Второй этап WRC 2012 года стартовал несколько необычно. Впервые в истории современного ралли была проведена квалификация. Она заменила традиционный шейкдаун. По итогам квалификации пилот, занявший первое место, получит приоритет при выборе стартовой позиции. Лучшим в квалификации стал гонщик Ford Яри-Матти Латвала, он опередил своих соперников на полсекунды. Вторым стартовую позицию выбирал Микко Хирвонен. Тройку лидеров замкнул Отт Тянак. Естественно, что все лидеры постарались занять места во второй десятке, чтобы не расчищать трассу перед другими участниками.
Гонка стартовала вечером в четверг. Но единственный спецучасток, который пилоты преодолели в первый день, можно было назвать скорее символическим – дистанция составила 1,9 км. Рисковать никто не стал, главной задачей был спокойный финиш. Лучшим по итогам первого спецучастка стал пилот теперь уже частной команды MINI Дани Сордо. Лучшим из заводских пилотов был Себастьян Леб, отставший от Сордо на 1,2 секунды и занявший 4-ю позицию.
По-настоящему Ралли Швеции началось лишь в пятницу, когда участники чемпионата вывели свою технику на заснеженные шведские трассы. И уже после первого пятничного допа лидировавший до этого Дани Сордо потерял первую позицию. Ее перехватил Мадс Остберг. Однако на третьем СУ активизировались гонщики заводских команд и достаточно быстро оставили позади частников. Микко Хирвонен выиграл 4-й и 5-й спецучастки и занял лидирующую позицию. Вторым вполне мог оказаться его напарник. Но Себастьян Леб получил десятисекундный штраф за поздний выезд из сервисного парка, поэтому на второй строчке протоколов значился Яри-Матти Латвала.
После обеда место действия ралли переместилось в Норвегию, по территории которой прошли три спецучастка. Поначалу пилоты Citroen смотрелись представительней своих соперников. Леб и Хирвонен выиграли СУ 6 и 7 соответственно, но потом удача отвернулась от французской команды. Сначала Себастьян Леб на первых километрах седьмого спецучастка вылетел в сугроб и потерял 2 минуты, пытаясь выбраться оттуда, затем Микко Хирвонен проиграл более 20 секунд на СУ9 и серьезно отстал от лидера. Этими неудачами воспользовался Яри-Матти Латвала, возглавивший гонку по итогам второго дня соревнований. Его напарник по Ford, Петер Солберг, значился на третьей строчке, уступая еще и Микко Хирвонену. А Леб, хоть и поднялся на четыре строчки после своей ошибки, уступал лидеру более двух минут. При таком раскладе рассчитывать на продолжение победной серии французу не приходилось. Однако эти проблемы кажутся совсем несерьезными, если сравнивать их с неприятностями Дани Сордо. Испанец из MINI вылетел в сугроб на СУ8, в результате его радиатор забился снегом, что привело к перегреву двигателя. Гонку решено было не продолжать.
В отличие от пятницы, суббота выдалась достаточно спокойной. Яри-Матти Латвала продолжал наращивать отрыв от Мико Хирвонена, выиграв 4 из 8-и спецучастков дня. Третьим на протяжении всей субботы оставался Петер Солберг. Еще одна небольшая неудача настигла Леба. В попытках хоть как-то отыграться за досадную ошибку, Себастьян потерял еще 20 секунд в сугробе. Тем не менее перед финальным днем этапа он значился уже шестым.
Последний день соревнований принес еще меньше неожиданностей. Лишь Петер Солберг уступил Мадсу Остберг третье место. Яри-Матти Латвала выиграл еще три спецучастка. Что до Power Stage, то здесь свое взял действующий чемпион мира. Победа на финальном СУ и три бонусных очка стали ложкой меда для Себастьяна. Также бонусные очки получили Солберг и Латвала. Леб по-прежнему сохраняет лидерство в личном зачете, опережая своего напарника и двух пилотов Ford. В зачете производителей лидером остается Citroen с преимуществом в 10 очков над Ford.
С таким раскладом гонщики отправятся в Мексику, где их ждет третий этап. Однако стоит помнить, что участие в выездных этапах примут не все команды, главные действующие лица наверняка обеспечат нам первоклассное зрелище.
Остается неопределенной ситуация с телевизионным освещением этапов чемпионата мира по ралли. После расторжения контракта с компанией North One Sport, которая являлась промоутером чемпионата до января нынешнего года, WRC остался без поддержки. Ни к чему не привели переговоры с Eurosport, который так и не стал новым промоутером. В итоге организаторам этапов чемпионата мира было предложено самостоятельно искать способы телевизионного освещения гонок. На ралли в Швеции эта проблема была успешно решена, но уже после финиша гонки FIA попросила организаторов гонок приостановить переговоры с телекомпаниями. Очевидно, что у Федерации появился вариант решения этой проблемы. И, скорее всего, о нем в ближайшее время будет заявлено официально.
Получила продолжение история о проблемах команды MINI. Еще до начала чемпионата было немало разговоров о трудностях команды и том, к чему они могут привести. И вот теперь эти проблемы начали реально влиять на жизнь коллектива. По официальной версии, озвученной для прессы, Prodrive не смогли обеспечить команде необходимое финансирование, и, как результат, формально команда прекратила участие в чемпионате, сохранив за собой 26 заработанных в Монте-Карло очков. Однако заводской статус получил другой, только что созданный, коллектив – WRC Team MINI Portugal. Что до бывшей заводской команды MINI, то они, избавившись от обязательств перед FIA провести как минимум семь этапов (в том числе 2 выездных), сразу отказались от участия в ралли Мексики и начали подготовку к португальской гонке уже в статусе частной команды.
Несмотря на доминирование команды Citroen в последние годы, ралли Швеции остается для французской команды крепким орешком. С 2006 года лишь представителям Ford удавалось победить в этой гонке. Не стало исключением и нынешнее ралли. Яри-Матти Латвала после неудачи Леба без особых сложностей довел гонку до победы, продолжив традиции скандинавского этапа.
О трассе:
Ралли Швеции стало первым этапом чемпионата 2012 года, прошедшем на снежном покрытии. После переменчивых условий ралли Монте-Карло в Швеции состояние дорожного покрытия предугадать было достаточно легко. За четыре дня гонки пилоты преодолели без малого 350 километров по территории Швеции и Норвегии. Дистанция была разделена на 24 спецучастка. Самым длинным из них –27,07 км – стал СУ Mitanderfors, открывавший программу пятницы, а по самому короткому – Hagfors Sprint, длиной всего 1,87 км – гонщики дважды проехали в субботу.