Наш лучший футбольный тренер Александр Старков «по-настоящему» не живет в Риге уже полтора года. Жизнь занесла его в Москву осенью 2004 года, когда он принял предложение возглавить выступавший тогда не очень удачно московский «Спартак».В прошедшем году Александр Петрович сделал клуб-середняк серебряным призером чемпионата России и вывел его в Лигу чемпионов.
Традициям верны
Так уж получается, что обстоятельные разговоры за жизнь, которые кое-кто называет интервью, у нас с Александром Петровичем происходят перед Новым годом. Может, потому, что всегда интересно оглянуться на пройденное, заглянуть в будущее. Старков в этом плане достаточно открыт, насколько может быть открыт публичный человек.
– Итак, Александр Петрович, год назад было опубликовано интервью с вами. И вот 2005-й остался позади. Как вы его оцениваете?
– Год был тяжелый, но успешный. Надо ведь понимать: я – тренер, лицо подневольное. Мне ставится задача, и ее надо выполнять. Поэтому я очень рад, что задачу на прошедший год выполнил.
– А задача была...
– ...по итогам года попасть в Лигу чемпионов.
– Когда перед вами ее выдвинули, как вы к этому отнеслись? Вздрогнули небось?
– Не вздрогнул, потому что был уверен, что выполнить ее реально. Другое дело, что команда у нас была еще сырая. В плане связи людей – новое руководство клуба, новый тренер, много новых игроков. В отличие от конкурентов – «Локомотива», ЦСКА, «Зенита» с их стабильными командами – у нас был неустоявшийся коллектив. И мы, в отличие от испытывавшего те же проблемы «Динамо», бюджет которого гораздо больше нашего, чего-то добились.
– Когда перед вами ставили задачу, вас выслушали? Дали время?
– Конечно. Разговор был (да и не один) конструктивным. И время давали. Но с учетом того, что у команды очень много болельщиков, а они народ нетерпеливый, время надо было спрессовать. Я очень рад, что руководство клуба – адекватные люди. Богатые, но адекватные. Или, может, раз богатые, то и адекватные ( улыбается ). Даже когда у клуба настали тяжелые времена, поддержка в его руководстве у меня была.
– Как складывались отношения с болельщиками «Спартака»?
– Да, там есть и шумные ребята, но если взять основную массу, то с ними отношения у меня складывались хорошо. Ко мне на базу в Тарасовку приходит много писем и все со словами поддержки и... советами. Текст у всех примерно такой: «Я болельщик «Спартака» 40 лет, желаю вам удачи, но...» Дальше идет перечень предложений.
Команда славян, но уже не «народная»
Так уж получилось, что в «Спартаке» играют русские, украинцы, чехи, сербы, поляк – одним словом, славяне. У них даже бразилец Моцарт имеет польские корни.
– Он из Куритибы, в которой в конце прошлого века сборная Латвии встречалась со сборной Бразилии, – продолжает Старков. – Когда мы встретились в «Спартаке», я ему об этом рассказал, и он очень обрадовался, потому что тот матч смотрел на стадионе. Такая вот судьбоносная встреча. Он, кстати, как и многие католики (Родригес, Кавенаги, Ковалевский) отметил Рождество дома. Из отпуска команда вышла 4 января. Мы решили: пусть народ отметит все праздники дома, в кругу семьи. Футболисты же как дети – нельзя одному дать попраздновать, а другому нет – обидятся.
– «Спартак» раньше часто называли «народной командой», а в ней сегодня от российского народа единицы. Об этом болельщики писали?
– Конечно, для них это очень важно. Но в первую очередь для них все же важны победы. А что касается проблемы свой-чужой, то по опросам в нтернете (они проводятся после каждого матча), например, лучшим в команде назван поляк Войцех Ковалевский. То есть патриотизм – «да», но важно еще, чтобы игрок, независимо от национальности, всего себя отдавал игре. Надо учитывать и то, что когда я пришел в команду, в ней из 25 игроков 17 были легионеры. За один год от такой пропорции не избавишься. Конечно, важно, чтобы в команде были русские игроки, доморощенные, но в один момент это не сделаешь. А игру усиливать надо. Поэтому тот, кто попал в «Спартак» волею случая, должен был уступить дорогу более сильному игроку.
И все-таки Рубин «Спартаку» помог
– Похоже, Андрей Рубин попал в клуб волею случая?
– Он попал моею волею. За это я несу ответственность. И не играет он потому, что его конкуренты все-таки сильнее. После Андрея мы взяли таких полузащитников, как Моцарт, Быстров, Ковач, и они конкуренцию усилили. Андрей обладает мастерством, характером, он профессионал, но пока им проигрывает...
– Может, с точки зрения Андрея и в интересах сборной Латвии, ему все же лучше вернуться в «Шинник»?
– Трудно сказать. Чтобы играть за сборную, он должен быть подготовлен хорошо, а для этого есть один рецепт – играть за клуб. Но, тренируясь в «Спартаке», каждодневно находясь в обстановке суперконкуренции, тоже можно расти. В 2003-м, нашем самом удачном году, в латвийской сборной все время играли Астафьев, Блейделис, Степанов, тот же Рубин, которые в английских клубах не попадали в составы на игру. Но за сборную они выдали лучший сезон за всю ее историю.
– Есть информация, что он вернется в «Шинник».
– Я читал об этом. Но, знаете, все эти трансферные разговоры... Зачастую они – вранье и провокация. В адрес игрока и обоих клубов. Поэтому я согласен с мнением, что СМИ должны отвечать за то, что пишут.
– В нтернете пишут, что вы берете двух игроков из «Палермо».
– Чепуха. Более того, два часа назад я говорил с Федуновым (хозяин «Спартака». – Прим. Г. Ш. ). Речь шла о селекции, и фамилии итальянцев не звучали.
– Что-нибудь конкретное об изменениях в составе уже можно сказать?
– Пока ничего. Идут переговоры. Позиции, которые нужно усилить, определены, есть кандидаты, но все в стадии решения проблемы. Нам нужны нападающий, полузащитник и защитник. Команду нужно усиливать все время.
– Похоже, Рубин исполнял роль такого ожидающего.
– И это нам очень помогло, потому что он всегда был готов к бою.
Личное дело
– Писали, что вы самый высокооплачиваемый тренер в России. Называли даже сумму. Как вы к такому утверждению относитесь?
– Забавно было об этом читать. Я скажу так: ни одно издание не угадало моей суммы. Может, где-то было близко к истине, но никто точно не угадал ( улыбается ). Впрочем, если так оценивают мой труд, то приятно. Это говорит об уровне моего профессионализма.
– На финал чемпионата мира собираетесь?
– Думаю, съезжу. В это время в календаре чемпионата России перерыв. Это интересно и важно с точки зрения профессионального роста. И у меня есть план, по которому «Спартак» в это время приедет для подготовки к остальному сезону в Ригу. Без тех, правда, кто сыграет за свои сборные в финале чемпионата мира.
– Живете на два дома?
– Можно так сказать. Клуб арендует квартиру. Она практически в центре города (на углу Садового кольца и проспекта Мира). Дали мне машину (джип Volkswagen Tuareg) с шофером. И это хорошо – только Москвич знает, как ездить в этом городе пробок и расстояний. (К тому же Старкову пешком ходить или на метро ездить «опасно» – очень уж популярна фигура тренера «народной команды» – фаны народ непредсказуемый. – Прим. Г. Ш. ).
Жена со мной, но частенько ездит в Ригу. Здесь сын Сергей, он тоже играет в футбол и учится в Высшей банковской школе (дочь после учебы в Англии осталась там работать). Ему 20 лет, но...
Футбольная соба ка
– Наверное, есть какая-то живность, которую тоже без присмотра не оставишь?
– Да. У нас есть маленькая собачка – йоркширский терьер. Трехлетний кобелек. Очень домашняя. Жена возила и в Москву ее. Но, по-моему, собака все-таки чувствует, где ее настоящий дом. Она с великолепной родословной. С в-е-л-и-к-о-л-е-п-н-о-й! Но мы сразу договорились, что она не будет собакой для показа. Знаете, когда дети выросли... Вообще для того, чтобы в семье была хорошая атмосфера, в доме должен быть маленький живой комочек. Но когда дети выросли, а внуки еще не подошли, то собака как бы заменяет их. Имя у нее интересное – Том. От Томмаззи. Его придумал сын, когда увидел мордочку этой собачки и вспомнил одного из футболистов итальянской футбольной серии «А». Это наш секрет.
В принципе собака свою роль в семье выполняет. Она – младшая. Она капризная. Она хорошая, но как-то я прочитал про этих собак, что если она в чем-либо напортачила, то через некоторое время вам еще придется... перед
ней и извиниться. Собственно, примерно так у нас и происходит.
Верность традиции
– Где Новый год отмечали?
– Дома с женой. Мы женаты 27 лет, и ни разу не изменяли этой традиции.
– Что вы себе пожелали на Новый год?
– Чтобы все задуманное сбылось! Как в слогане «Адидаса», в котором сказано, что «Нет ничего невозможного!».
– А задача на следующий сезон уже поставлена?
– Она прозрачна ( улыбается ). Но обычно задача руководством ставится перед первой игрой сезона. Так что ждать осталось недолго ( смеется ).