Отвоевав когда-то у шведов балтийские территории, Петр Великий тем самым прорубил для России окно в Европу. Сейчас это окно снова наполовину закрыто, но есть все возможности его распахнуть.
Минуло почти 15 лет с тех пор, как Россия и страны Прибалтики начали строить
свои взаимоотношения на новой основе. К сожалению, сейчас приходится признать, что все хорошее, что было в советский период, оказалось заслонено обидами, обвинениями и интригами. В итоге нынешнее состояние политических отношений между Россией и странами Балтии представляет собой неутешительную картину: взаимное недоверие, отчужденность, зачастую переходящая в откровенную вражду. Помимо прочего, с Латвией и Эстонией так и не решены проблемы массового негражданства русских и других выходцев из СССР, с Литвой не удается урегулировать вопросы транзита и жизнеобеспечения Калининградской области.
В экономике положение не лучше: влияние России в странах балтийской "тройки"
неуклонно снижается, наши соседи все больше разворачиваются в сторону
Запада.Так, к примеру, доля России в экспорте и импорте Латвии в последнее время снизилась, соответственно, до 7 и 10%, Литвы - 10 и 22%, Эстонии - 9 и 13%. (А без учета транзитных поставок цифры и вовсе мизерные). То же и с инвестициями, по объему которых Россия - казалось бы, столь мощный сосед - ни в одной из балтийских стран не входит в первую тройку. Банковский сектор Латвии, Литвы и Эстонии во все большей степени интегрируется с экономиками скандинавских стран и Германии; российским финансовым структурам в этом процессе места не предвидится.
И перечень подобных грустных примеров можно продолжать долго.
Между тем, ряд экспертов сходится во мнении: несмотря на некоторые текущие
трудности, у стран балтийского региона блестящее будущее. Именно здесь
расположен центр развития портов, коммерции, морского транспорта, имеющий
огромный потенциал развития. Кроме того, эти страны расположены весьма выгодно географически - на пути из Евразии в Западную Европу. А с практической точки зрения их расположение для России вообще уникально: через их территорию проходят важнейшие для нашей страны коммуникации (даже ширина железнодорожной колеи здесь такая же, как и у нас), здесь низкие в сравнении с ЕС производственные издержки (на энергию и т.д.), дешевая рабочая сила. Соблюдаются нормы международного права, действует прозрачная система налоговых и трудовых законов, бюрократические процессы предсказуемы, а масштабы коррупции не сравнимы с российскими. Все это вместе взятое становится колоссальным преимуществом, не использовать которое по меньшей мере недальновидно.
И еще один аспект. Сегодня в балтийском регионе проживает самое большое в
Евросоюзе число высококвалифицированных специалистов, владеющих русским языком, здесь, как нигде в Европе, понимают реалии российской экономики. Сокращение связей между Россией и странами Балтии в первую очередь бьет по русскоязычному населению (около 1,5 млн. человек), большая часть которого сосредоточена в бизнесе, а также на предприятиях, ориентированных на Россию. (К примеру, в портовых Силламяэ и Палдиски эстонцев проживает менее 10%, в Таллине – меньше 50%; на Вентспилском нефтяном терминале латышей менее 35%, в трубопроводной компании "Латространс" - 10% и т. д.). Имея влияние на экономику стран балтийской "тройки", защищать интересы соотечественников Москве было бы намного проще.
Пока же очевидно: от напряженности в отношениях между нашими странами пользу
извлекают лишь правые радикалы, для политического выживания которых в любой
стране конфликт жизненно необходим. А вот стратегическим экономическим интересам наших стран такая политическая напряженность крайне вредна.
Вместе с тем создается ощущение, что потихоньку исчерпывается ресурс
консолидации на антироссийской основе внутри балтийских стран, а политические
силы, строившие на ней свои программы, утрачивают былое влияние. В Эстонии,
Латвии и Литве все громче раздаются голоса "прагматиков", убеждающих, что
конфронтационный путь малопродуктивен. Растет понимание того, что Россия и
страны Балтии обладают мощным потенциалом для развития взаимной торговли, что
рынок балтийского региона при благоприятных условиях в недалеком будущем можетстать источником экономического роста для всей Европы. Ведь не случайно
внутренний рынок стран Балтии, несмотря на свою сравнительную узость (суммарно около 8 млн. человек), вызывает повышенный интерес у западных финансистов и предпринимателей, которые называют этот регион "шоссейной дорогой для инвестиций", "торговым окном в Россию", "локомотивом Северной Европы".
Так может главное сегодня - преодолеть дефицит доверия? Ведь страны Балтии могут выступать неким опосредующим звеном для сближения экономик России и ЕС в таких сферах, как транспортно-транзитная, топливно-энергетическая,
кредитно-финансовая, туризм, страхование и торговля агропродукцией. При этом
нельзя не заметить, что и в Латвии, и в Литве, и в Эстонии сегодня вновь
заговорили о роли региона как политико-экономического "моста" между Востоком и Западом Европы. Такая линия обсуждалась балтийской политической элитой на
начальном этапе независимости, но к середине 90-х годов прошлого века была
отброшена - с точки зрения доминировавшего тогда геополитического догматизма
политика "моста" вела лишь к созданию некой буферной зоны между Востоком и
Западом Европы, а Балтия хотела стать "настоящей" Европой. Однако, как теперь
выясняется, именно политика "моста" способна стать инструментом преодоления
географической периферийности и политической маргинальности стран Балтии в
контексте ЕС.
Исходя из этого, задачей Москвы могло бы стать всемерное стимулирование
взаимовыгодного сотрудничества, содействие в привлечении в балтийский регион
инвестиций, расширение влияния там российского бизнеса, совместные с бизнесом
действия по укреплению политического и экономического влияния. Пока же от
нынешней неопределенности в отношениях проигрывают все. А значит, положение делнадо срочно менять, условия для этого созрели. Общая ситуация как в России, так и в странах Балтии выдвигает насущную потребность по активизации
внешнеэкономических связей с целью усиления их позитивного воздействия
на политику.
Похоже, что именно этими соображениями начинают руководствоваться в России на
высоком политическом уровне. На созванной по поводу вручения верительных грамот
первой пресс-конференции новый российский посол в Латвии Виктор Калюжный призвал
начать с чистого листа строить отношения между двумя странами. С особой надеждой
было встречено его предложение о возобновлении работы Межправительственной комиссии,
разработавшей 29 двусторонних соглашений и заявление о том, что договор о границе россияне
скорее всего ратифицируют, если не до конца года, то в первом квартале 2005-го.
При этом новый посол несколько раз повторил: "Мы виноваты в том, что многие вопросы не решены".
Петр Великий когда-то отвоевал у шведов балтийские территории и тем самым
прорубил окно в Европу. Сейчас это окно снова наполовину закрыто. Удастся ли
сегодняшним нашим правителям, коих иногда называют продолжателями дела Петра,
повторить его поступок? Ведь психологи утверждают: первый шаг делает сильный.
Сегодня, на фоне укрепления международных позиций России, Москва может позволить себе роскошь сделать такой первый шаг, и он не будет воспринят как проявление слабости.
Михаил ДЕЛЯГИН,
Председатель Президиума–научный руководитель Института проблем глобализации.