Бердянцам, интересующимся историей города, известна фамилия первого городского головы Николая Кобозева. В его честь уже в наше время на средней горе был воздвигнут памятный знак. А до революции в честь этого человека, пользовавшегося уважением горожан как при его жизни, так и после смерти, весь спуск с горы назывался Кобозевским и переходил он в Кобозевскую улицу, которая шла по нынешнему пр. Ленина от горы до нынешней улицы Свободы.
Куда меньше широкой общественности известны имя и фамилия Григорий Черняев. А между тем это был первый градоначальник Бердянска. Если городского голову избирали и он считался, современным языком говоря, руководителем местного самоуправления, то начальник города и порта назначался.
Он считался проводником воли государства и представителем государства на территории. И что показательно, назначаемый начальник порта являлся одновременно и начальником города. Это говорит о колоссальном значении порта в жизни города и его весомой роли в стране. Именно потому наш рассказ сегодня о первом бердянском начальнике порта и города Григорие Черняеве. Тем более, что личность эта была весьма неординарная, да к тому же прославившаяся в битве при Бородино и вообще в Отечественной войне 1812 года.
После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году к Российской империи отошла большая территория, на которой Екатерина ІІ начала свои новые земли раздавать верным поданным. Вот так деревня Тубышки приобрела нового хозяина – Никиту Черняева, который был дворянского рода из Новгородской земли.
Когда Никита Черняев приехал в Тубышки, то остался здесь жить. Работал начальником Толочинской таможни на границе Речи Посполитой с Российской империей. Ловил контрабандистов, увеличивал российскую казну, взяток не брал, а потому был уважаем и даже награжден Золотой медалью.
В Тубышках у Никиты 27 января 1787 года родился сын, которого назвали Гришей. Спустя десятилетия ему и суждено было стать первым градоначальником Бердянска.
Из того, что мальчик видел в детстве, многое еще сохранилось: поля и холмы, хвойные леса, речка Друть, мельница из красного кирпича, старинный парк…
Гриша не отличался крепким Здоровьем, часто болел, но когда ему исполнилось 11 лет, отец все же отвез его в г. Шклов в престижный кадетский корпус, где уже находились на воспитании три его брата: Ипполит, Василий и Петр.
В 1804 году Григорий Черняев был возведен в чин прапорщика и направлен на службу в Новоингерманландский полк, находившийся в г. Могилеве.
Спустя несколько месяцев полк переправили в Австрию, где он участвовал в крупном кровопролитном сражении между русско-австрийской и французской армиями под Аустерлицем. Потом было возвращение в Россию, русско-турецкая война, сражение за турецкую крепость Браилов и награда – орден Святой Анны 4-й степени. За турецкую кампанию Г. Черняев получил три чина и в возрасте 25 лет стал штабс-капитаном.
Отечественная война 1812 года – самая яркая страница в боевой биографии Григория Никитича. В первых рядах защитников Отечества на родной могилевской земле он участвовал в кровопролитном бою под руководством генерала Раевского. В результате 2-я русская Западная армия оторвалась от противника у г. Быхова, переправилась через р. Днепр и соединилась с 1-ой Западной армией Барклая-де-Толли в г. Смоленске, что нарушило планы Наполеона. У стен Смоленска Григорий Черняев был ранен в левую руку, но не покинул поле боя. За мужество, проявленное в этом сражении, он получил награду – орден Святой Анны 3-й степени.
Принимал Григорий Никитич участие и в знаменитом Бородинском сражении. Затем, уже во время отступления французов, кровопролитное сражение произошло за город Малоярославец. На рассвете 24 октября русские войска под руководством генералов Д. Дохтурова и Н. Раевского ворвались в город, уже занятый французами. В этих воинских соединениях был и полк Григория Черняева. Разыгралось сражение на пределе человеческих сил. За день город восемь раз переходил из рук в руки и сгорел дотла. В этом сражении Г. Черняев проявил беспримерную стойкость, снова отличился и был награжден орденом Святой Анны 2-й степени.
В кровавом сражении под поселком Красное (недалеко от г. Дубровно и г. Орши) было убито 25 тысяч французских воинов. Проявив исключительное упорство и собранность, снова отличился Г. Черняев, за что был награжден Золотой шпагой с надписью «За храбрость» и удостоен звания полковника.
Преследуя отступающих французов, полковник Г. Черняев сражался под Дрезденом, участвовал в трехдневной битве под Лейпцигом, названной «битвой народов», входил в покоренный Париж.
Уже после разгрома наполеоновской Франции Черняев был назначен на должность коменданта города Валансьен на границе с Бельгией. В 1818 году его назначают губернатором французского города Люневиль, где он знакомится с дочерью мэра по имени Любовь-Эсфирь Шарлотта. В ноябре того же года они поженились.
Жила молодая семья во Франции. Григорий рассказывал про свою родину, про зимы в Тубышках, про пение соловьев, и жена предложила ему переехать в родное имение. Так семья и поступила. В Тубышках Григорий построил новый дом. Трудно поверить, но это факт: его жену местные жители настолько уважали и любили, что даже выучили французский язык. В 1923 году Григорий рядом с домом построил православную церковь, освященную в честь святого Николая.
После шести лет мирной семейной жизни позвали друзья-однополчане. И уже с 1824 года Григорий Никитич – полицмейстер города Измаила. К 50-летию заслужил почетный орден Святого Владимира 4-й степени с алмазами. А в 1841 году, вскоре после того, как новому поселению на берегу Азовского моря был дан статус города и наименование «Бердянск», по предписанию генерал-губернатора Новороссийского края и полномочного наместника Бессарабской области графа (по позднейшему титулу – князя) М. С. Воронцова Григорий Никитич Черняев становится градоначальником этого города и начальником морского порта.
Пути-дороги М. С. Воронцова и Г. Н. Черняева пересекались во время пребывания во Франции, где М. С. Воронцов командовал экспедиционным корпусом русских войск. К Григорию Никитичу и его семье Воронцов относился с уважением и доверием, крестил его сына Михаила, ставшего впоследствии знаменитым русским генералом, героем войны на Балканах в 1877 году и первым военным губернатором Туркестанской области. Но это уже отдельная тема.
А пока всей семьей Черняевы в 1841 году переезжают в г. Бердянск. Всего у Г. Н. Черняева с женой родилось восемь детей, но две девочки умерли в детском возрасте.
Время руководства Г. Н. Черняевым Бердянским морским портом ознаменовалось резким увеличением экспортной торговли – непосредственно вывоз пшеницы достиг почти 19 млн рублей серебром, были построены в городе капитальные кирпичные хлебные амбары. В то время Бердянск стал самым важным и богатым после Одессы городом Южной России.
Во время Крымской войны Российской империи с объединенными войсками Англии, Франции и Турции в 1853–1856 гг. наш город находился в сотнях верст от основного театра военных действий, но война задела и его.
После неудачной обороны Керчи, от находившейся там русской эскадры осталось четыре судна, которые были направлены к Бердянску. В погоню за ними отправились суда англо-французской эскадры. Вступать с ней в бой было бессмысленно, а потому руководство оставшейся русской эскадры приняло решение суда сжечь и затопить у входа в Бердянский залив, дабы противник не мог высадиться в Бердянском порту.
Сожжение русских судов и слухи о приближающейся эскадре противника произвели достаточно сильное впечатление на жителей города, они массово покинули город и направились в ближайшие села и колонию Нейгофнунг (с. Ольгино, ныне входит в состав с. Осипенко). Кстати, эту колонию недалеко от г. Бердянска основал Георг Герман в 1819 году – прадед известной и популярной певицы, победительницы конкурса песни в г. Сопоте (Польша) Анны Герман.
15 мая 1855 года эскадра союзников, состоящая из 20-ти пароходов и множества мелких судов, подошла к г. Бердянску. Не встретив сопротивления, они произвели обстрел города, уничтожили все суда, не пощадив и рыбацких лодок, подожгли несколько домов.
26 июня 1855 года неприятель пытался высадиться в г. Бердянске, но был отбит казаками-азовцами, патрулировавшими Азовское побережье.
2 июля 1855 года неприятельская эскадра в составе 12-ти пароходов вновь подошла к г. Бердянску и открыла сильный обстрел города и казачьих разъездов.
С 5 июля и по 11 июля 1855 года эскадра изо всех орудий вела стрельбу по городу, что стало причиной больших пожаров. В огне горели продовольственные магазины, жилые дома, мельницы, склады. Противником вновь была предпринята попытка высадить десант и полностью уничтожить город, но умело организованная казаками-азовцами оборона вынудила врага отказаться от этих действий и отойти от берега.
Именно в это время градоначальник Г. Н. Черняев принимает решение, которое неоднозначно было воспринято как в те дни, так и сегодня.
Капитан неприятельской эскадры англичанин Осборн обратился к нему с предложением позволить купить мясо для своей эскадры. В обмен пообещал прекратить обстрел и отвести от города корабли.
Практически Осборн ничего не терял, он уже понимал, что казаки-азовцы не позволят ему захватить город, что дальнейшее пребывание на рейде г. Бердянска не принесет пользы союзным войскам, а потому, давая обещание, он ничем не рисковал. А вот российская сторона…
И здесь свое слово сказали местные купцы-олигархи. Урожай пшеницы в этом году был высоким, и в городских амбарах скопилось огромное количество зерна для отправки за границу. Продолжение блокады города английской эскадрой грозило им потерей доходов от продажи пшеницы, а потому купцы настоятельно, как это олигархи умели делать тогда и умеют делать сейчас, посоветовали градоначальнику принять предложение английского капитана. Они не посчитали нужным задуматься над тем, что обеспечение врага продовольствием неэтично по отношению к сражающимся в Крыму, что на бастионах Севастополя в это время сражались отцы и сыновья бердянцев Туркиных, Андрющенко, Пелишенко, Кабанцовых и др. Сражался на Малаховом кургане и сын самого градоначальника - Михаил Черняев. Главное для них было – не потерять доходы.
Получив продовольствие, интервенты на следующий день покинули воды Бердянского залива. О происшедшем в Бердянске стало известно губернатору. Без какого-либо предупреждения в город был направлен полковник Дельво, который по прибытии и объявил, что он назначен исполняющим обязанности начальника морского порта и города, а Г. Н. Черняев должен немедленно сдать ему все дела. Произведя расследование, он рапортом №65 от 2 апреля 1856 года сообщил губернатору о имевших место переговорах с англичанами.
Отставка была для Г. Н. Черняева внезапной и неожиданной. Но в целом к нему отнеслись снисходительно, учитывая его былые заслуги. Отправлен в отставку он был в чине генерал-майора с окладом в 500 рублей.
Доживал свой век Григорий Никитич с женой-француженкой в г. Бердянске, причем довольно активно участвовал в общественной жизни города. Он возглавлял церковную комиссию по строительству Вознесенского собора, состоял членом комиссии по устройству городского сада, в марте 1865 года был избран в комиссию для ходатайства о прокладке к Бердянску железной дороги и др.
26 ноября 1860 года Григорий Никитич Черняев получил свою последнюю награду – орден Святого Георгия 4-й степени.
Умер он 15 января 1869 года и похоронен в г. Бердянске. Священник разрешил произвести захоронение Г. Н. Черняева на почетном месте, возле кладбищенской церкви.
Такова судьба первого бердянского градоначальника. Автор: Георгий СУКАЧ при подготовке материала использовано: Э Корнилович «Уж постоим мы головою за Родину свою»