«Несомненно, современная медицина достигла огромных успехов в оказании экстренной медицинской помощи», - говорит Александра Тодд, доктор философии, автор книги «Близкое противостояние: культурный конфликт между врачами и пациентами». «Пациентки жалуются на безличное отношение врачей, озабоченных только технической стороной лечения», - отмечает она. Д-р Тодд, которая в течение двух с половиной лет изучала взаимоотношения гинекологов и их пациенток, сообщает, что большинство женщин, с которыми она беседовала, давали низкую оценку качеству получаемой ими медицинской помощи. «Хотя они часто с благодарностью упоминали об отдельных врачах и медицинских работниках среднего звена, у них имелся большой опыт отрицательного общения, оставившего чувство глубокого недовольства», - отмечает она.
Нельзя сказать, что сейчас нет замечательных врачей. Чтобы определить качества идеального врача, д-р Мангелз обследовала работу более 200 частнопрактикующих специалистов, к которым за более чем 20-летний период не было никаких претензий. В ходе другого исследования она беседовала с членами семей более 250 пациенток, чтобы выяснить, почему они обращались с жалобами на своих врачей. Полученные результаты послужили дополнительным материалом для создания образа идеального врача. Помимо желания иметь сочувствующего и компетентного врача, женщины хотели, чтобы их врач был учтивым и обходительным и находил время отвечать на их вопросы.
В наши дни женщины хотят, чтобы к ним обращались как к равным по интеллекту, замечает д-р Джонсон. «Они говорят своим врачам: «Это мое тело, я знающий человек, я читаю, я слушаю, я любознательна, и я пришла к вам, чтобы получить совет».
«Нет ничего хуже, чем врач, который ведет себя так, как будто не может поверить, что вы способны задать такой вопрос, - полагает д-р Мангелз. - Никому не понравится, если его принимают за глупца».
«В обязанности каждого врача входит сообщать пациенту информацию, чтобы он мог участвовать в принятии решения», - настаивает д-р Джонсон. «Причем врачам не следует использовать медицинский жаргон, - добавляет д-р Мангелз. - Во всех случаях, но особенно в ситуациях, когда под угрозой оказывается сама жизнь больного, врачи должны сообщить подробные сведения о болезни, о различных существующих способах лечения и последствиях лечения», - предупреждает она.
Д-р Джонсон добавляет: «Женщины не хотят, чтобы врачи говорили им: «Пусть вас это не беспокоит. Предоставьте мне позаботиться о вас». В наши дни пациенты хотят получать информацию, чтобы принимать участие в выработке решения».
Как это выглядит на практике?
Одна молодая мама рассказывает, что педиатр, наблюдающий ее сына, всегда привлекает ее к участию в процессе диагностирования. «Он говорит: «Посмотрите внутрь этого уха. Видите, какое оно розовое и хорошее? Теперь посмотрите в это. Видите, какое оно покрасневшее?» Или он показывает мне налеты в горле моей дочки, - продолжает она. - Каждый раз, когда я обращаюсь к нему, я ползаю урок по медицине, и мне это очень нравится».
Пациентам необходимо знать, что если они обращаются к врачу, то могут рассчитывать на ответные посещения врача. Это свидетельствует о действительной заинтересованности врача в скорейшем выздоровлении больного. Одна женщина рассказывала, что во время болезни ее дочки (у той был гепатит), врач посещала их фактически каждый день, чтобы проследить, насколько успешно идет выздоровление. «Я была чрезвычайно тронута таким вниманием», - признается она.
Женщины ценят, когда врачи не заставляют их долго ждать. Опросы неизменно показывают, что многие пациенты не переносят многочасового ожидания в приемной. Одно из исследований, выполненное в Спокане, штат Вашингтон, организацией, занимающейся сбором статистических данных по женскому здравоохранению, показало, что женщины спокойно ожидают приема только в течение примерно 20 минут после назначенного им времени. Если приходится ждать больше, они очень нервничают.
Одна из женщин рассказывает, что сменила гинеколога, потому что обычно в его приемной приходилось сидеть не меньше 45 минут. «Может быть, я продолжала бы наблюдаться у него, если была бы уверена, что он тщательно проводит осмотр, - говорит она. - Но он два раза нажмет на грудь, несколько минут потратит на все остальное, и это все. Если у меня возникали вопросы, на которые мне необходимо было получить ответ, я чувствовала его раздражение».