Первая книга этого человека вышла в 1967 году в серии "Эврика". Называлась она "Охота за мыслью" и очень пришлась мне по душе еще тогда. Автора зовут Владимир Львович Леви, он доктор медицинских и психологических наук, один из основателей нового направления психологической медицины – изучения и профилактики самоубийств, книги его переведены на многие языки мира. Вчера в Живом Журнале он оставил запись, которую я хочу привести здесь полностью:
– Вы говорите: "Я с властью не пересекаюсь, нам взаимно наплевать", – так?..
Так, да не так. Наплевать – да, а непересечение не взаимно. Вы власти ничего не пересекаете (особенно если социально индифферентны, пассивны, это ее больше всего устраивает), – а она вам ПЕРЕСЕКАЕТ, и очень многое, о чем-то вы можете догадаться, о чем-то – нет.
Свежайший пример: власть, руками своих незримых роботов, по случаю выборов только что в течение многих часов пересекала вам возможность получить мою запись – ЛИЧНО для вас – здесь, в ЖЖ. Дедосила без устатку, бессовестно, внаглую. Нарушала наши с вами права на свободное общение.
Знаете, сколько времени я потерял в ожидании возможности написать вот это, что пишу сейчас? (Времени, которое понадобилось бы, быть может, и для спасения кого-то от суицида...)
Власть это может (и хочет) нам (вам) учинить, а мы (вы) ей?..
Так что симметрии в ваших (наших) отношениях с этой властью отнюдь нет. И стоит, мне думается, внимательно отличать внутреннюю свободу и независимость от социальных волнений, штормов и бурь – этот центр циклона внутри себя – от душевной лени, от летаргии совести и демонстративного пофигизма, равнозначного столь знакомому нам по советскому опыту пассивному коллаборационизму, сиречь сотрудничеству с властительной подлостью и насилием.
...Может, помните? Когда перед Арджуной, которого его Великий Гуру учил отрешенной непривязанности и полнейшему миролюбию, встала дилемма: оставаться невозмутимым и пассивным или идти драться за спасение народа, и он вопросил об этом Гуру, – Гуру ответил: оставаясь невозмутимым, сражайся, Арджуна.
"Просто истерия какая-то вокруг. Электорат явно болен психически. И что самое неприятное – и Доктор, похоже, поддался этому тотальному безумию".
О совести идет речь. О гражданской и просто о человеческой. О реальном настоящем и реальном будущем нашем и наших детей, и не только нашем и наших. Если честная, в меру своего разумения, борьба за это настоящее и будущее – признак психического нездоровья, а равнодушие – признак здоровья, то...
Вспомнилось: один профессор-психиатр на клиническом разборе всерьез втолковывал мне, желторотому ординатору больницы им. Кащенко:
– У этого больного шизофреническая честность. Типичная, характерная шизофреническая честность.
– А что, шизофреники всегда люди честные? – робко поинтересовался я.
– Вот именно. Всегда честные. Неадекватно честные. Патологически честные.
– А нормальные люди честными не бывают?
– А вы как думаете? – вдруг вопросил профессор, глядя на меня с острым диагностическим прищуром.