в повседневной жизни, эмоциональная поддержка, участие в активной жизни
вне школы помогают девочкам подросткового возраста противостоять стрессу.
Так утверждают шведские психологи.
Среди подростков особенно уязвимыми являются девочки. Согласно недавней статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), семь из десяти девочек-подростков страдают от стресса.
Интервью с девочками из старших классов выявило довольно сложную картину их мировосприятия. Оказалось, что им свойственно добровольно брать на себя ответственность за различные проблемы и ситуации в школе, семье и на отдыхе.
«Многие думают, что у девочек-подростков стресс связан только со школой. Однако ситуация здесь гораздо сложнее. Девочки чувствуют ответственность за разные отношения, например, за дружеские и родственные, они принимают на себя обязательства по организации досуга в социальной среде», – говорит Харальдсон. Стресс возникает на стыке ответственности и способности к решению проблем. Ситуация, когда к девочке относятся без уважения, например, может привести к тому, что изначально принятое добровольно как ответственность становится потом для нее чем-то навязанным извне. То, как у девочки строятся отношения с окружающими, влияет не только на конкретные ситуации, но и на жизнь подростка в целом.
Существуют несколько различных источников сил и оптимизма, которые помогают именно взрослеющим девочкам противостоять стрессу. Они включают в себя увеличение возможности выражения собственного мнения в повседневной жизни и получение эмоциональной поддержки. Большое и положительное влияние оказывает также активное участие в культурной и социальной жизни общества.
Родителям и педагогам нужно знать, что думают сами девочки о том, как им лучше справляться со стрессом. Это позволит им в тандеме с врачами создавать лучшие способы предотвращения хронического напряжения, считают врачи. «Необходимо распространять знания по вышеописанной схеме как можно шире. Очень важно донести до самих подростков мысль, что они действительно смогут противостоять напряжению, а также улучшить взаимопонимание со своим окружением – родителями, друзьями и педагогами», – сказала в заключение Катарина Харальдсон.