Четверг, 19.06.2025, 13:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 798
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа
Главная » Статьи » Политика » Геополитика

Россия и Прибалтика: первый шаг должен сделать сильный

Россия и Прибалтика: первый шаг должен сделать сильный


И перечень подобных грустных примеров можно продолжать долго.
контексте ЕС.
на политику.
Михаил ДЕЛЯГИН,

Отвоевав когда-то у шведов балтийские территории, Петр Великий тем самым прорубил для России окно в Европу. Сейчас это окно снова наполовину закрыто, но есть все возможности его распахнуть.

Минуло почти 15 лет с тех пор, как Россия и страны Прибалтики начали строить

свои взаимоотношения на новой основе. К сожалению, сейчас приходится признать, что все хорошее, что было в советский период, оказалось заслонено обидами, обвинениями и интригами. В итоге нынешнее состояние политических отношений между Россией и странами Балтии представляет собой неутешительную картину: взаимное недоверие, отчужденность, зачастую переходящая в откровенную вражду. Помимо прочего, с Латвией и Эстонией так и не решены проблемы массового негражданства русских и других выходцев из СССР, с Литвой не удается урегулировать вопросы транзита и жизнеобеспечения Калининградской области.

В экономике положение не лучше: влияние России в странах балтийской "тройки"

неуклонно снижается, наши соседи все больше разворачиваются в сторону

Запада.Так, к примеру, доля России в экспорте и импорте Латвии в последнее время снизилась, соответственно, до 7 и 10%, Литвы - 10 и 22%, Эстонии - 9 и 13%. (А без учета транзитных поставок цифры и вовсе мизерные). То же и с инвестициями, по объему которых Россия - казалось бы, столь мощный сосед - ни в одной из балтийских стран не входит в первую тройку. Банковский сектор Латвии, Литвы и Эстонии во все большей степени интегрируется с экономиками скандинавских стран и Германии; российским финансовым структурам в этом процессе места не предвидится.



И перечень подобных грустных примеров можно продолжать долго.

Между тем, ряд экспертов сходится во мнении: несмотря на некоторые текущие

трудности, у стран балтийского региона блестящее будущее. Именно здесь

расположен центр развития портов, коммерции, морского транспорта, имеющий

огромный потенциал развития. Кроме того, эти страны расположены весьма выгодно географически - на пути из Евразии в Западную Европу. А с практической точки зрения их расположение для России вообще уникально: через их территорию проходят важнейшие для нашей страны коммуникации (даже ширина железнодорожной колеи здесь такая же, как и у нас), здесь низкие в сравнении с ЕС производственные издержки (на энергию и т.д.), дешевая рабочая сила. Соблюдаются нормы международного права, действует прозрачная система налоговых и трудовых законов, бюрократические процессы предсказуемы, а масштабы коррупции не сравнимы с российскими. Все это вместе взятое становится колоссальным преимуществом, не использовать которое по меньшей мере недальновидно.

И еще один аспект. Сегодня в балтийском регионе проживает самое большое в

Евросоюзе число высококвалифицированных специалистов, владеющих русским языком, здесь, как нигде в Европе, понимают реалии российской экономики. Сокращение связей между Россией и странами Балтии в первую очередь бьет по русскоязычному населению (около 1,5 млн. человек), большая часть которого сосредоточена в бизнесе, а также на предприятиях, ориентированных на Россию. (К примеру, в портовых Силламяэ и Палдиски эстонцев проживает менее 10%, в Таллине – меньше 50%; на Вентспилском нефтяном терминале латышей менее 35%, в трубопроводной компании "Латространс" - 10% и т. д.). Имея влияние на экономику стран балтийской "тройки", защищать интересы соотечественников Москве было бы намного проще.

Пока же очевидно: от напряженности в отношениях между нашими странами пользу

извлекают лишь правые радикалы, для политического выживания которых в любой

стране конфликт жизненно необходим. А вот стратегическим экономическим интересам наших стран такая политическая напряженность крайне вредна.

Вместе с тем создается ощущение, что потихоньку исчерпывается ресурс

консолидации на антироссийской основе внутри балтийских стран, а политические

силы, строившие на ней свои программы, утрачивают былое влияние. В Эстонии,

Латвии и Литве все громче раздаются голоса "прагматиков", убеждающих, что

конфронтационный путь малопродуктивен. Растет понимание того, что Россия и

страны Балтии обладают мощным потенциалом для развития взаимной торговли, что

рынок балтийского региона при благоприятных условиях в недалеком будущем можетстать источником экономического роста для всей Европы. Ведь не случайно

внутренний рынок стран Балтии, несмотря на свою сравнительную узость (суммарно около 8 млн. человек), вызывает повышенный интерес у западных финансистов и предпринимателей, которые называют этот регион "шоссейной дорогой для инвестиций", "торговым окном в Россию", "локомотивом Северной Европы".

Так может главное сегодня - преодолеть дефицит доверия? Ведь страны Балтии могут выступать неким опосредующим звеном для сближения экономик России и ЕС в таких сферах, как транспортно-транзитная, топливно-энергетическая,

кредитно-финансовая, туризм, страхование и торговля агропродукцией. При этом

нельзя не заметить, что и в Латвии, и в Литве, и в Эстонии сегодня вновь

заговорили о роли региона как политико-экономического "моста" между Востоком и Западом Европы. Такая линия обсуждалась балтийской политической элитой на

начальном этапе независимости, но к середине 90-х годов прошлого века была

отброшена - с точки зрения доминировавшего тогда геополитического догматизма

политика "моста" вела лишь к созданию некой буферной зоны между Востоком и

Западом Европы, а Балтия хотела стать "настоящей" Европой. Однако, как теперь

выясняется, именно политика "моста" способна стать инструментом преодоления

географической периферийности и политической маргинальности стран Балтии в



контексте ЕС.

Исходя из этого, задачей Москвы могло бы стать всемерное стимулирование

взаимовыгодного сотрудничества, содействие в привлечении в балтийский регион

инвестиций, расширение влияния там российского бизнеса, совместные с бизнесом

действия по укреплению политического и экономического влияния. Пока же от

нынешней неопределенности в отношениях проигрывают все. А значит, положение делнадо срочно менять, условия для этого созрели. Общая ситуация как в России, так и в странах Балтии выдвигает насущную потребность по активизации

внешнеэкономических связей с целью усиления их позитивного воздействия



на политику.

Похоже, что именно этими соображениями начинают руководствоваться в России на

высоком политическом уровне. На созванной по поводу вручения верительных грамот

первой пресс-конференции новый российский посол в Латвии Виктор Калюжный призвал

начать с чистого листа строить отношения между двумя странами. С особой надеждой

было встречено его предложение о возобновлении работы Межправительственной комиссии,

разработавшей 29 двусторонних соглашений и заявление о том, что договор о границе россияне

скорее всего ратифицируют, если не до конца года, то в первом квартале 2005-го.

При этом новый посол несколько раз повторил: "Мы виноваты в том, что многие вопросы не решены".

Петр Великий когда-то отвоевал у шведов балтийские территории и тем самым

прорубил окно в Европу. Сейчас это окно снова наполовину закрыто. Удастся ли

сегодняшним нашим правителям, коих иногда называют продолжателями дела Петра,

повторить его поступок? Ведь психологи утверждают: первый шаг делает сильный.

Сегодня, на фоне укрепления международных позиций России, Москва может позволить себе роскошь сделать такой первый шаг, и он не будет воспринят как проявление слабости.



Михаил ДЕЛЯГИН,

Председатель Президиума–научный руководитель Института проблем глобализации.

(«Комсомольская правда» 27.11.04 г.)







Летом этого года в Нижегородской области стартовала работа передвижных стоматологических установок.
Летом этого года в Нижегородской области стартовала работа передвижных стоматологических установок.

В Хакасии чиновники "не услышали" граждан на 15 тысяч рублей
В Хакасии чиновники

Путинск или Булакинск?
Путинск или Булакинск?

Соцпартия – курс на объединение!
Соцпартия – курс на объединение!

Начальник ГУВД Нижегородской области Виктор Братанов принял участие в открытии работкинского отделения милиции

"Представители "Саровбизнесбанка" буквально насильственным путем вынуждают ребят переселяться в необустроенные классы".

Губернатора Нижегородской области изберут депутаты Законодательного собрания
Губернатора Нижегородской области изберут депутаты Законодательного собрания

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Геополитика | Поместил: Aleksandr (20.10.2012)
Просмотров: 602 | Теги: лето, политики, Экономика, политика, страна, ЕВропа, Россиия, Россия, новый | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Здоровье]
Психологическая помощь и тренинги: путь к внутреннему балансу (0)
[Строительство и ремонт]
Аренда ПУХТО в СПб в компании «МусороБосс» (0)
[Полезные советы]
Организация погребения на кладбище (0)
[Полезные советы]
Особенности и преимущества УФ печати на холсте от компании SOLOPRINT (0)
[Бизнес и финансы]
Услуги интернет-магазина в сфере оптовых и розничных продаж (0)
[Полезные советы]
Как выбрать качественную одежду (0)
[Полезные советы]
Услуги химчистки брендовой одежды (0)
[Отдых в России]
Ошибки при отправке заявки: как не упустить идеальное жилье в Ялте (0)
[Бизнес и финансы]
Услуги по составлению документов для охраны труда (0)
[Новости игрового мира]
Бездепозитные бонусы и акции казино: Ваша возможность выиграть (0)
[Полезные советы]
Услуги ремонта стиральных машин (0)
[Полезные советы]
Преимущества новостроек в Крыму (0)
[Новости игрового мира]
Чем интересен Lplay2x (0)
[Полезные советы]
Поиск информации о Москве (0)
[Полезные советы]
Решение долговых обязательств через платформу AUXILIUM (0)
[Строительство и ремонт]
Технические характеристики профлиста (0)
[Строительство и ремонт]
Поставка и продажа бывших в употреблении труб (0)
[Полезные советы]
Оплата сервисов Apple в России (0)
[Отдых в России]
Выбираем и покупаем лодочный мотор на сайте интернет-магазина Aqua Moto в зависимости от его характеристик (0)
[Новости игрового мира]
Бездепозитные бонусы в онлайн-казино: что это такое и как ими пользоваться? (0)
 


Самые читаемые статьи

Прохождение Dead Space 2 (2)
Nissan Maxima QX 3. 0 (0)
Диета Ирины Чащиной (0)
СЕКРЕТНОЕ ДОСЬЕ ГОЛЛИВУДСКИХ ЗВЕЗД (0)
Как "законсервировать" велосипед на зиму? (0)
Ssang Yong Kyron M 200 Xdi 4WD (1)
Volkswagen Touareg 3.0 V6 TDI (0)
Продукты, от которых мы худеем (0)
Азбука Световой Сигнализации (1)
Nissan Navara Double Cab 2.5 dCi (3)
Травяные ванны (0)
Крушения НЛО (0)
Opel Astra GTC 1. 8 (0)
Миллион обещаний (0)
Южный Урал (0)
Mitsubishi Space Wagon 2. 4 (0)
Mercedes E350 4MATIC (0)
Daewoo Nexia 1. 6 (0)
ВАЗ 21103 (0)
Fiat BRAVO T-JET 150 л. с. Emotion c пакетом комфорт (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2025