Не за горами осень, а с нею очередная серия выборов, которые, как известно, должны пройти 11 октября. Тверская часть этой серии невелика (судя по официальным данным, менее двадцати кампаний в нескольких городах и районах), но и у нас есть выборы, привлекающие довольно большое внимание. В первую очередь это относится к выборам главы Ржева, о которых уже вовсю идут разного рода разговоры. Ну что ж, поговорим и мы.
Список кандидатов на должность ржевского главы еще ждать и ждать, но почти никто не сомневается, что в этом списке окажется действующий мэр А.В. Харченко, 18 лет возглавляющий Ржев. А раз окажется, то выборы превратятся в своеобразный референдум с неявно заданным вопросом: неужели вам настолько тяжело живется, что вы готовы вместо хорошо известного мэра избрать какого-нибудь «кота в мешке» или даже пусть и знакомого вам, но другого человека? Обычно на подобный вопрос избиратели отвечают отрицательно, и привычный мэр остается на своем посту. И только некие форс-мажорные социально-экономические обстоятельства способны заставить граждан дать противоположный ответ. Имеют ли место такие обстоятельства в сегодняшнем Ржеве? Мне представляется, что нет. Конечно, где-нибудь в Швеции или там в Швейцарии и десятой доли ржевских коммунальных невзгод хватило бы для замены мэра, но у нас народ крепкий. Невзгоды его не пугают, а вот к возможным переменам при новой власти относится он с большим подозрением. Поэтому вероятность того, что и после октябрьских выборов А.В. Харченко продолжит трудиться на посту главы Ржева, очень и очень высока.
Но, разумеется, нестопроцентна. Поэтому есть смысл рассмотреть и те условия, при которых действующему мэру Ржева победить не удастся.
Основным таким условием может стать лишь недовольство большинства избирателей деятельностью Харченко при одновременном наличии одного-двух солидных претендентов на мэрское кресло. При этом под «солидарностью» следует понимать не факт выдвижения кандидата популярной партией и даже не просто широкую известность кандидата, а то, что трудовая биография кандидата позволяет избирателям надеяться на его успешную работу по руководству Ржевом. Если судить по перечню обсуждаемых в прессе фигур потенциальных кандидатов, то наибольшую опасность для А. Харченко представляет глава Ржевского района Александр Щетинин. У господина Щетинина и у самого есть некоторые шансы победить, а кроме того, он может, отобрав часть голосов у Харченко, помочь победить (пусть этого и не желая) кому-то третьему.
В качестве такого третьего многие называют Татьяну Астраханкину. На мой же взгляд, пока что в пользу Татьяны Александровны практически ничего не говорит. Ее былые победы на госдумовских выборах не в счет, ибо носили очень уж специфический характер. А началось все в 1993 году, когда в округе, где баллотировалась Астраханкина, явным фаворитом был один из лидеров тверских демократов В.И. Белов. Но в демкругах начались свары и в придачу к Белову появились еще два кандидата-демократа. Голоса сторонников демократов разделились, и яркая представительница КПРФ Астраханкина одержала свою первую госдумовскую победу. Примерно так же все происходило и на выборах 1995-го и 1999 года, только тогда делились не демократические голоса, а голоса приверженцев действующей власти. А вот в 2003 году одним из кандидатов от власти был выдвинут столь серьезный претендент на депутатский мандат (В.А. Васильев), что никакое деление-разделение Астраханкиной уже не помогло, и ее парламентская карьера завершилась.
И вот что интересно. С годами в Ржеве за Астраханкину стали меньше голосовать. Так, в 1999 году по округу в целом она получила почти 23 процента голосов, а в Ржеве и до 11 процентов не дотянула (у Харченко же оказалось 21,88%). В 2003 году: по округу 18,88%, а в Ржеве — 15,6% (у Харченко — 22,20%). На губернаторских выборах того же года: по области — 12,72%, а в Ржеве — 10,68% (у Харченко — 14,26%). Неудивительно, что в 2005 году на выборах в Законодательное Собрание Астраханкина предпочла баллотироваться не по Ржевскому, а по Кимрскому округу. Но и там лавров не снискала. Были и другие попытки снова стать каким-нибудь депутатом. Попытки безуспешные.
Поэтому совершенно непонятно, каким образом Т.А. Астраханкина может победить в октябре, чем она может снова завоевать сердца ржевитян. Управленческого опыта у нее нет, в качестве парламентария ничего грандиозного она не совершила, последние шесть лет на выборах — сплошные неудачи. Впрочем, чудеса иногда случаются. Вдруг и 11 октября что-нибудь чудесное и невероятное поспособствует Татьяне Александровне (например, снова разделятся голоса приверженцев действующей власти).
А вот кому никакие чудеса не помогут, так это тем, у кого главное в предвыборном багаже — выдвижение от той или иной партии. Тверская практика показывает, что кандидатам от почти всех партий факт партийности способен добавить не более одного-двух процентов голосов. Разве что кандидатам от КПРФ чуть побольше — процента три. Так что очевидно, что тем потенциальным кандидатам от КПРФ, ЛДПР и других (кроме «Единой России») партий, о которых нынче говорят, на ржевских выборах ничего не светит. Солидности в них нет.
От «ЕР» кандидат, конечно, будет солидный. Но добавит ли ему голосов его официально объявленная партийность, большой вопрос. Да и не в этом суть. Главное, чтобы представителей власти (хоть с «еэровским» флагом в руках, хоть без него) среди кандидатов было не более двух и чтобы они друг друга грязью не поливали. В противном случае вполне может даже вышеупомянутое чудо произойти.
Вот так ржевские выборные дела видятся в июле из Твери. Ну а к какому итогу эти дела придут 11 октября, решат ржевитяне.