаться самому и вести следующих за ним. Именно у таких людей, как правило, все получается и успевается — быть незаменимым на работе, востребованным как общественный деятель и находить время удовлетворить свои эстетические потребности посещением, скажем, филармонии. Встретить любимую женщину, прожить с ней 35 лет и вырастить троих детей.
— Я встретил ее в какой-то общей компании и влюбился, будучи уже немолодым человеком — мне было двадцать семь лет, — совершено серьезно говорит Эльгардт. — Наши трое детей уже взрослые — дочь пошла по моим стопам, учится в тверской медакадемии на четвертом курсе. Средний сын хорошо поет — поехал учиться вокалу в Санкт-Петербургскую консерваторию. Старший тоже врач, он более всех нас проникся религией и выбрал для себя более глубокое соблюдение веры и ее традиций и сейчас живет в Иерусалиме.
О себе Игорь Абрамович говорит как о человеке общительном, с крепкой нервной системой, неплохом кулинаре, но бесполезном в хозяйстве в плане «починить», чего, впрочем, ни мало не смущается. Признается, что всегда стремился быть активным участником жизни в качестве единицы общества, приносящей пользу людям. Как экстраверт, легко загорается энтузиазмом, но легко и остывает, когда новое явление изучено.
— Когда в Твери стали появляться различные клубы, движения, это было нечто, несущее в себе определенную свободу, еще незнакомое нашему обществу. Так я одним из первых вступил в Ротари-клуб. Но все-таки, чем бы ни увлекался, я, прежде всего, позиционирую себя в качестве врача, так как все-таки наибольший круг интересов вращается вокруг этой моей ипостаси.
Прежде всего, я — врач…
В обозримом прошлом в роду Эльгардтов докторов не было, так что Игоря Абрамовича — если еще и внуки пойдут по его стопам — можно считать зачинателем династии. Склонность к врачеванию дала знать о себе еще в детстве, когда в частном доме на улица Бебеля он держал цесарок, разводил кроликов и индюков. Между прочим, страна, возможно, имела бы неплохого ветеринара, будь в то время подходящий вуз, где можно было бы овладеть специальностью. Впрочем, медицина привлекала моего героя как таковая, без принципиальной поправки на видовую принадлежность пациента.
Из мединститута Эльгардт выпустился терапевтом, поехал по распределению в Торжок. Первые уроки школы жизни врача получил в интернате для престарелых, где ему долгое время довелось работать. То, какой след в сознании молодого врача оставил этот период, точнее всего отражают слова, сказанные тогда моим героем самому себе.
— Наблюдая обстановку, судьбы, взаимоотношения постояльцев интерната, я поклялся, что мои родители никогда не узнают, что такое дом престарелых. Очень тяжело было смотреть на лица содержащихся там стариков — чаще всего это люди, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, не всегда благополучно существовавшие до того как попали в интернат, кто-то просто остался один. И практически для каждого пребывание там было большой психологической травмой, особенно тяжкой, когда переживать ее приходится под конец жизни…
Уже отработав после института четыре года, Игорь Абрамович продолжил обучение в ординатуре по направлению терапия и кардиология. Как кардиоревматолог был распределен в четвертую районную больницу. С этого момента кардиология доминирует среди профессиональных предпочтений моего героя, он начинает заниматься ей более серьезно. Десять лет приходилось дежурить в кардиореанимации. Одновременно подрабатывать в нескольких местах, в какой-то момент даже в цирке — «медврачом», как называлась там его должность. И, как у любого, наверное, медицинского работника — от студента до опытного специалиста — есть в биографии Эльгардта и период работы на скорой. Там под руководством и опекой докторов старой закалки, прошедших еще военные госпитали, молодой врач научился самообладанию и умению сказать нужные слова в нужный момент, в нужной интонации. Ведь иногда сказать даже самые простые слова стоит очень больших усилий.
— После опыта работы с пожилыми людьми и на скорой я повзрослел гораздо быстрее, чем если бы не знал этой стороны жизни, — говорит Игорь Абрамович. — Пройдя такую школу, можно либо ожесточиться и стать безразличным к чужой боли, либо вырасти в настоящего врача, который понимает, что он — тот человек, на которого возложена миссия помогать, что именно на него возлагают последнюю надежду, которую он обязан оправдать. Только покуда человек жив, можно все исправить. Поэтому мы всегда должны бороться до последнего.
…а потом руководитель еврейской общины
Эльгардт считает, что любой человек, родившийся в том или ином религиозном поле, должен поддерживать традиции своей веры. Уверен, что Бог один, а множество религий создано лишь для того, чтобы людям разных национальностей было удобнее воспринимать Его, ведь каждая нация обладает уникальным менталитетом. Десять лет назад, когда Игорю Абрамовичу предложили возглавить еврейскую общину, он нашел эту деятельность крайне интересной и с характерным ему энтузиазмом занялся ею.
— Так исторически сложилось, что после разрушения Второго храма (в 70 году н.э., после чего евреи были изгнаны из Иерусалима — прим. автора) евреи рассеялись по миру, и теперь нет практически ни одной страны, где не проживало бы какое-то количество представителей этой нации. Они хорошо адаптировались в странах, где оседали, принимали местную культуру, но вместе с тем никогда не изменяли своим национальным особенностям и религии.
Эту неспособность иудеев к ассимиляции Эльгардт называет совершенно необъяснимой особенностью, которую не могут разгадать ни исследователи, ни философы. На протяжении пяти тысяч лет своего существования иудаизм остается одной из самых стойких религий мира.
Тверское еврейское сообщество ведет свое начало лишь с 40-х голов прошлого века. Именно благодаря этой национальной черте — умению держаться сообща — верующие не оставили традиций, собираясь в домах друг друга в отсутствие официального прибежища. Став председателем общины, Игорь Абрамович со товарищи вернули городу синагогу, построенную еще в 1913 году и более семидесяти лет использовавшуюся не по назначению. Работа, ведущаяся под его началом, представляет собой не только организацию и проведение национальных торжеств и мероприятий, но и вполне осязаемую помощь. Около пятисот человек — пенсионеров, пожилых людей, оставшихся без поддержки родных — регулярно получают помощь в виде продуктовых пакетов.
— Любая община — это, прежде всего, то место, где можно вернуться к истокам, куда всегда можно обратиться за помощью. И даже синагога предназначена не только для молитвы — обряды, как выяснилось, можно совершать и дома. Сюда можно просто придти пообщаться с раввином, посоветоваться или поделиться проблемой. В Торе, которой руководствуются служители синагоги, на самом деле расписаны все те законы, по которым живет современное общество, они лишь адаптированы под новые реалии. Так что ничего нового со времен Христа люди не изобрели. Весь смысл в том, чтобы объяснять значение этих законов с малых лет, когда у человека только складывается картина окружающего мира.
Напоследок я оставила вопрос, задавать который было вроде как и неловко, но мнение узнать интересно. Слово «еврей» в какой-то момент стало нарицательным, человеку этой национальности приписывались хитрость, изворотливость, жадность, расчетливость. Распространению этого стереотипа благоволили и народные байки, и анекдоты, и персонажи кинофильмов. Я спросила своего собеседника, что думает он на этот счет.
— Я думаю, что нет плохих национальностей, есть плохие люди. Как, например, те, что устраивают акты вандализма на еврейских могилах. Конечно, меня не может не трогать это, но я отношусь к подобным проявлениям спокойно. Когда был суд, и меня спросили, какую меру наказания помимо законной я хотел бы применить к этим людям, я сказал: никакой. Мне искренне жаль их, они неадекватно воспринимают жизненные ценности, и при таком отношении к окружающему миру жизнь сама обязательно накажет их. Бог, так или иначе, расставляет по своим местам.