В 1808 году, когда слоны в России еще были большой редкостью, Иван Андреевич Крылов написал занимательную басенку – "Слон и Моська". Двести с лишним лет прошло с тех пор, слоны давно перестали быть редкостью, да и мосек меньше не стало. И все так же визгливо брешут они из подворотни с единственной целью: "Пускай же говорят собаки:/ "Ай, Моська, знать она сильна,/ Что лает на Слона!"
И бог бы с ними, с этими моськами. Пускай себе и рвутся, и хрипят, слон знай "себе идет вперед и лаю твоего совсем не примечает". Да только нынешние моськи, не в пример прежним, изворотливее и хитрее стали. Что им теперь признание других собак?! Признание должно подкрепляться материально! У каждой современной моськи в наше время есть будочка под благопристойной вывеской, дабы сахарные косточки было куда впрок тырить.
Дилетанты?
Впрочем, все это лирика. Реальность же куда пакостнее, нелицеприятнее. И гадостнее от того, что в роли слонов у нас сегодня выступают те, кто старается хоть что-то сделать своими руками. К примеру, открыть и развивать свой бизнес, стать успешнее, чтобы не сидеть на шее у государства. Но моськи тоже хотят жить хорошо и красиво. Причем, особо не потея при этом. А зачем потеть, когда для этого есть слоны, облаять которых сегодня, несмотря на все призывы прекратить "кошмарить бизнес", стало едва ли не хорошим тоном.
К сожалению, за примерами ходить далеко не нужно. Сегодня Абаканский городской суд завален исками некой общественной организации "Правовед", выступающей "в защиту неопределенного круга потребителей". Вот вам и красивая вывеска, и благородная цель – защита потребителей, в нашем случае – потребителей рекламы "ШАНСА". Потому что речь – об исках к рекламодателям Нашей газеты. У "Правоведа" вдруг возникли претензии к размещенной ими в нашей газете рекламы!
Не будем спорить, защищать права потребителей, да еще и неопределенного круга лиц – хорошее и даже нужное дело. А учитывая возможный общественный резонанс – что греха таить, коммерсанты у нас никогда в особом почете не были – еще и выигрышное. На этом можно себе и имя сделать, и репутацию бесстрашных борцов за справедливость заработать. Репутация, правда, иногда с душком получается, но кто будет принюхиваться!
Нам, к сожалению, пришлось. И душок, надо сказать, еще тот. Так как иски подают на предпринимателей, которые размещают свою рекламу в нашей газете, то к делу подключился юрист "ШАНСА" Татьяна Чередниченко, которая, ознакомившись с претензиями "Правоведа", выразила сомнение в искренности намерений товарищей, его представляющих, и прозрачности преследуемых ими целей.
– Прежде всего недоумение вызывают тексты исков, требования, которые в них изложены, и их обоснования. Мягко говоря, они надуманны и необоснованны, – комментирует ситуацию госпожа Чередниченко, юрист с большим стажем и хорошей практикой. – Не знаю уж, по юридической безграмотности или наивному заблуждению, а, может быть, и искренне веря в свою правоту, отчего становится еще грустнее, эта общественная организация с таким громким названием перепутала и смешала в одно целое несколько законов, вольно их трактуя и выдергивая из них лишь те части, которые обосновывают требования, при этом то ли забывая дочитать всю статью, я уже не говорю о законе, до конца.
Приведем лишь одно требование, на примере которого даже лицу без юридического образования станет все предельно ясно. В исках указано: "...В соответствии со ст. 9 ФЗ "О защите прав потребителей" продавец обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование своей организации". На основании этого тезиса "Правовед" требует – в рекламе, размещенной в газете, должно быть указано фирменное наименование каждого рекламодателя. Однако при этом "Правовед" отчего-то упускает следующую часть этой же статьи. А далее там черным по белому написано: "Фирменное наименование должно быть размещено на вывеске организации".
– Думаю, для юристов, работающих под громким названием "Правовед", и без юридических познаний должно быть очевидным, что газета вывеской не является, – справедливо полагает Татьяна Чередниченко.
Но так полагает она. Господа "правоведы" думают иначе. И не только в этом случае.
Не будем утомлять умного читателя юридическими тонкостями остальных требований и обоснований, изложенных в исках, отметим лишь, что при рассмотрении первого иска с участием нашего рекламодателя "Правовед", осознав несостоятельность части своих требований, от них отказался. Казалось бы, юридический конфликт разрешен, все точки расставлены. Но нет! Уже по другим искам и к другим рекламодателям "Правовед" вновь заявляет эти требования. И на сегодняшний день состоялись судебные процессы еще по пяти искам.
Что это? Упрямство, юридическая безграмотность или сознательные действия, целью которых являются попытки извлечь из этого для себя необоснованные выгоды?
Бизнесмены!
Этими надуманными делами Татьяна Чередниченко вынуждена заниматься уже несколько недель. И ладно, если бы судебные разбирательства проходили в цивилизованной форме. Однако заваливающие исками суд "правоведы" при этом умудряются еще и не являться на заседания суда.
– Именно так поступают те жалобщики, у которых отсутствует четкая правовая позиция по делу, – утверждает Татьяна Витальевна. – Хотя, возможно, в этой организации хромает дисциплина? А, может, они настолько размахнулись в защите прав "неопределенного круга потребителей", что уже просто не в силах справиться? Может быть, стоит защищать права определенного круга? В этом случае и на изучение законов время останется.
А вот еще один маленький, но зато ярко характеризующий принципиальность "Правоведа" штришок. Суды, где данная общественная организация взыскивает с проигравшей стороны свои судебные издержки, а они, как пояснил Татьяне Чередниченко непосредственно представитель "Правоведа", составляют от 10 до 15 тысяч рублей, эти товарищи являются регулярно.
– Спешу успокоить рекламодателей "ШАНСА". Оснований для паники нет, – уверенно заявляет Татьяна Витальевна, – хотя понять их можно, ведь очевидно, что лицу, ни разу не сталкивавшемуся с судебной системой, эта ситуация, мягко говоря, причиняет неудобства и дискомфорт.
Но парадокс здесь заключается в том, что дискомфорт этот только для тех, кто решил продвинуть свой, уже действующий Бизнес с помощью рекламы. Заметьте, бизнес, зарегистрированный и действующий в установленном законом порядке. Чего добиваются те, кто устраивает предпринимателям столь изощренный дискомфорт, можно только догадываться.
Хотя давно известно – о чем бы вам ни говорили, речь всегда идет о деньгах!
Алексей КИРИЧЕНКО
P.S.: Информация к размышлению. Разбираясь в ситуации и представляя интересы рекламодателей, Татьяна Чередниченко столкнулась еще с одной затеей "Правоведа". Дабы "вывести на чистую воду" лиц, "нарушающих права неопределенного круга потребителей", "Правовед" устраивает групповые рейды в торговые точки Абакана с целью проверки наличия "Уголка потребителя" и содержащейся в нем информации, а также в точки общепита с целью выяснения, указано ли в меню количество калорий того или иного блюда! Если у вас отсутствует подобная информация – ждите иски или срочно исправляйте ситуацию.
СКАЗАНО!
Татьяна ЧЕРЕДНИЧЕНКО, юрист:
– Наше законодательство устанавливает, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами, злоупотребление влечет неблагоприятные последствия. Но, к сожалению, эта норма только декларируется. Так, к примеру, законодательство освобождает общественные организации и потребителей от государственной пошлины при подаче исковых заявлений в защиту своих прав. И это не может не стимулировать недобросовестных участников процесса. Только ленивый не подаст иск в суд, пусть даже без малейших шансов на его удовлетворение. Суд не может не принять иск, сославшись на то, что тот имеет вздорный характер, а требование лица, обратившегося в суд, не проследует цели получения судебной защиты. В правовых системах других стран существует такой институт, как признание обращения в суд неприемлемым. Возможно, когда нибудь и наши законодатели примут закон, который закроет дорогу в суд горе-юристам.
Радует, что сегодня все чаще встречаются решения, в которых суды устанавливают неблагоприятные последствия для лиц, злоупотребляющих процессуальными правами. Да, современные реалии создают прецеденты в отношении лиц, заявляющих необоснованные иски или неоднократно уклоняющихся от явки в судебные заседания. И хотелось бы надеяться, что наша судебная система, в том числе и Абаканский городской суд, воспримет данные судебные прецеденты как определенный ориентир для решения вопроса о надлежащем судебном реагировании на недобросовестную сторону в процессе. Я считаю, что суд, который не в состоянии найти управу на лиц, злоупотребляющих своими процессуальными правами, теряет уважение сам к себе, так как судопроизводство превращается в фарс и насмешку над правосудием.
Юридическая служба Нашей газеты всегда открыта и готова защищать своих рекламодателей. Если в ваш адрес предъявлены иски от "Правоведа" в защиту неопределенного круга потребителей по поводу размещенной вами в "ШАНСЕ" рекламы, звоните по телефону: 8-902-996-88-91, Татьяне Чередниченко.