— считает вице-президент Академии руководящих кадров при президенте Российской Федерации Анатолий ТУПИКИН
«Кадры решают все» — эта формула еще недавно была весьма популярна среди специалистов по управлению сложными структурами. Изменилось время, поменялись термины, но ее суть верна и сегодня — умелый менеджмент немыслим без умелых кадров, или, говоря иначе, без хорошо подготовленных менеджеров.
Это мнение разделяет и вице-президент Академии руководящих кадров при президенте Российской Федерации Анатолий Петрович ТУПИКИН. Его выступление на международной конференции «Региональное сотрудничество Москвы и городов стран Балтии», которая прошла недавно в Риге в МКДЦ, вызвало обоснованный интерес у латвийских бизнесменов и специалистов по менеджменту.
Мы попросили его поделиться опытом подготовки и переподготовки топ-менеджеров в стенах академии.
Бывшие премьеры готовят будущих министров
— Поскольку у нас в Латвии нет аналога вашей академии, не могли бы вы кратко познакомить с нею наших читателей?
— Наша академия по подготовке руководящих кадров создана на базе Академии общественных наук, которую в свое время окончило немало и посланцев Латвии. Они и сегодня хорошо отзываются о знаниях, полученных еще в той академии.
Думаю, что теперешняя наша академия по своему научному и преподавательскому потенциалу еще сильнее. Судите сами. Две трети преподавательского состава — профессора, имеющие не только ученые звания, но и богатый опыт практической деятельности на самых высших постах.
— И кого вы имеете в виду?
— Например, у нас преподают бывшие премьеры России Евгений Примаков, Сергей Степашин, известный юрист, председатель Арбитражного суда Вениамин Яковлев и другие видные знатоки своего дела. Да и переподготовку у нас проходят управленцы высшего звена, губернаторы, руководители областных администраций, заместители министров, топ-менеджеры крупнейших компаний.
Есть у нас и аспирантура, в которой свой профессиональный багаж пополняют специалисты, тяготеющие к научной и преподавательской деятельности.
Поскольку академия находится под патронажем президента России, то нам грех жаловаться на материальную базу. Все учебные кабинеты оборудованы по последнему слову техники. К услугам наших слушателей — специальный ситуационный центр.
— И что он собой представляет?
— Это учебный центр, оборудованный самыми современными компьютерами, которые позволяют преподавателям и студентам смоделировать самую сложную ситуацию и искать пути ее решения. В нем всегда полно желающих попробовать свои силы в поиске оптимальных управленческих решений.
Все большее применение в академии находят и другие активные формы учебы. Мы стараемся познакомить наших слушателей не только с новинками теории управления, но и показать, как их необходимо применять на практике.
И завлабов учить надо
— И сколь велика, образно говоря, мощность вашей академии? Сколько специалистов она готовит ежегодно?
— В стенах нашей академии ежегодно получают второе, подчеркиваю — второе, высшее образование и проходят переподготовку 13 0.00 управленцев высшего звена для самых разных сфер народного хозяйства.
— Немало. Но почему в России все чаще можно слышать жалобы на нехватку кадров? Об этом говорил даже российский президент Владимир Путин...
— Его не совсем верно поняли. России не хватает не кадров, а высококвалифицированных кадров. Это нетрудно объяснить. В сферу управления за последние годы пришло немало «физиков» и «лириков», завлабов, которые знакомы с теорией управления лишь понаслышке. Их надо или учить или заменять.
Не стоит забывать, что сегодня в России в сфере управления занято около миллиона управленцев разного ранга. А закон о гражданской государственной службе, который вступает в силу с января 2005 года, требует, чтобы каждый из них раз в три года проходил переподготовку. Это вполне разумное требование. Жизнь меняется все быстрее, процессы управления усложняются и надо учиться на ходу.
— Значит, спрос на ваши услуги становится все острее?
— Конечно. Но учтите, что одновременно в России совершенствуется и вся система переподготовки кадров. Одни проходят ее в своих областях, губерниях, другие — в Москве. Нам просто доверен самый сложный участок — мы ведем переподготовку управленцев высшего звена.
— Насколько известно, вашей академии дают заказ не только госструктуры, но и крупные фирмы и компании?
— Да и бизнесмены все четче осознают, что первый миллион можно заработать на предпринимательской хватке, на интуиции. А вот для второго этого мало, нужна продуманная стратегия, нужен современный менеджмент, нужны хорошо подготовленные менеджеры.
Потенциал нашей академии позволяет удовлетворить любой заказ. Недавно у нас свою квалификацию повысили около двухсот менеджеров компании «ЛУКОЙЛ». Успешно проведены курсы менеджеров по заказу Русской православной церкви. В планах на будущий год — курсы повышения квалификации для раввинов.
— Простите за любопытство! Но чему же вы учите служителей культа?
— Как чему? Разумеется, не работе с верующими, а работе с государственными структурами. Ведь священнослужители работают и в миру. И идя навстречу требованиям современности, конфессии совершенствуют свои связи с государством и общественностью. Вот они и осваивают у нас новинки правовой базы этих отношений.
Есть основа для сотрудничества
— А чем продиктован ваш интерес к конференции в Риге?
— Наша академия получает все больше заказов на переподготовку кадров и из-за рубежа. Особенно из тех стран, у которых растет объем торговых и экономических связей с Россией. Это понять нетрудно. Их топ-менеджеров тоже интересует новая правовая база взаимодействия российского государства и коммерческих структур, принципы принятия управленческих решений в России.
В нашей академии уже повышали квалификацию топ-менеджеры из Германии, Голландии, Канады, Китая и стран СНГ.
А вот страны Балтии как-то стоят в стороне от этих процессов, хотя и расположены рядом, и объем их торговых и экономических связей с Россией вполне заслуживает уважения. Тут невольно задумаешься над этим противоречием. И когда рижане мне предложили принять участие в конференции, я с удовольствием согласился.
— Не жалеете?
— Ни в коей мере. Конференция показала, что интерес к нашей академии есть и в странах Балтии. Конечно, они сейчас больше тяготеют к изучению опыта и специфики государственных и предпринимательских структур Европейского союза. Но немало предпринимателей начинают испытывать дефицит знаний о современной России. Они, как вполне серьезные люди, хотят знать новую Россию, ее госструктуры, бизнес, законы не только по выступлениям прессы. Они готовы пройти по этим темам и какие-то краткосрочные курсы в нашей академии.
Но беда в том, что государственные структуры Латвии не спешат инициировать такой процесс, а запросы коммерческих структур некому скоординировать. Да и мы как-то пока не проявили должного интереса к переподготовке менеджеров из Латвии.
— Говорят, что хорошую инициативу в этом направлении уже проявил Балтийский русский институт?
— Конференция мне помогла как бы заново открыть это крупнейшее в странах Балтии коммерческое учебное заведение. Я о нем и раньше в Москве слышал немало хорошего. Но здесь удалось познакомиться поближе. У БРИ действительно солидный преподавательский потенциал, его филиалы есть во всех трех странах Балтии, есть опыт переподготовки кадров путем предоставления им возможности получать второе высшее образование.
Этот вуз вполне способен стать еще одним нашим деловым партнером. Насколько я понял ректора БРИ — Станислава Буку, он тоже проявил интерес к нашей академии и намерен прислать к нам своего заместителя, чтобы на месте изучить возможности для взаимовыгодного сотрудничества.
— И в каких формах, на ваш взгляд, оно могло бы развиваться?
— Уже в самое ближайшее время можно было бы наладить обмен лекциями. Ряд наших профессоров, несомненно, заинтересует и студентов БРИ. Мы охотно предоставим свои кафедры профессорам из Риги. Вполне возможно, что обмен лекциями можно наладить и с помощью телемостов. Насколько я знаю, Балтийский русский институт их уже использует в масштабах Латвии. Есть подобный опыт и у нашей академии. В будущем году такой телемост будет проведен с Карлстонским университетом в Канаде.
Вполне можно попробовать сформировать на базе БРИ и группы латвийских предпринимателей для проведения для них в нашей академии краткосрочных курсов. Их программу вполне способен разработать и предложить БРИ, который лучше знает потребности латвийских топ-менеджеров.
Одним словом, основа для сотрудничества есть. И если его нам удастся наладить, оно пойдет на пользу не только академии и БРИ, но и нашим странам.