1. Начинать наработку социальной ориентации можно с торговли. Договориться с кем-нибудь из знакомых заменять его раз в неделю на какой-нибудь торговой точке. Когда вы начнете торговать, ставьте себе самому вопросы и смотрите, ищите на них ответы в ситуациях, набирайте опыт и действуйте в соответствии с ним. Вот примеры вопросов:
а) Научиться определять сколько примерно денег есть у подходящего к вам покупателя?
б) Сколько примерно денег он может отдать за покупки на вашей торговой точке (смотря чем вы торгуете)?
в) Случайно подошел этот покупатель к вашей точке или он планировал купить товар типа того, что вы продаете?
г) На что можно раскрутить данного покупателя: на то, что ваш товар первого класса, фирменный и стоит прилично, или наоборот - выставить ему ваш товар как дешевый, то есть сыграть на желании купить подешевле?
д) Если покупатель начал торговаться, вам необходимо чувствовать заранее - на какой цене вы с ним можете реально сойтись.
е) Если к вам подошла парочка, то можно искать способ, как подать товар, как разговаривать с ними, чтобы кавалер купил что-то для дамы, удовлетворяя ее желание, каприз.
ж) Если товар привлекает детей, то когда они подходят с родителями, можно сделать так, что ребенку захочется что-то купить и он уговорит маму и папу.
2. Предположим, вы попали работать в какое-то общество. Необходимо тщательно просмотреть его систему управления, отношения между всеми сотрудниками, где от кого кто в зависимости, кто и что хотел бы поменять и так далее. Для этого опять же надо задавать себе вопросы и самому искать ответы, а потом проверять на практике - правильно вы разобрались в ситуации или нет.
Возьмем пример со школой. Вы попали работать в школу учителем и хотите использовать ситуацию для набора социальной ориентации. Вам необходимо найти ответы на некоторые вопросы и проделать определенную работу по изучению законов, которыми живет и управляется данная система.
а) Узнать, прочитать и запомнить все законы, которые приняты в данном государстве относительно школ. Знать постановления, предписания министерств и все остальное.
б) Найти документы, описывающие официальные права и обязанности по работе всех членов данной иерархии: директора, зав. учебной частью, учителей, лаборантов, уборщиц.
в) Если есть профсоюзная организация или политическая партия или какая-либо духовная, идеологическая группировка, идеи которой приняты у педсовета данной школы, то необходимо изучить это течение, знать его законы и принципы.
г) Когда изучена официальная линия, вы смотрите, насколько точно ее придерживаются люди в коллективе, а потом изучаете неписанные законы данного общества: что принято, что осуждается.
д) Смотрятся конкретные позиции людей: чем реально и кем управляет директор, до чего ему есть дело, до чего нет? Каково влияние зав. учебной частью или еще какого-либо влиятельного лица вроде председателя профсоюза или главы в области принятой идеологии? Чей голос в педсовете решающий? Каковы отношения между учителями? Кто с кем дружит и кто враждует? Дружба и вражда происходят по личным или по рабочим причинам? Есть ли группировка или хотя бы компания среди учителей и как они относятся друг к другу, чего хотят, что их объединяет?
е) Кто в коллективе строго придерживается законов писанных и не писанных, а кто нарушает, ведет себя по своим личным взглядам.
ж) Кто по каким причинам держится на этой работе: одних интересуют деньги, других власть, третьих любовь к предмету и работе, четвертых - любовь к детям, привычка, страх не найти себя в другой области и т. д.
3. Особое внимание уделяется мнению детей о каждом педагоге, их к нему отношение: теплое, безразличное, отрицательное, уважительное и т. д. Дети хорошо чувствуют людей, которые их чему-то учат, и знают о них иногда гораздо больше, чем думают учителя.
4. Карьеризм - слово, обозначающее отрицательное качество в русском языке, но если представить себе человека, делающего карьеру, чтобы помочь людям с более высокого поста, хотя это бывает редко, то у карьеризма можно найти и положительные стороны. Во всяком случае для наработки соц. ориентации делание карьеры - удобная сфера деятельности. Еще можно выбивать в социуме право на организацию своей фирмы или какого-то общества; все это также помогает набрать этот уровень.
Когда поставлена задача - чего вы хотите достичь, начинается конкретный анализ:
а) Кто какое место захочет занять при перестановке на постах - кто-то ушел на пенсию и т. д.
б) Что изменится в коллективе, если директором или зав. учебной частью станет тот-то или другой сотрудник?
в) Как мне самому стать полезным начальству? Выслужиться, доказать, что я нужен и незаменим?
г) Какую работу я могу сделать, чтобы занять пост управления? За что взять на себя ответственность?
5. Предположим, вы наметили себе линию продвижения, разобрались в расстановке сим, теперь пришло время психологической работы с самим собой:
а) Какую на каком собрании взять роль?
б) Кому что когда сказать, а чего не говорить?
в) Где прикинуться простачком, а где показать силу и решимость?
г) Где быть умным, где вежливым, где не вмешиваться и т. д. ?
д) На чью сторону встать при конфликтах?
е) А если вы хотите сохранить чистую совесть, то надо наработать большую хитрость, чтобы сделать карьеру и не пройти по головам, хотя это редко у кого получается в наших современных иерархиях, потому что в период Кали-юги правление сосредотачивалось в основном в руках «черных».
ж) Давать или не давать взятки в явной или скрытой форме? Использовать или не использовать силу страха при продвижении по карьерной линии? Вот какие вопросы придется решать каждому для себя, если вы захотите делать карьеру в современных обществах.
6. Для того, чтобы добиваться у начальства каких-то действий, придется постоянно улавливать настроение начальства, хитрить, использовать артистизм и просчитывать реакции людей.
7. Короче говоря, для человека, занимающегося духовной работой, сделать карьеру в современном обществе и не нарушить природных законов - задача очень сложная. Но встречаются и другие ситуации. Предположим вас уже назначили на руководящую должность за какие-то заслуги, знания, статус или еще что-то. Тут сразу встанет вопрос - как управлять людьми? Каждый лично должен найти свои способы управления, соответствующие всей обстановке и собственному складу ума и характера.
а) Как не задеть чьих-то личных чувств?
б) Как «не наехать» на чью-то гордыню, отдавая указания?
в) Кого на какие посты расставить по их способностям?
г) Как не нажить себе врагов и вообще недовольных?
д) Как избежать скандалов и лишних сплетен о себе?
е) Какие меры применять к невыполняющим свои обязанности?
ж) Как поощрять тех, кто хорошо работает?
з) Как не растерять друзей, оставшихся ниже по служебной лестнице?
Даже не занимая какого-то поста, но зная эту должность, попробуйте представить себя в конкретном знакомом вам коллективе и решить все эти вопросы.
8. При работе с соц. ориентацией следует учитывать такие вещи как одежда, манеры, темы. Все это обычно должно соответствовать ситуации. Когда идете в социальное учреждение, лучше одевать принятые там формы одежды, т. е. костюмы строго вида, собранную отточенную, деловую одежду. Она сама по себе работает как паспорт. В социуме ценят силу, уверенность, спокойствие, осведомленность. Эти качества можно иметь реально, а можно сыграть, если их вам недостает, но вы владеете артистизмом. Здороваться, смотреть в глаза, пожимать руку, обращаться с вопросами - все это необходимо делать по социально принятым меркам, если вы хотите достичь успеха, быть принятым, быть адекватным. Рамки в социуме узкие, этикет требует делового, собранного настроя, особенно в западной Европе и Америке.
Простой пример быстрой подстройки: идут по улице двое молодых людей, о чем-то беспечно разговаривая. Им идет навстречу знакомый одного из них. Этот знакомый задумчив, собран, даже угрюм. Он занимается бизнесом, связан с блатными кругами и к шуткам не расположен, по крайней мере сейчас. Когда он поздоровался со своим знакомым из этой пары, то взглянул оценивающе на второго, а тот уже принял адекватную форму: сделал серьезное, тяжеловатое лицо, придал мышцам тела некую тигриную упругость, сузил щелки глаз и сам оценивающе уставился на нового знакомого. Подошедший почувствовал «свою» энергетику, протянул руку и принял нового знакомого «за своего», по крайней мере на первый короткий разговор.
9. Другой интересный пример, рассказанный Учителем йоги. Он как-то попал в тюрьму на пятнадцать суток. Войдя в общую камеру, он тут же пошел занимать лучшие нары, соответственно своему статусу. Необходимо было быстро поставить себя в привилегированную позицию в глазах заключенных, потому что объяснять им что-то на другом языке было заведомо бесполезно. Это действие вовсе не соответствовало внутреннему отношению йога к данным людям, но с теми, кто разговаривает на языке силы и не хочет признавать других языков, такая мера была необходима. Достаточно было показать хоть сколько-то слабинки, неуверенности, незнания местных неписанных законов и йог попал бы в разряд «шестерок», откуда потом вылезти гораздо труднее, чем сразу туда не попасть.
10. Особая форма «своего», полная уверенность, раскованность требуется, если вы хотите пройти в ресторан, где нет мест и на улице стоит очередь. Если вы хотите провести с собой еще и девушку, то этой нагловато-спокойной уверенности требуется еще больше.
11. Знание жаргона, имен каких-то боссов, имеющих вес в данном кругу, осведомленность о недавних и ожидающихся событиях данного мира - все эти вещи составляют ваш первичный портрет для входа в среду. Если это среда деловых людей - от мелких торговцев рынка до миллионеров, от мафии до правительственных чиновников, то первое, что они будут выяснять после того как вы «вошли в среду», это ваше место в их иерархии: кто за вами стоит, кто вам подчинен, какова сфера вашей деятельности.
* * *
Таким образом, работа с соц. ориентацией может проходить по следующему простому плану: вы изучаете среду, ставите себе задачу - чего хотите достичь, и двигаетесь в выбранном направлении, стараясь быстро набирать опыт понимания законов этой среды и оттачивая свое поведение, мышление, разговорную речь в соответствии с поставленной задачей. Чем больше анализа по каждой пройденной ситуации, тем скорее набирается уровень.